Экскурсия по Стене радости

0

«Документы эпохи», превратили стены в подлинную достопримечательность Арада

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Семен РАТНЕР, Арад

 

В лучшем, по версии автора, городе Израиля — Араде, есть замечательный дом культуры и спорта (сокращенно на иврите МАТНАС). А в нем – кабинет культорганизатора Али Рубин, которую хорошо знает русскоязычная публика.

Наша Аля (имя при рождении – Александра) первую часть своей жизни провела в Москве, другую часть – в Минске, а в феврале 1991 года репатриировалась в Израиль. Вместе с супругом, композитором Леонидом Сверделем, родителями, дочерью Ольгой семья поселилась в Араде (все население города на сегодня – примерно 26 000 человек).

У Али и ее мужа еще по жизни в СССР было много знакомых среди музыкантов, артистов, писателей и поэтов. А когда границы той страны открылись, и люди из бывшего Советского Союза могли свободно приезжать в нашу страну, у Али возникла на редкость удачная мысль — приглашать в Арад гастролировавших в Израиле деятелей культуры. А ведь на просторах бывшего Союза эти люди для большинства из нас были недосягаемы.

Позже, с 1999 года, почти каждый артист, певец, общественный деятель, приезжая в Арад (по приглашению Али, разумеется), оставлял на стене в ее кабинете свой автограф. Эти «документы эпохи» превратили стены в подлинную достопримечательность нашего города.

И если один из главных культурно-исторических памятников в Иерусалиме по-русски мы называем Стеной Плача, то к стенам в кабинете Али так и просится название Стена Радости!

И вот теперь Аля любезно согласилась провести для нас экскурсию по Стене Радости, рассказать о людях, оставивших автографы, а также и о тех деятелях культуры, чьих автографов на Стене нет, но они тоже давали спектакли и концерты в Араде. Некоторые еще живы, слава Богу, бОльшая же часть, увы, ушли от нас, но мы их помним и любим!

Кстати, многие герои этой экскурсии приезжали не просто в Арад, а лично к Але, и бывали у нее дома! Атмосфера этого дома располагала, и продолжает располагать, в чем автор убедился лично!

Итак, начнем!

Впечатления от экскурсии и литературная обработка – мои. Фотографии Стены выполнены прекрасным арадским фотографом Галией Матюш. Остальные фотографии – из личной коллекции самой Али.

Материалов, собранных на экскурсии, оказалось так много, что я счел возможным разделить их на части.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ АРАДА ДО СТЕНЫ (1991–1999 ГГ.)

Первым, кто откликнулся на приглашение, был поэт-пародист Александр Иванов. Вдвоем с писателем Каминским они приехали в Арад 14 мая 1991. Билеты по пять шекелей были распроданы мгновенно – в буквальном смысле: люди, желавшие попасть на концерт, ожидали Алю у выхода из МАТНАСа прямо в день, когда ей выдали пачку билетов. Что не удивительно: репатрианты истосковались по отличным представлениям. Пришлось просить Иванова дать второй концерт. Было два аншлага в один день.

Следующей была известная актриса кино и театра (МХАТ) Ирина Мирошниченко.

В августе выступала Клара Новикова — «тетя Соня».

Убедившись в успехе, МАТНАС начал более охотно предоставлять сцену артистам, приглашенным Алей.

В конце января 1992 г. приехали и гостили в Араде около трех недель Алла Балтер с супругом Эммануилом Виторганом, известные в России артисты московского театра имени Маяковского. При этом спектакли они давали по всему Израилю.

В том же 1992 г. в Израиль для постановки спектакля «Поминальная молитва» приехал режиссер театра «Ленком» Марк Захаров. Он с дочерью Александрой и зятем Владимиром Стекловым были в гостях у Али. На сцене МАТНАСа в Араде состоялся их творческий вечер.

Позже, уже в двухтысячных, театр «Ленком» привозил в Арад несколько своих спектаклей. Артисты Александр Калягин, Николай Караченцов, их коллеги вместе с драматургом Александром Галиным играли спектакль «Чешское фото». Затем был музыкальный спектакль «Бременские музыканты» — режиссерский дебют Александра Абдулова.

Но вернемся в девяностые.

В 1993 году в МАТНАСе был создан отдел по работе с русскоязычными израильтянами, возглавить который предложили кому? Правильно, Але Рубин.

Первым по-настоящему значимым мероприятием нового отдела стала организация празднования нового 1994 года для детей. Билеты раскупили за два дня.

А в конце 1994 г. приехал великий поэт Евгений Евтушенко. Свой первый концерт в Израиле он дал именно в Араде. Накануне концерта наша Аля, принимавшая поэта, читала ему его же старое стихотворение «Береза», которое сам автор успел забыть и не включил ни в один сборник (единственная публикация была в «Литературной газете»). Вдохновленный тем, что в маленьком израильском городе его стихи знают и читают наизусть, Евтушенко 11 декабря, буквально за час до выступления, написал стихотворение «Оазис». Это произведение посвящено (цитирую) «Але Рубиной, человеку, влюбленному в поэзию, буквально напичканную стихами». Само стихотворение и небольшое примечание к нему я нашел в книге Леонида Сверделя «Что я помню».

Также в девяностые московский театр «Современник» (с участием Лии Ахеджаковой) показал спектакль «А поутру они проснулись» по повести Василия Шукшина.

Артисты Евгений Леонов, Александр Филлипенко, Александр Калягин, Леонид Филатов и Иннокентий Смоктуновский проводили в Араде творческие встречи со зрителями. Все эти люди не нуждаются в особом представлении.

На Новый 1999 год Але впервые удалось «пробить» праздник для взрослых. Вместе с арадчанами праздновали артисты театра под руководством Константина Райкина.

Уже в начале двухтысячных зрители Арада наслаждались комедийным спектаклем «Старые русские» в исполнении театра имени Рубена Симонова с участием Вячеслава Шалевича и Анны Каменковой.

Приезжал и Ефим Александров с концертом «Песни еврейского местечка». Ефим солировал при поддержке большого танцевального коллектива (концерт можно посмотреть в интернете).

И как не отметить приезд в 2000 году моих певческих любимчиков Татьяны и Сергея Никитиных. Помните:

«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей, только от жизни, от жизни собачей собака бывает кусачей»!

Выступали Елена Воробей (комедийная актриса, на эстраде читает монологи и неплохо поет), Наталья Дурова с «Театром зверей» и даже известнейший фокусник Игорь Кио.

Как уже было отмечено, многие из упомянутых (и не упомянутых) замечательных людей приезжали не просто выступить перед арадской публикой, они приезжали в гости непосредственно к Але Рубин. Вот такой у нас «Арад в лицах»!

Разумеется, я назвал не всех. Гостей нашего города было гораздо больше.

Вторая часть экскурсии будет посвящена непосредственно Стене и людям, оставившим на стене свои автографы.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АВТОГРАФЫ НА СТЕНЕ РАДОСТИ

Первым гостем, оставившим автограф на Стене Радости в сентябре 1999 г., оказался автор и ведущий телепрограммы еще советского времени «До и после полуночи» Владимир Молчанов. Это сейчас мы можем постить в социальных сетях все, что вздумается. А в то время Молчанов давал телезрителям информацию, которую новостным программам озвучивать запрещалось.

В октябре 1999 зрители Арада наслаждались песнями в исполнении российско-узбекских артистов Аллы Иошпе (умершей в январе 2021) и Стахана Рахимова (скончался 12 марта с.г.). Их визитная карточка: «Сияй, Ташкент, звезда Востока». Их автограф: «На этой Святой земле мы чувствуем себя, как дома! Всегда».

Тогда же приезжал покойный уже Роман Карцев (помните: раки «по пять, очень большие, но вчера, либо по три, маленькие, но сегодня»…). Он потом приехал еще раз – в 2001-м.

В декабре 1999 впервые появился в Араде певец шансона Вилли Токарев, который впоследствии приезжал неоднократно. Умер в 2019 г. Его автограф можно увидеть на левой от входа стороне Стены.

А 2000 год начался с концерта писателя-юмориста Аркадия Арканова. «Отдыхаю хорошо, только устаю очень», — написал нам Арканов. Ничего удивительного при наших-то аншлагах! Впрочем, это не первый и не последний приезд писателя в Арад.

Фото Андрея Дементьева с его стихотворением «Арад» опубликовано в книге Леонида Сверделя. Это произведение посвящено Але Рубин и автор включил его во все свои поэтические сборники, изданные позже (в коллекции Али таких сборников аж пять)! А вот и автограф Дементьева на Стене:

«Я не раз вернусь назад, потому что есть Арад. До новых встреч! 14.04.2000»

Поэт выполнил свое обещание, он действительно не раз еще возвращался в Арад.

Ждал и многократно дождался встреч с Арадом украинско-израильский юморист, в прошлом — игрок команды КВН «Одесские джентльмены» — Ян Левинзон. Кстати, моей любимой – на доисторической родине – телевизионной программой был именно КВН. А команда, в которой играл Левинзон, была лучшей, потому что не только смешной, но и интеллигентной.

«Еще один друг Арада», — назвала себя популярная лирическая певица Валентина Толкунова. Кто ж не помнит ее «Стою на полустаночке» и «Носики-курносики»! В Араде певица давала концерт вместе с не менее известным Леонидом Серебренниковым.

Завзятые театралы должны помнить гастроли театра «У Никитских ворот» во главе с режиссером Марком Розовским. В Араде театр дал два спектакля (в разные годы): «Гамбринус» и «Песни нашего двора». Москва и Арад соединились в автографе Розовского: «Песни нашего и вашего двора. Мертвое море у Никитских ворот»!

Выступал в Араде театр «Гешер», чей актер и режиссер Игорь Миркурбанов написал на левой части Стены:

«Поздравляю Арад!!! Вы самая гениальная и очаровательная, интеллигентнейшая публика!!!»

Воистину так!

И все это только 2000-й год.

А потом давал концерт джазовый пианист Левон Оганезов.

И певица, поэтесса, бард Вероника Долина.

«Здесь, далеко от Булата (в странной близи от Пилата), выплыву в море любви, тихо шепнув: се ля ви. Не забывайте», — написала нам Вероника, и много пела на концерте. Возможно, в автографе певица упомянула Понтия Пилата, который, как известно, был представителем Рима в Иудее.

Московский еврейский театр «Шалом» под художественным руководством Александра Левенбука приехал в Арад в марте 2002 г. Его автограф тоже можно увидеть на Стене. Впрочем, этот театр приезжал в наш город неоднократно.

Выступала у нас поэтесса, автор слов популярных песен Лариса Рубальская.

И политики не обошли вниманием наш город. На левой от входа части Стены есть автограф Юрия Штерна: сначала «Рубиной с любовью», а в 2006 г. «Алю похвалить повторно – это вовсе не зазорно». На самом деле все просто: Юрий учился на том же факультете МГУ, где и наша Аля – на математическом отделении экономического факультета по специальности «Экономическая кибернетика».

В СССР он был активистом движения за права евреев. Позже – в Израиле – Штерн являлся одним из основателей партии «Исраэль ба-алия», а еще позже – активным членом партии «Наш дом – Израиль», депутатом Кнессета от этой партии.

«Спасибо публике этого города! Будьте счастливы!», — написал на стене неоднократно выступавший в Араде Игорь Губерман, чье творчество напоминать никому не нужно (апрель 2003).

«Привет из Санкт-Петербурга в год 300-летия» передала Араду актриса Ирина Мазуркевич. Они с супругом Анатолием Равиковичем дали в Араде спектакль «Хочу сниматься в кино» по пьесе Н.Саймона. А еще Мазуркевич запомнилась лично мне как первая в СССР актриса, сыгравшая эротическую сцену в кинокартине А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (она там сыграла невесту арапа, в роли которого снимался В.Высоцкий).

В феврале 2004 года к нашей Але Рубиной добавилась популярная русскоязычная израильская писательница Рубина Дина. Вот ее автограф: «Люблю Арад, арадцев, Алю Рубину – тоже Рубина, — Дина 02.02.04». Как говорится, читатели всех стран, присоединяйтесь!

Экскурсия не только радует посетителя экспонатами, но несет образовательную функцию. Если бы не Стена, я так никогда и не узнал бы, кто такая Лариса Герштейн. Благодаря Але я теперь знаю, что Герштейн 10 лет была вице-мэром Иерусалима, что она также исполнительница бардовских песен, в том числе перевела на иврит песни Булата Окуджавы, но главное (это она сама так считает) – она жена Эдуарда Кузнецова. Кому интересно, могут перейти по ссылке и прочитать интервью Ларисы Герштейн https://archive.9tv.co.il/news/2019/08/31/274434.html «Ура» — написала Лариса на Стене и присовокупила рисунок — на той ее части, что слева напротив входа в кабинет.

Екатерина Гусева, популярная в России актриса театра и кино, пела в Араде дуэтом с Леонидом Серебренниковым в 2007-м.

Тогда же расписался и великолепный Валентин Гафт. Текст на фото не очень четкий, поэтому цитирую:

«Вам бы, Аля, здесь, в Араде, войсками двигать на параде! Ура!».

К сожалению, последней надписью с проставленной датой остается (пока!) автограф известнейшего российского и израильского поэта, драматурга, барда Юлия Кима:

«Араду мой привет сердечный со всей любовью бесконечной! 7.XI.09».

Проблема в том, что зал в МАТНАСе перестал работать – он уже много лет на ремонте. Так что концерты и спектакли пришлось показывать в зале кинотеатра «Орон», а потому автографы на Стене в это время уже не ставились.

Но есть несколько автографов, на которых даты не проставлены.

Среди них Феликс Кривин – российский и израильский писатель, сценарист (умер в 2016). В этом году арадские участники международного конкурса «Живая классика» братья Даниил и Давид Розенберги (студия «Миг» под руководством Олега Лузая) исполняли сказки Ф.Кривина. А свои впечатления от пребывания в нашем городе автор выразил одним словом: «Потрясающе»!

Иосиф Кобзон (светлая память!) пожелал «…удачи всем, здесь живущим»! Спасибо, Иосиф Давыдович!

Несколько фраз в заключение. Мы с Алей назвали вам далеко не всех деятелей культуры, искусства, политиков, посетивших в разное время Арад, и отметили не все их автографы. Но мы публикуем фотографии Стены. Открыв фотографии и увеличив их, Вы можете сами «прогуляться» по Стене Радости и увидеть там автографы.

Приезжайте в наш замечательный город, селитесь здесь и будьте счастливы!

 Автор благодарит Алю Рубин за великолепную познавательную экскурсию и фотографии из личной коллекции, а также Олега Лузая, Галию Матюш за помощь в подготовке этого очерка и фотографии Стены

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ | А Евтушенко грудью лег на амбразуру

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий