Леонид ШТИЛЬМАН | Вливания для влияния

0

Иностранные агенты: США, Россия, Израиль – три большие разницы

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

В последний год российское правительство активно ограничивает независимые СМИ и индивидуумов, определяя их как иностранных агентов. При этом каждая страница интернет-издания, каждая передача телевидения каналов, попавших под этот закон, должна начинаться с напоминания: ”Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента”, что звучит по-русски весьма угрожающе. В числе иностранных агентов популярный новостной сайт "Медуза", телеканал "Дождь", много десятков других, угрожающих целостности России организаций, таких как Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", а также множество журналистов и общественных деятелей.

Российские власти ссылаются на американские законы об иностранных агентах, которые среди прочего были использованы для требования регистрации российского новостного ресурса Russia Today как иностранного агента, как прецедент, который продиктовал ответные меры со стороны России.

Попробуем разобраться в американских законах и предоставим читателю самому решить, как он относится к решению российских властей. Как вы, наверное, догадываетесь, речь идет не о шпионах, а о тех людях, которые продвигают интересы иностранного государства. Американский закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в 1938 году. Этот закон заставляет регистрироваться лиц, продвигающих экономические или квазиполитические интересы иностранных государств.

Со времени принятия закона и до 1966 года 23 раза организации или люди были судимы на основании FARA. Первыми были осуждены в 1939 году Руш, Лискин и Вайнберг, распространители советской пропаганды, которые скрыли, что полностью финансируются советской организацией “Международная книга”. Во время войны осуждены были в основном нацистские агенты.

По понятиям людей моего поколения, наказания по закону об иностранных агентах смешные. Например, американский гражданин Эмиль Вольф был пойман в зоне Панамского канала с пакетом секретных кодов, переданных из нацистского представительства в Америке посольству Германии в Южной Африке. За то, что он не зарегистрировался как агент Германии, он получил три месяца тюрьмы и штраф две тысячи долларов.

В 1966 году в закон были внесены поправки, которые существенно сузили возможность объявлять личности или организации иностранными агентами, например, журналисты и преподаватели университетов стали недосягаемыми для FARA. Не подвластны этому закону религиозные и научные организации, а также организации, способствующие развитию искусств. С 1966 года ни один человек не подвергался уголовному преследованию по закону FARA.

Тем не менее это не означает, что люди, обвиненные в нарушении FARA, не попадали в тюрьму. Иногда власти находят другие нарушения, например, налоговые, и отправляют данных граждан за решетку. Например, в 2019 году Имад Цубери, умышленно скрывавший, что он агент государства Шри Ланка, получил 12 лет тюрьмы за финансовые нарушения.

В настоящее время в США зарегистрированы 1700 иностранных агентов из 100 стран. Все они лоббисты, которым иностранные государства платят деньги для продвижения их национальных интересов в Вашингтоне.

Американский закон об иностранных агентах был первым в мире законом об агентах-не-шпионах. В 2012 году закон об иностранных агентах был принят в России, и пошло-поехало: Китай, Азербайджан, Мексика, Судан, Пакистан, Узбекистан, Венгрия, Бангладеш, Египет, Малайзия, Нигерия приняли закон об иностранных агентах. В то время как в США определение иностранного агента сужается, “страны-ученики” расширяют определение иностранного агента.

Многие специалисты в области международного права считают, что все такие законы противоречат Международному пакту о гражданских и политических правах ООН, который вступил в силу в 1976 году. Например, Венгрия, член Евросоюза, который декларирует свободное перемещение денег внутри союза. Тем не менее достаточно венгерской общественной организации получить 1500 евро из другой страны, как эта организация должна регистрироваться как иностранный агент.

В Израиле в 2016 году был принят закон, по которому неправительственные организации, которые получают больше половины пожертвований от иностранных правительств, должны это указывать во всех своих официальных документах и декларациях. В 2019 году иностранные государства, в основном страны Евросоюза, пожертвовали израильским неправительственным организациям 55 миллионов долларов. Мне не известна никакая правая организация, подпадающая под этот закон, так как никакое иностранное государство правым организациям не жертвует, т. е. это “игра в одни ворота”. На самом деле в такой деятельности участвуют и израильские профессора, которые получают иностранные гранты, и израильские деятели искусства, пользующиеся иностранными фондами.

Как отставному профессору, мне более понятны реалии академической жизни. Профессор математики получает европейский грант за свои заслуги по математике, так как, к счастью, в математике нет политики. Профессор истории не сможет получить европейский грант, если у него не ярко выраженные левые взгляды. По этой причине университет не заинтересован предоставлять профессорские должности исследователям с “неправильными взглядами”: такие профессора не смогут принести доход университету своими грантами, и поэтому лучше, чтобы таких профессоров просто не было.

Большинство неправительственных организаций во всех странах использует международные фонды для поддержки своей деятельности, и поэтому — в широком смысле — в странах, устанавливающих подобные законы, такие организации декларируются как иностранные агенты. В демократическом государстве не просто доказать, что человек действует против государства. Любой деятель, призывающий задушить Израиль экономически, скажет, что он не враг государства, а просто хочет помочь преобразовать его в более гуманное или хочет уменьшить его территорию с целью укрепления безопасности Израиля. Более того, такие активисты в большинстве своем действительно не видят в своей деятельности ничего антигосударственного. Трудно провести границу между финансированием гуманистической деятельности и вмешательством во внутренние дела, что дает возможность европейским правительствам влиять на израильскую политику, а российскому правительству — ограничить (или даже исключить) любую оппозицию власти.

Куда исчезли неразумные хазары?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий