"Полгода — цирк, полгода — грязь!"

0

Мы еще увидим новую «Медину»

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Борис БРЕСТОВИЦКИЙ

 

Коммунизм и коммунист – это для евреев хорошо? Иногда таки хорошо. И я попытаюсь вас в этом убедить.

В 1942 году, в разгар Второй Мировой войны, когда в Европе по всем фронтам наступают нацисты, в Тель-Авиве пока еще царит спокойная обстановка. Настолько спокойная, что люди продолжают вкладывать деньги в недвижимость. И двадцать еврейских семей совместно покупают большой участок земли в северной части Тель-Авива.

Земля эта принадлежала компании «Шикун Амами», которая, в свою очередь, лет за 15 до этого приобрела эту землю у шейха деревни Сумелия. Такая практика уже давно была принята среди шейхов, владевших землями вокруг растущего Тель-Авива.

А будущий "город без остановки" растет. И растет он согласно проекту Патрика Геддеса, шотландского ученого, разработавшего генеральный план развития города. По этому плану на пустыре, который купили двадцать еврейских семей разными долями, должен был быть пустырь. То есть действительно пустое место. И лишь по кругу, вокруг пустыря, по плану должны были построить здания – жилые и офисные.

Лишь в 1951 году власти Тель-Авива неожиданно нашли деньги на строительство (к этой неожиданности мы еще вернемся). И архитектурному бюро «Эльханани-Лутан» было поручено проектирование новой городской площади. Однако уже на первых этапах проектирования муниципалитет поставил совершенно необъяснимые задачи.

Самым странным требованием мэрии был запрет на любое строительство в центральной части города. А учитывая, что это самая большая площадь в Тель-Авиве, запрет этот был по меньшей мере странным.

Аба Эльханани и Исраэль Лутан были опытными архитекторами, в «багаже» которых насчитывался не один десяток проектов. Но проектирование площади такого размера и по очень жестким условиям им оказалось не под силу. И они обратились к известному бразильскому архитектору Оскару Нимейеру. Нимейер в это время жил и работал в Хайфе, где по приглашению мэра города Аббы Хуши проектировал кампус университета.

Оскар Нимейер очень симпатизировал Израилю. Будучи коммунистом (и даже позже генеральным секретарем коммунистической партии Бразилии) Нимейер, однако, понимал, что социализм, а, тем более, коммунизм, не может развиваться без поддержки богатых капиталистов. Вот и в Израиль он прибыл по приглашению своего друга, еврейского капиталиста Икутиеля Федермана, который, в свою очередь, и познакомил его с Аббой Хуши.

Двадцать семей приобрели не двадцать участков, а 54. Поэтому, когда встал вопрос о планировании и подготовке к строительству, эти семьи договориться не смогли. И все планы были выброшены под хвост тем многочисленным собакам, которые с удовольствием пользовались этим огромным пустырем.

Пока Нимейер работал над проектом Хайфского университета, к нему приезжали многие израильские архитекторы. Так он познакомился с Эльханани, а потом и с Лутаном. И когда ему предложили построить площадь огромного размера, он увидел в этом рождение нового стиля – израильского соцреализма. В маленькой восточной стране восходила заря «большого северного брата».

В октябре 1964 года был опубликован окончательный вариант под названием «Тохнит биньян а-ир 600».

Но работы начались лишь десять лет спустя, в 1974 году. А в течение этого десятилетия пустырь в центре площади использовался как площадка для… передвижных цирков, приезжавших в Израиль на гастроли.

Именно в это время и появляется название площади – площадь Государства (кикар а-Медина). Городская легенда повествует, что в одной из радиопередач писатель Эфраим Кишон, никогда не скрывавший свою нелюбовь к Нимейеру и его тель-авивскому творению, сказал:

«Эта площадь – как всё наше государство. Полгода – цирк, полгода – грязь, и создано это коммунистом!»

Отсюда и пошло название площади, которое полюбилось горожанам и «Чич» (мэр Тель-Авива Шломо Лахат) узаконил это название.

Сегодня только редкие старожилы помнят историю названия этой площади, самой дорогой в одном из самых дорогих городов мира.

Но я же обещал рассказать, откуда появились деньги? Армия! Где-то там проходила секретная линия связи Армии Обороны Израиля. Именно из-за нее все эти годы в центре площади боялись даже деревья сажать. Но и это тоже в прошлом, линия перенесена и проект строительства 3-х 40-этажных жилых домов был подписан в декабре 2018 года.

Так что мы еще увидим новую «Медину».

Лошади в штанах

Автор – популярный экскурсовод, журналист, историк, один из лучших знатоков Тель-Авива, член редколлегии журнала "ИсраГео", известный блогер, ведущий журнал "Записки на салфетках" — tomcat61.livejournal.com и сайтов brest.co.il и telaviv-tours.com

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий