Прелесть фальшивого штетла

0

Построенное для съемок фильма еврейское местечко может стать музеем под открытым небом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

В лесах северной Украины этим летом построили новое местечко, пишет "Лехаим" со ссылкой на JTA.

Это слово на идише, обозначающее тип старинных еврейских городов, которые существовали по всей Восточной Европе до Холокоста. Это новое местечко, состоящее из 18 зданий на более чем акре земли недалеко от города Ровжи на берегу озера, недалеко от Киева, было построено нынешним летом за 50 дней в качестве съемочной площадки для исторического художественного фильма под названием «Шттл». (Буква «е» отсутствует, чтобы подчеркнуть пустоту, сообщил украинскому новостному сайту «КП в Украине» режиссер фильма, аргентинец Ади Вальтер.)

Фильм, совместное французско-украинское производство, необычен как своим бюджетом в несколько миллионов долларов — масштабными инвестициями в слабую экономику Украины, — так и тем, что в нем рассказывается о трагическом и политически чувствительном периоде в истории евреев в Украине. Премьера фильма запланирована на следующий год, и в нем даже снималась голливудская звезда Соле Рубинек, канадско-еврейский актер, который снялся в классическом фильме 1987 года «Уолл-стрит» вместе с Майклом Дугласом и выступал на телевидении в качестве гостя в ряде телесериалов. Рубинек также играет еврея – эксперта по оружию с сильным акцентом в сериале об охотниках за нацистами «Охотники», вышедшем на «Amazon».

«Шттл», действие которого происходит летом 1941 года, рассказывает о том, как нацистское вторжение в Украину разрушило жизни двух евреев – молодоженов и их бывшей общины –штетла в западноукраинском Сокале.

В течение того лета, особенно на Западной Украине, местные жители участвовали в ликвидации местных евреев, иногда с поразительной жестокостью. В настоящее время в стране идут жесткие дебаты о прославлении некоторых из этих преступников на фоне всплеска национализма и антипатии к России, с которой нацистские коллаборационисты боролись во время Второй мировой войны. Президент Владимир Зеленский, который является евреем, выразил обеспокоенность по поводу практики прославления нацистских коллаборационистов. Но в целом избегал конфронтации по этому вопросу с националистами, которые пользуются значительной поддержкой населения на фоне тлеющего территориального конфликта с Россией, который начался в 2014 году (так наши западные коллеги характеризуют аннексию Крыма и российскую "гибридную" войну в Луганской и Донецкой областях – прим. ред.).

После майского марша по Киеву с нацистской символикой Зеленский впервые открыто осудил это явление.

«Мы категорически осуждаем любые проявления пропаганды тоталитарных режимов, в частности национал-социалистических, и попытки пересмотреть истину о Второй мировой войне», – говорилось в его заявлении.

Сообщения в украинских СМИ о фильме не касались того, как его создатели намерены решать эти сложные вопросы. Как французская, так и украинская продюсерские компании фильма не ответили на просьбы о комментариях. Они также отказались поделиться с JTA фотографиями со съемочной площадки, которые продюсеры раздали украинским СМИ. Возвращение местечка к жизни имело первостепенное значение для Вальтера, рассказал он «КП».

«Я хочу, чтобы зрители ходили по переулкам вместе с актерами и чувствовали все», – заявил он.

Вальтер добавил, что, хотя главными героями фильма является еврейская пара, персонаж–украинец также играет важную роль в качестве близкого друга еврейского жениха.

Кратко сюжет выглядит так: главный герой фильма Мендель (его играет актер Моше Лобел) возвращается в местечко из Киева. Но не чтобы жить в штетле, а чтобы попрощаться с ним, так как хочет осесть в столице и стать кинематографистом. И видит подготовку к свадьбе — семнадцатилетний сын мясника должен жениться на своей ровеснице, дочери раввина Юне (ее роль исполняет Анисия Стасевич). Все бы замечательно, но Мендель и Юна когда-то были влюблены друг в друга, а на фоне происходящего между ними снова вспыхивают чувства. Мендель решает украсть невесту из-под венца. Помочь ему в этом вызвался его друг-украинец Демьян (Петр Ниневский). Побег молодым удается, они надеются на счастливую и долгую жизнь в Киеве, но утром Мендель обнаруживает, что к селу приближаются немцы. Несмотря на то, что в местечке их прокляли, Мендель и Юна возвращаются в штетл, чтобы предупредить о надвигающемся кошмаре, но, увы, изменить историю им не удается…

Анисия Стасевич ради этой роли изучала идиш . Она также училась у Эли Розена, актера, который вырос в общине хасидов в Бруклине и консультировался с создателями сериала «Netflix» «Неортодоксальная». Дедушка Стасевич был евреем из Одессв.

— Он был бы рад увидеть, что я возвращаюсь к корням, – заявила актриса «КП».

Чтобы снизить затраты, продюсеры скупили старые дома по всей Украине и собрали из них декорации, сообщил новостному сайту художник-постановщик Иван Левченко. По его словам, это было дешевле, чем обработка и состаривание свежих материалов. Некоторые здания были построены из полистирола, на котором художники нарисовали фальшивые фасады. Таким же способом были сделаны надгробия на фальшивом кладбище штетла. Другие сооружения включают школу, большое деревянное строение со Звездой Давида на фронтоне и синагогу с массивными деревянными дверями и интерьером, на покраску которого бригаде художников потребовалось две недели. Эти декорации привлекли внимание украинских СМИ из-за необычной попытки воссоздать институт, который существовал на протяжении веков в Восточной Европе. Сейчас лишь остатки местечек можно увидеть в нескольких местах, в том числе в Бершади, сонном городке в 160 милях к югу от Киева.

Крошечные синагоги, или штиблы, в основном остались там нетронутыми, хотя и были превращены в магазины и мастерские по ремонту автомобилей. Но там все еще живут 50 евреев, сохраняя типичную местечковую синагогу с дощатыми полами. Город Бобруйск также может похвастаться хорошо сохранившимся бывшим местечком, хотя большая часть его еврейского населения, насчитывающего несколько сотен человек, там не проживает.

Лучше всего сохранившееся местечко сегодня существует за пределами Европы в городе Красная Слобода, в Азербайджане, где живут несколько сотен евреев при финансовой поддержке членов общины, уехавших в Россию, Израиль и за его пределы. В других местечках их здания давно разрушены, разобраны или пришли в упадок и теперь они неотличимы от окружающих их деревень и городов.

Продюсерская фирма фильма работает над превращением съемочной площадки в музей и мемориальный памятник сотням местечек, уничтоженных нацистами и их пособниками, сообщает «КП».

«Главная проблема в том, чтобы оставить его в надежных руках», – подчеркнул Вальтер.

Подобный музей под открытым небом вполне мог бы стать для Украины туристической аттракцией – как Скансен в Стокгольме, "Деревня пионеров" в Торонто или этнографический музей в Тбилиси. На наш взгляд, как властям страны, так и еврейским общинам есть смысл объединить усилия, чтобы после окончания съемок не разрушать "фальшивый штетл", а, напротив, превратить его в национальное достояние двух народов – украинского и еврейского.

Печальный смех и горькие слезы Бершади

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий