Запоздалое признание

0

1 сентября на состоявшейся в Тель-Авиве при участии начальника генштаба Авива Кохави церемонии одному из самых выдающихся и при этом относительно малоизвестному широкой публике израильскому военачальнику Авиэму Сэле было присвоено звание бригадного генерала ("тат-алуф", соответствует генерал-майору в советской армии)

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Определение "выдающийся" в отношении Авиэма Сэлы тем более верно, если говорить об истории наших ВВС. Он был одним из самых заметных персонажей знаменитой плеяды боевых летчиков, покрывших себя славой в Шестидневной войне, Войне на истощение и Войне Судного дня между 1967 и 1973 годами. Но этим карьера Сэлы отнюдь не ограничилась.

На момент церемонии виновнику торжества, всего лишь полковнику запаса, исполнилось 75. Так как же произошло, что присвоение столь заслуженного им звания — по рекомендации командующего ВВС Амикама Норкина таковое утверждено министром обороны Бени Ганцем — состоялось с опозданием в 30 с лишним лет? Попробуем разобраться.

Авиэм Сэла родился в 1946 году в Хайфе, призвался в армию в 1963-м и добровольцем отправился на летный курс. Войну 1967 года Сэла встретил пилотом истребителя французского производства "Мистер", на тот момент далеко не самой современной машины в ЦАХАЛе. Во время Войны на истощение он, уже один из лучших молодых пилотов ВВС, получает назначение на ставший впоследствии легендарным истребитель-бомбардировщик "Фантом" (F-4) — эти машины начали поступать из США в 1969 году. Сэла был среди тех, кто создавал первую эскадрилью (за номером 69) "Фантомов", вынесшую на себе основную тяжесть боевых действий в воздухе, включая очень сложное противостояние воевавшей на стороне Египта советской дивизии ПВО.

В феврале 1970 Авиэм Села пушечным огнем сбивает египетский МиГ-21. Это был первый случай для США и Израиля, когда "Фантом" уничтожил воздушного противника таким способом – прежде победы достигались исключительно при помощи ракет "воздух-воздух". В одном из интервью Авиэм вспоминал, что опыта стрельбы из пушек "Фантома" он практически не имел, поэтому долгие годы был благодарен вражескому пилоту за то, что тот "предоставил ему достаточно времени потренироваться". Самая знаменитая воздушная победа была одержана Сэлой 30 июля 1970 года: в тот день ЦАХАЛ устроил блестящую ловушку советским летчикам, начавшим грубо нарушать установившиеся в районе Суэцкого канала неписаные правила игры. Сэла сбил МиГ-21, а всего потери советских ВВС в том бою составили пять машин, тогда как лишь один израильский самолет получил незначительные повреждения.

Всего же в активе Авиэма Сэлы – пять уничтоженных самолетов противника, то есть столько, чтобы по понятиям военных авиаторов считаться асом.

В Войну Судного дня Сэла служил заместителем командира 69-й эскадрильи. По итогам боевых действий израильские ВВС понесли тяжелые потери от огня наземных средств ПВО Египта и Сирии. Более того, во многих случаях зенитчики существенно ограничивали ударные возможности наших самолетов. Господство в воздухе оказалось под угрозой, необходимо было что-то делать, а конкретнее – разработать комбинации революционных технических решений и тактических приемов. В 1973 году для преодоления технических вызовов была создана специальная группа с участием ученых Института им. Вайцмана, которую возглавил Авиэм Сэла. К выдающимся итогам ее деятельности мы еще вернемся, заметим лишь, что в 1976 группа получила специальную премию ВВС. Однако ее работа над тем, как противостоять зенитным ракетным комплексам противника, на этом не остановилась: команда функционировала до 1978-го.

С 1976 по 1979 годы Сэла командует 201-й эскадрильей "Фантомов", затем отправляется на учебу в Тель-авивский университет, где получает вторую академическую степень и в 1980 году в звании полковника занимает одну из ключевых должностей в ВВС — начальника оперативного отдела. Здесь-то и наступает его звездный час – в качестве разработчика стратегии воздушной войны и важнейших боевых операций, которыми он частенько сам и командовал. Две такие операции золотыми буквами вписаны в историю Государства Израиль. Первая из них — уничтожение в 1981 году иракского ядерного реактора (операция "Опера"), в ней Сэла участвовал и в качестве пилота – находился в кабине одного из F-15, осуществлявших прикрытие ударных F-16.

Апогеем же военной карьеры Авиэма Сэлы стала Ливанская война 1982-го (операция "Мир Галилее"). Именно здесь были пожаты плоды инновационных разработок, которыми он руководил, начиная с 1973 года. Будучи как никто лучше знаком с техническими решениями, родившимися при его участии, Сэла стал и непосредственным разработчиком оперативного плана уничтожения сирийской системы ПВО в Ливанской долине.

Операция "Арцав-19" ("Медведка-19" — цифра означала количество зенитных ракетных дивизионов сирийцев, находившихся на тот момент в долине), которой Сэла командовал с земли, началась 9 июня в 14:00. В ней были задействованы новейшие технические и тактические решения, а также различные системы и вооружения, многие израильского производства. Среди прочего, это были средства радиоэлектронной борьбы, БПЛА и высокоточное оружие. За два часа предельно насыщенная и очень современная на тот момент система ПВО Сирии в Ливанской долине (с сирийцами работали многочисленные советские советники) фактически перестала существовать. Были полностью уничтожены 15 дивизионов, остальные получили повреждения. Попытки сирийцев спасти гибнущих зенитчиков привели к масштабным воздушным боям, в результате которых противник потерял 23 истребителя. В ходе этой без преувеличения революционной операции Израиль не понес потерь – лишь одному F-15 ракета "воздух-воздух" угодила в мотор, но он сумел приземлиться и в дальнейшем был восстановлен.

По инициативе Сэлы во избежание неприятных сюрпризов и с целью дополнительного прояснения обстановки операция была остановлена в 16:00, ранее запланированного завершения. Некоторые офицеры ЦАХАЛа и тогдашний министр обороны Ариэль Шарон сочли это решение ошибочным, за что Сэла подвергся критике. Те сирийские дивизионы ПВО, которые не добили 9 июня, а также новые, введенные в долину, были уничтожены в следующие два дня, в течение которых в еще более масштабных воздушных боях наши пилоты сбили многие десятки сирийских самолетов. Израильские ВВС и на сей раз не понесли потерь.

"Арцав-19" считается наиболее значимой и успешной широкомасштабной ударной операцией за всю историю наших ВВС наряду с "Мокед", в ходе которой 5 июня 1967 года авиация арабских стран была уничтожена прямо на аэродромах. Она полностью переломила ситуацию в противостоянии с арабскими ПВО. Не только сирийцы, но также СССР вместе с другими странами Варшавского договора были глубоко потрясены ее результатами. Для Запада и американцев этот шок был со знаком "плюс". С тех пор эта разработанная Сэлой операция изучается в большинстве летных академий планеты.

После войны Авиэм Сэла, которого уже прочили в будущие командующие ВВС, отправляется на учебу в США, где работает над докторской диссертацией по информационным системам. Там-то и произошла встреча, не только изменившая его судьбу, но оказавшая влияние на дальнейшую историю Государства Израиль. На одной из лекций к Сэле подошел американский еврей Джонатан Поллард, работавший аналитиком в ВМФ, и предложил свои услуги в качестве агента. Сэла передал эту информацию в Израиль, где ею заинтересовались в Бюро по техническим связям (ЛАКАМ), действовавшим в то время в качестве разведслужбы. И боевой летчик по заданию данного ведомства стал куратором агента. Насколько ошибочной для Израиля стала вербовка Полларда, сказано более чем достаточно. Расплачиваться за это пришлось десятки лет и даже сейчас нельзя утверждать, что последствия этой истории полностью исчерпаны. Грубой ошибкой было и то, что работу с агентом поручили летчику, а не профессионалу в данной области. Правда, к провалу Полларда Сэла отношения не имеет.

Когда Полларда арестовали, офицер ВВС срочно вернулся на родину. Казалось, все обошлось: Поллард его имени не называл, и американцы вначале ничего не подозревали. Сэла успел покомандовать авиабазой Рамон, и в 1987 году было принято решение о его назначении командиром крупнейшей авиабазы ВВС — Тель-Ноф с дальнейшим присвоением звания бригадного генерала. Однако к тому времени роль Сэлы в деле Полларда стала известна американцам, и Израиль подвергся беспрецедентному давлению США: те в ультимативной форме потребовали отмены его назначения и повышения в чине. В противном случае базе Тель-Ноф грозил бойкот, а ВВС и ЦАХАЛу серьезные санкции. Понимая, что Израиль оказался в очень сложной ситуации, Авиэм Сэла, всего пять недель прослуживший командиром базы и не успевший стать генералом, добровольно покинул пост. Два года он еще преподавал в Колледже национальной безопасности, но его военная карьера фактически завершилась. Американцы требовали его выдачи, в чем им, естественно, отказали. Однако заочно на Сэле еще с 1987 в США висели судебные обвинения по трем пунктам с угрозой пожизненного заключения.

Поскольку доработать докторат в Америке Сэле не удалось, он защитился уже в Тель-авивском университете. В дальнейшем он стал очень успешным бизнесменом, добившимся серьезных результатов как в IT, так и в инвестиционной сфере. Среди прочего, Авиэм Сэла является совладельцем одной из известнейших израильских… крафтовых пивоварен "Александр". Кроме того, он большой знаток и коллекционер односолодового виски.

20 января 2021 года, в последний день своей каденции президент Дональд Трамп удовлетворил просьбу Авиэма Сэлы об амнистии, поддержанную Биньямином Нетаниягу, послом Израиля в США Роном Дермером, послом США в Израиле Дэвидом Фридманом и Мириам Адельсон, вдовой американского миллиардера и филантропа Шелдона Адельсона, ныне владелицей газеты "Исраэль а-Йом". Только после этого и, видимо, удостоверившись, что со стороны американцев не будет осложнений, военно-политический истеблишмент Израиля сделал шаг, которого давно хотел, но десятилетиями не решался…

[nn]

Дважды генерал

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий