С интернетом и без

0

Как выжить в наши дни израильтянам без смартфонов и без компьютеров?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ян СМИЛЯНСКИЙ

 

Некоторое время назад автору этих строк понадобилось заглянуть на почту. Как и положено, я заказал очередь посредством аппликации в мобильнике, затем зашел в отделение — и через пять минут на табло высветился мой номер. Вместе со мной к стойке подошла пожилая женщина…

Признаюсь, терпеть не могу, когда кто-то пытается влезть без очереди.

— Извините, какой у вас номер? — спросил я.

— У меня нет номера, — ответила женщина. — Я хотела попросить вас пропустить меня вне очереди. Мне лишь нужно получить заказное письмо, это не займет много времени.

— Но сейчас номер в очереди заказывается предварительно через интернет. Почему вы этого не сделали?! — назидательно заметил я.

— Я не умею заказывать очередь. И потом, у меня нет интернета! — последовал ответ.

— Этого не может быть! В современном мире интернет есть у всех. Дайте ваш мобильный телефон, и я закажу вам номер. Порядок есть порядок! — гнул я свою линию.

И тогда незнакомка протянула мне аппарат "Нокиа" — из тех, которые я в последний раз держал в руках лет десять назад. Я пощелкал по клавишам, но входа в интернет не обнаружил. После чего, естественно, пропустил даму вперед и уже потом, когда мы оба получили адресованные нам письма, сказал, что, в принципе, она могла бы заказать номер и через компьютер.

— Но у меня нет компьютера. Я так и не смогла его освоить, — виновато произнесла новая знакомая, которую, как выяснилось, звали Иегудит.

— Так ведь сейчас без интернета практически невозможно жить. Почти всюду надо заказывать очереди. Могли бы попросить детей, думаю, для них это не проблема…

— У меня нет детей. Сын год назад погиб в автокатастрофе в Англии. Невестка с внуками живет в Манчестере, ей не до меня, и я ее понимаю. В сущности, я и виделась-то с ней всего несколько раз, мы совершенно чужие друг другу люди.

Все это звучало почти невероятно, но факт оставался фактом: передо мной стояла вполне светская израильтянка примерно восьмидесяти лет, держала в руке допотопный "Нокиа" и утверждала, что совершенно не умеет пользоваться интернетом!

Спустя еще несколько дней я познакомился с 75-летним Семеном Гутиным, у которого оказался свой "роман с интернетом".

— Недавно заехал заправляться на АЗС в Холоне и обратил внимание, что цены на бензин там несколько выше установленных, — рассказал Семен. — Естественно, я сказал об этом заправщику, но тот заявил, что цены устанавливает владелец заправки. Я не поленился, направился к хозяину и спросил, знает ли он, что, завышая цены на бензин, совершает уголовное преступление. В ответ тот понес какой-то бред о том, что государство устанавливает минимальный тариф на топливо, а каждый арендатор АЗС вправе корректировать его в сторону повышения. Короче, мы разругались, и я решил, что так это не оставлю. Я больше тридцати лет в Израиле, проблем с ивритом не испытываю и свои права знаю.

В тот же день я позвонил в министерство энергетики, чтобы подать жалобу. Как ни удивительно, мое сообщение о явном нарушении закона не произвело на служащую никакого впечатления. Вместо того чтобы принять у меня жалобу, записать мои данные и данные бензозаправки, она заявила, что мне следует зайти на сайт министерства, найти там раздел для подачи жалоб и высказать письменно суть претензий, которые будут рассмотрены в установленном порядке. У меня, кстати, нет проблем с интернетом, я постоянно захожу на новостные сайты и Ютьюб, при необходимости могу отыскать любую нужную информацию. Я действительно зашел на указанный сайт, но, во-первых, в нем не так просто разобраться, а во-вторых, мой письменный иврит, к сожалению, намного хуже, чем устный.

Словом, после нескольких попыток я решил от подачи жалобы отказаться. Но эта история вызвала у меня горький осадок. В конце концов, на мой взгляд, сотрудниц телефонной службы любого министерства нанимали для того, чтобы они отвечали на звонки людей, а не для того, чтобы отсылать их в интернет! Так скоро нас вообще заставят общаться с любым учреждением только в Сети! Но ведь всегда есть вещи, для выяснения которых необходимо личное общение!

После разговора с Семеном Михайловичем автор этих строк провел небольшой интернет-поиск и сделал пару звонков, которые еще раз подтвердили, насколько мой знакомый прав.

Абсолютно во всех госучреждениях, а также в компаниях "Хеврат хашмаль", "Безек", "Виза", "Исракарт" и прочих предпочитают общаться с клиентами не лично, а через интернет, и все счета и финансовые отчеты посылаются электронной, а не обычной почтой. Даже в полиции могут заявить, что вы зря пришли подавать жалобу в отделение, сначала следовало описать случившееся и пожаловаться посредством интернета, а если появятся какие-то вопросы, вас вызовут.

Или, к примеру, если раньше для заказа теудат-зеута или иностранного паспорта надо было явиться в местное отделение МВД, где чиновники при необходимости могли помочь вам заполнить необходимые бланки, то теперь вы можете прийти в МВД только в назначенный день и только после того, как заполнили данные на сайте. Что касается счетов за телефон, воду, газ и месячных отчетов финансовых компаний, то для того, чтобы они продолжили высылать вам счета обычной почтой, следует подать специальную просьбу. Но поскольку обычная почта работает из рук вон плохо (этим, кстати, большинство компаний мотивируют предпочтительность электронной рассылки), квитанции приходят с опозданием или не приходят вовсе, а дата платежа устанавливается исходя из даты отправки письма. Как следствие, через некоторое время вы получаете извещение о просрочке оплаты и начислении пени. И если раньше пени можно было оспорить в ходе личного общения с чиновником, то сейчас это сделать куда труднее.

Многие экономисты, обратив внимание на стремительный процесс перехода госучреждений и банковской системы исключительно на виртуальное общение с клиентами, задаются вопросом о том, почему же в таком случае параллельно не идет процесс столь же стремительного сокращения количества госслужащих, с которых явно сняли немалую часть прежней работы. Социологи, основываясь на исследованиях, проведенных в 2020-2021 гг., отмечают, что даже граждане, свободно владеющие интернетом, нередко затрудняются с работой на официальных сайтах, в первую очередь, "Битуах леуми" и МВД и поэтому не получают полагающихся им услуг. Среди прочего, для решения этой проблемы предлагается возобновить очный прием посетителей с параллельным обучением их работе на сайтах — так, как это делается в некоторых супермаркетах, решивших перейти на самообслуживание при оплате: у касс находится сотрудник, который помогает при возникновении проблем.

А что, скажите на милость, делать таким, как 79-летняя Иегудит, с которой я познакомился на почте? Как ни странно, их совсем не мало. Недавно мы приводили на страницах "НН" данные ЦСБ о том, что 69% еврейского населения страны умеют получать услуги банков и госучреждений в интернете, тогда как в арабском секторе их доля не превышает 45%, а среди харедим и того меньше. Кстати, в том же исследовании отмечается, что до эпидемии коронавируса эти цифры были значительно ниже — 57 и 5% соответственно. Впрочем, и эти цифры не отражают реальной картины: оказывается, далеко не все из тех, кто заявляет об умении пользоваться сайтами и аппликациями, действительно активно ими пользуются. Более того, почти каждый шестой такой пользователь признался, что время от времени испытывает затруднения в получении услуг посредством интернета.

Но главное, что следует из того же исследования: более трети из еврейского населения, не умеющего пользоваться сайтами банков и госучреждений, относятся к возрастной группе 65+. Причем женщин среди них почему-то заметно больше, чем мужчин. И не нужно тешить себя иллюзиями: эти люди вряд ли когда-нибудь освоят технологии XXI века. Что, безусловно, не означает, что общество должно бросить их на произвол судьбы. Напротив, это обстоятельство непременно должно учитываться, чего сегодня, к сожалению, не наблюдается. Да и полный отказ личного общения чиновников с рядовыми гражданами выглядит абсурдным вне зависимости от уровня владения последних интернетом. Потому что один из героев этих заметок, безусловно, прав, когда говорит, что некоторые вопросы без такого общения не решить. Вот только захотят ли это понять израильские бюрократы и те, кто ими сегодня управляет?..

P.S.

Уже после того, как были написаны эти заметки, я познакомился с 75-летней Мирьям, которая призналась, что практически утратила контроль над своим банковским счетом.

"Долгое время отделение банка располагалось в пяти минутах ходьбы от моего дома, поэтому я могла регулярно брать распечатки счета и следить за тем, что на нем происходит. Но потом банк стал ликвидировать одно отделение за другим, и теперь единственный действующий в нашем районе филиал находится от меня в десяти автобусных остановках. Часто ездить туда, чтобы взять распечатку, я не могу, отправляюсь лишь в случаях, когда крайне необходимо поговорить со служащим банка, а это происходит нечасто. Сын научил меня заходить на счет в сайте банка, но я все время забываю, куда записала пароли, а для того, чтобы их получить, опять-таки надо ехать в банк".

Я убежден, что Мирьям, на счету которой, по ее признанию, лежат немалые сбережения, не одинока. В такой же ситуации оказались тысячи и тысячи других пожилых людей.

[nn]

Как любить стариков

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий