Ливанская рулетка

0

10 сентября после 13 месяцев отсутствия в Ливане постоянного правительства миллиардер и дважды бывший премьер Наджиб Микати прочувствованно сообщил, что ему, наконец, удалось сформировать полноценный кабинет министров

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Напомню, что основные политические позиции в Стране кедров распределяются по принципу принадлежности к той или иной религиозной общине. Премьер должен быть суннитом, каковым и является уроженец северного портового города Триполи, 65-летний Наджиб Микати. После получения образования в Американском университете Бейрута, а затем во Франции и даже в Гарварде, Наджиб вместе с братом Тахой открыли в первой половине 1980-х собственную компанию. Далее было немало успешных инвестиций в целом ряде областей, и сегодня новый премьер — один из самых богатых людей страны с состоянием, оценивающимся в 2-3 млрд долларов. Таха Микати тоже принадлежит к числу миллиардеров.

В политику будущий премьер пришел в 1998 году, впервые заняв министерский пост, а в 2000-м был избран и в парламент. В 2005 году на волне кризиса, связанного с убийством бывшего главы правительства Рафика аль-Харири, Наджиб Микати, несмотря на принадлежность к просирийскому лагерю, впервые в своей карьере стал премьер-министром. Однако первая его каденция продлилась всего три месяца. "Второе пришествие" состоялось в 2011 году и было гораздо более длительным – он продержался до 2014-го. С момента первого избрания Микати оставался депутатом парламента. Таковых в Ливане 128 человек, 85 из них 20 сентября поддержали премьера и его новый "кабинет технократов" в составе 24 человек. 15 парламентариев проголосовали против.

Ряд министров сформированного Микати кабинета считаются специалистами в областях, которые поставлены курировать. Более того, они не относятся к традиционным политическим группировкам. И все же говорить об аполитичности важнейших игроков, по меньшей мере, наивно: персоналии утверждались партиями, которые, естественно, будут тщательно отслеживать все действия нового кабинета. По данным агентства "Рейтер", самая могущественная из политических сил страны — шиитская "Хизбалла" дало добро на две кандидатуры. Само собой, не обошлось без одобрения данной организацией и состава кабинета в целом.

Напомним, что предыдущее правительство ушло в отставку после унесшего жизни более 200 человек взрыва в Бейрутском порту 4 августа 2020 года. Однако еще до этого инцидента из-за разразившегося осенью 2019-го экономического кризиса Ливан буквально трещал по швам. К катастрофической, без преувеличения, экономической ситуации наш северный сосед двигался десятилетиями. Точка отсчета не особенно и важна: в Стране кедров никогда не скучали, хотя для простоты можно взять 1990 год, когда официально закончилась гражданская война. Запредельная коррупция, помноженная на власть, которую делят различные религиозные общины, кланы и группировки, в конце концов, привели страну к полному краху. А ввиду политической, скажем так, затейливости желающих подпитывать Ливан деньгами, постепенно становилось все меньше. Действительно, зачем той же Саудовской Аравии спонсировать государство, где фактически заправляет ненавистная ей "Хизбалла"?

Международные финансовые структуры отказываются оказывать Ливану помощь: без проведения в стране глубоких реформ это все равно, что бросать деньги в бездонную бочку. Реформы же очень пугают традиционные политические силы, которые не беспочвенно полагают, что они пошатнут фундамент их влияния, станут очень болезненными для заметной части населения и с большой долей вероятности могут привести к общественному взрыву. На сегодняшний день ситуация в данном плане парадоксальным образом несколько улучшилась: с момента трагедии в Бейрутском порту жизнь большинства ливанцев так ухудшилась, что многие действия правительства, какими бы они ни были, покажутся не такими уж страшными, а главное, осознанно необходимыми.

К настоящему времени ливанский фунт обесценился более чем на 90%, номинальный рост стоимости потребительской "корзины" с 2019 года приближается к 600%. Бензин за год вырос на 220%. За черту бедности скатилось около 78% населения страны, множество ливанцев вынуждены отказывать себе даже в основных продуктах питания. В стране наблюдается жесточайший дефицит лекарств и топлива, веерные отключения электричества стали рутиной. В таких условиях естественным образом произошло ослабление властных силовых структур и, соответственно, расцвела преступность. Это, кстати, еще один вызовов для нового правительства, вынужденного осознавать риск, с которым сопряжены жесткие меры: "наезд" на ту или иную группировку или конкретных личностей вполне может спровоцировать столкновения на религиозной почве, а там и до гражданской войны недалеко…

Только полноценный кабинет сможет брать на себя обязательства перед потенциальными зарубежными партнерами, к каковым относится Международный валютный фонд. Ключевой фигурой в данном аспекте должен стать новый министр финансов Юсеф Халиль, в недавнем прошлом высокопоставленный сотрудник Центробанка. Многие ливанцы относятся к этому учреждению с недоверием, считая его одним из виновников кризиса, по инициативе которого, в частности, были отменены субсидии на бензин…

Главным экзаменом для нового правительства станет то, как именно оно возьмется за реформирование страны, а таковое обязано быть очень глубоким. Одной из серьезнейших задач многие комментаторы, политики и рядовые ливанцы считают реформу госсектора, который, будучи средоточием коррупции и кормушкой для традиционных политических сил, десятилетия высасывал из экономики все соки. Массовые назначения на теплые местечки всегда были главным приоритетом для участников большой внутриливанской игры. Реальная попытка кардинально изменить ее правила может быть попросту не так понята…

Слезы на глазах Наджиба Микати, когда он, сообщая об успешном формировании кабинета, говорил о страданиях ливанцев, были почти наверняка искренними. Миллиардер прекрасно понимает, какую трудную, а многие скажут, непосильную ношу он на себя взвалил. Ситуация в стране сложилась, по сути, безвыходная, Ливан следует в буквальном смысле перевернуть с головы на ноги, и сделать это новому кабинету будет невероятно сложно, почти невозможно. Микати уже выразил готовность сотрудничать со всеми странами, исключая, разумеется, Израиль. В данной связи особенно патетично выглядят недавние попытки Бени Ганца предложить Ливану помощь. Возможно, в имиджевом плане наша страна от таких предложений что-то и выигрывает. Но, право слово, предлагать свои услуги тем, кто почти поголовно тебя ненавидит и со стопроцентной вероятностью демонстративно оттолкнет протянутую руку, — признак отсутствия самоуважения.

Но вернемся к ливанским проблемам. По инициативе одного из непосредственных виновников кризиса — генсека "Хизбаллы" Хасан Насраллы многие десятки бензовозов с иранским топливом прибыли в Ливан через Сирию. Их въезд в страну сторонники "Хизбаллы" бурно праздновали, от радости стреляя в воздух… из ручных гранатометов. Через Сирию топливо переправлялось для того, чтобы Ливан не подпал под американские санкции как получающий нефть из Ирана. Кстати, сам Микати в интервью CNN, назвал происшедшее "печальным событием" и "нарушением ливанского суверенитета".

Однако если острую стадию топливного кризиса Ливану при помощи ряда партнеров преодолеть удастся, необходимо вспомнить еще об одном важнейшем вызове, стоящем перед новым правительством. На май 2022 года в стране запланированы парламентские выборы — в свете нынешней ситуации событие чрезвычайной важности. В своем заявлении премьер специально подчеркнул, что правительство не намерено добиваться их переноса и будет настаивать на проведении в срок. Таким образом, в ближайшие месяцы развернется напряженная, взрывоопасная предвыборная кампания, которая ввиду разных устремлений действующих в стране политических сил никак не может стать оптимальным фоном для вывода Ливана из самого острого за последние 150 лет (по мнению Всемирного банка) кризиса.

Уже после сообщения о формировании правительства стало известно, что президент США Джо Байден утвердил очередной пакет помощи ливанской армии. На этот раз речь идет о 47 млн долларов, но что именно поставят в его рамках, пока не сообщается.

[nn]

Ливан во мгле

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий