Сказано – ликвидировать

0

Кому пришла в голову идея уничтожить память о жертвах погрома 1919 года?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Зинаида ВИЛЬКОРИЦКАЯ

Фото из архива Баруха Бавли

 

Сайт, где я увидела эту заметку, очень давно не посещался.

«Погромы 1919 в Украине.

Право не знаю, как начать, ибо то, что поведаю – сухими фразами не передать. Дорогие, боль моей души не излить на бумаге… Это случилось в Украине, в местечке Жёлтое Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Жили там мои предки: Янкель Гольдштейн с женой Эстер и детьми – Борисом, Феней, Соней, Авраамом и Шлёмой. В местечке тогда проживало много евреев.

Банда погромщиков нагрянула на село в 1919 году. Евреев, которых поймали бандиты, увели на край рва в степь и либо расстреляли, либо зарубили шашками – в том числе убили и деда Янкеля, 20-летнего Авраама и 16-летнего Шлёму. Мою бабушку Феню, ее сестру Соню и деда Бориса, их брата, спрятала прабабушка Эстер. Так они выжили.

Прошли десятилетия. В 50-е годы каким-то немыслимым образом на месте их гибели в с. Жёлтое был сооружен обелиск, состоялся траурный митинг. На обелиске были фамилии и имена погибших. Имелись фотографии этого события. Сохранились и фотографии Авраама и Шлёмы, сделанные 8 апреля 1916 года и ими подписанные.

Не вспомнить сейчас точно, но приблизительно в 1984 году наша семья решила посетить Жёлтое, чтобы побыть у дорогой нам могилы. Поехали на машине из Кременчуга, где мы жили: бабушка, мама, жена деда Бориса (тогда уже покойного) – Роза, ее сын Семен был за рулем, и я – мне тогда было 14 лет.

Приехали в Жёлтое. Столько лет прошло, и никто точно не помнил места захоронения. Обратились в сельсовет. Бабушка Феня спросила ответственного какого-то мужика в сельсовете, чтобы указали нам место, если возможно. Он ответил:

«Знаю место, но не покажу, сказано – ликвидировать».

Читайте в тему:

Погромная память

После долгих уговоров все же согласился, поехал перед нами на мотоцикле. Приехали мы на окраину села, потом еще некоторое время топали по степи. Было лето, нещадно палило солнце, пыль столбом.

То, что мы обнаружили, шокировало. Ров давно зарос, могила была разворочена, надгробие из кирпичей выщерблено и осыпалось, памятник – обелиск с пятиконечной звездой (?!) – сброшен в ров и разбит. А мужик этот «сельсоветский» сел на свой мотоцикл, ни слова не сказал и уехал.

Мы, как смогли, там убрали, попытались это место как-то обозначить. Постояли, поскорбели, помянули…

С тех пор больше никто из нас не был в Жёлтом, теперь уже никого нет в живых. Я – последний, кто хранит память, фотографии с родными лицами, поэтому мне все это очень дорого! Никто не пытался восстановить фамилии невинно убиенных. Уже нет свидетелей тех событий. Почти, наверное, не осталось и участников траурного митинга в 50-е годы. И никто не укажет сейчас дорогое для меня место. Я не знаю, кого искать, где узнать: кто осквернил могилы и предал это место забвению?

Долгое время я не мог этим делом заняться всерьез, так как находился за рубежом. Лишь в 1999 году пытался подвигнуть на это своих друзей в Украине. Никто тогда мне не помог. Спустя годы, уже работая в Украине, я вновь пытаюсь восстановить детали тех кровавых событий и храню память об этих людях. Вечная память!"

Автор подписался так: Барух.

Поиск в интернете оказался успешным. Я нашла человека, написавшего эту заметку. Другая публикация, в архиве журнала "Лехаим", указывает на солиста Кременчугского еврейского театра эстрады в 90-е годы Бориса Бабилуа (Барух Бавли). Связываюсь с ним:

– Барух, шалом! Прочитала свидетельство о погромах в селе Жёлтое Верхнеднепровского района. Это ваш материал?

– Доброго здоровья! Да, материал мой. В Жёлтом в 1919-м погибли два моих деда и прадед. У меня сохранились фотографии близких. Было фото траурного митинга, но пропало. В Жёлтом молодое поколение даже не слышало о погроме, а старожилов, кто помнил, не осталось. Там нет сегодня ни памятника, ни просто даже знака.

– Надо восстановить справедливость. Давайте это сделаем. Есть все возможности.

– Зинаида, вы намерены заняться этим всерьез? Спасибо! Жёлтое – крошечная частица того ужаса. Мы обращались в еврейские организации Днепропетровской области. Молчание, увы.

– Об этом надо говорить. Поднимем эту тему! Невзирая на равнодушие властей, попробуем сделать все возможное. Начнем с публикации в израильском онлайн-журнале «ИсраГео».

– Просто донести до евреев в США и в Израиле. Чтобы знали. Может, чьи-то родные тоже там погибли. Ведь была же мемориальная доска с фамилиями уничтоженных. Мой двоюродный дед Борис Гольдштейн побеспокоился в 50-х, чтобы поставили обелиск. Был митинг в селе.

– И что с обелиском?

– Не существует сейчас ничего.

– Ну да. «Сказано – ликвидировать». К счастью, в других городах и странах бывает по-другому…

Читайте в тему:

И младенца не пожалели…

* * *

На фото, датированном 4 апреля 1916 г., – Абрам и Шлёма Гольдштейн, уроженцы местечка Жёлтое Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Погибли во время погрома 1919 г.

"На добрую память дорогой сестре Соне и дорогому шурину Израилу от Шлёмы Гольдштейна".

Приписка сестры Сони:

«Семочка ты мой любезный брат дорогой, где ты теперь».

Шлёма Гольдштейн погиб в 1919 г., во время еврейского погрома в местечке Жёлтое, Екатеринославской губернии, вместе с отцом Яковом, старшим братом – Абрамом и другими евреями.

Еще одна надпись:

«На добрую и долгую Память моей дорогой сестре Соне и дорогому шурину Израилу От Вашего Брата Аврама Гольдштейна. Верхне Жолтое Верхне-Днепровского Уезда А.Гольдштейну 1916 года 8 Апреля».

* * *

…Жёлтое было типичным местечком, где жили украинцы, евреи, русские старообрядцы.

В этих рвах, которые на снимках, покоятся уничтоженные в погроме евреи Жёлтого. И сколько таких рвов по всей Украине и по всему миру…

— Из тех, кто тогда выжил, уже никого не осталось, – говорит Барух. – Я последний, кто хранит память. Наши дети, увы, далеки от этого. Местное население сегодня, по большей части, уже настроено против всего еврейского. Зато, казацкое прошлое своего края они знают хорошо. Про погром молодежь не знала, пока информацию не разместили на сайте села. Я все еще надеюсь отыскать кого-то, у кого родные погибли в Жёлтом, вместе с моими. Может, свидетельства сохранились, фото того митинга, в 50-х. Может, в США, Израиле, Европе проживают потомки тех людей. Нужно хоть маленький памятный знак там соорудить. Ведь был же обелиск, который уничтожили. А сайт села Жёлтое теперь, увы, по неизвестным причинам не функционирует. Бабушки, деды, помню, рассказывали о тогдашней жизни. Но разве же мы слушали их тогда? Сейчас бы часами внимал бы их интереснейшим рассказам. Барух а-Шем, что смог взять от предков хоть немного «аидише пинтэлэ».

Ваша «аидише пинтеле» жива, Барух. Ее невозможно уничтожить. Попробуем оживить и у других…

Теперь, дабы попытаться восстановить справедливость, ищем любую информацию о еврейском погроме в с. Жёлтое в 1919 г. Факты, свидетельства, имена погибших, документы, фото, все, что связано с жизнью евреев в местечке Жёлтое и окрестностях (ст. Зеленая, Попельнастое и пр.).

Электронный адрес для связи:

[email protected]

"В Киеве витал дух погрома"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий