Израильская звезда европейского кино

0

Исполнилось 90 лет со дня рождения израильской киноактрисы Хайи Харарит. А 3 февраля нынешнего года, когда ее не стало, о ней мало кто не вспомнил. По той, быть может, причине, что она, выйдя во второй раз замуж, покинула Израиль и много лет не жила в нашей стране

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Фрэдди ЗОРИН

 

Пусть говорят, что прошлым жить нельзя,

Что надо жить, о будущем мечтая,

Но если ностальгия наплывает,

Кино смотрите старое, друзья.

Оно, как доброй выдержки вино,

И сердцу тем дороже, чем старее,

И душу успокоит и согреет.

Друзья, смотрите старое кино…

…А ведь было время, когда ее экранными образами и женской красотой израильтяне восхищались. Тем более, когда она стала сниматься в зарубежных фильмах – в то время каждый успех представителей Израиля на международной арене становился предметом национальной гордости. Это, собственно, происходит и сейчас (достаточно вспомнить недавний взлет на кинематографический Олимп нашей «Чудо-женщины» Галь Гадот), но тогда еврейское государство было совсем еще молодым и только начинало заявлять о себе в разных сферах деятельности: все было внове…

Хайя была старшей из троих детей в семье Рубена и Йохед Нойберг (оба родом из Польши). В подмандатной Палестине родители Хайи оказались еще в подростковом возрасте. На свет она появилась в Хайфе, с подросткового возраста отличалась природной красотой и идеальной фигурой, о чем многие ее сверстницы могли только мечтать. Неудивительно, что с такими данными Хайя победила на одном из первых израильских конкурсах красоты.

Проявив незаурядные артистические способности, Хайя была принята в Камерный театр. Но талант ее в полном формате раскрылся не на театральной сцене, а в кинематографе. В 1955 году Хайю пригласили участвовать в фильме «Высота 24 не отвечает», снимавшемся в жанре военной драмы режиссером Торолдом Дикинсоном. Действие в этой картине разворачивается за четыре часа до окончания войны за Независимость Израиля. Итог ее в глобальном плане предопределен, но продолжаются локальные бои, от их исхода зависит, где де-факто пройдет разделительная черта между Израилем и его соседями. И потому в окрестностях Иерусалима необходимо удержать стратегически важную высоту, обозначенную номером 24.

У выходцев из бывшего СССР эта фабула вызывает невольную ассоциация с сюжетом известной песни «На безымянной высоте». Защитить рубеж в фильме вызываются четыре добровольца – сержант-англичанин Джеймс Финнеган, американец Алан Гудман (турист, оказавшийся в гуще драматических событий), родившаяся в Палестине еврейка из Йемена Эстер Хадасси и молодой представитель ашкеназской общины Давид Айрам. По дороге на задание каждый из них рассказывает с экрана о себе. У каждого – своя история, которая и привела его на высоту 24 в последние часы войны.

В частности, выясняется, что Джеймс служил в британской администрации, где ему довелось допрашивать арестованную властями активистку еврейского подполья Мириам Мизрахи, в которую Финнеган влюбился. Впоследствии он вступил в ряды еврейской «Хаганы», на основе которой сформировалась Армия Обороны Израиля. Роль второго плана – Мириам – исполнила Хайя Харарит. Не будем подробно рассказывать о том, чем заканчивается этот фильм – его название говорит само за себя. Та война уже давно ушла в историю, изменились реалии, но многое из того, что показано в ленте, имеет место и ныне, в далеко не завершенном арабо-израильском конфликте.

Картина эта стала первым полнометражным фильмом, полностью снятым в Израиле (хотя и британским режиссером) и вышедшим от Израиля в зарубежный прокат. Лента была показана на Международном кинофестивале в Каннах, и Хайя Харарит за созданный ею экранный образ удостоилась одного из призов. Лиха беда начало — так говорят в подобных случаях…

А дальше стоит процитировать Пушкина: «Старик Державин нас заметил…». «Державиным» в данном случае оказался американский кинорежиссер еврейского происхождения Уильям Уайлер. Ему в Каннах представили Хайю Харарит, громко заявившую о себе в киноискусстве. Уайлер к тому времени уже имел в своем активе две премии «Оскара» как лучший режиссер-постановщик. Он вполне мог и не обратить особого внимания на начинающую израильскую актрису: симпатичных девушек, мечтающих попасть в большое кино, тогда было немало (не меньше их и теперь). Но, видимо, Хайя произвела на него впечатление, хотя встреча в Каннах и была мимолетной. Как следствие, четыре года спустя она сыграла в фильме Уайлера «Бен-Гур».

Ленту эту по праву называют «эпохальной»: речь идет об экранизации одноименного романа американского писателя Лью Уоллеса, переносящего нас в эпоху покоренной римской империей Иудеи. В центре повествования – драматическая история знатного еврея Иегуды Бен-Гура и его родных. Волей судьбы Иегуда (его образ замечательно воплотил американский актер Чарлтон Хестон, удостоившись за эту роль премии «Оскар») встречается с самим Иисусом, а потом становится невольным свидетелем Суда Пилата. Он пытается подать подсудимому воды, но конвоиры не позволяют ему сделать это. Тем не менее справедливые поступки и благие намерения главного героя не остаются незамеченными — ни на земле, ни в небесах: мать и сестра Бен-Гура божественной силой излечиваются от проказы, которой они заболели, будучи безвинно брошенными в тюрьму.

В этой картине Хайя Харарит сыграла сестру Иегуды – Эстер. Ее игра была высоко оценена критиками. В израильской газете «а-Арец», в частности, писалось:

«Уайлер как режиссер заслуживает уважения — за то, что рискнул привлечь в картину малоизвестную на Западе Хайю Харарит. Она имеет поразительную внешность и представляет собой долгожданный отход от сложившихся голливудских стандартов».

А сам фильм удостоился одиннадцати «Оскаров». Уместно отметить: на сегодняшний день лишь две ленты смогли повторить успех «Бен-Гура»: спустя почти сорок лет такое же количество статуэток – знаков высшего достижения в кинематографии, – получил «Титаник» Джеймса Кэмерона (1997), а затем в 2003 году «Властелин колец: Возвращение короля» режиссёра Питера Джексона.

Израильская актриса показала себя с лучшей стороны в очень достойном фильме, но кинозвездой первой величины не стала. Судьбы актеров и актрис складываются по-разному. Талант, конечно, служит главным слагаемым успеха, но есть еще и везение либо отсутствие его, симпатии и антипатии режиссеров при распределении ролей. Ну и сценарии, которые предлагаются: их «примерка» на себя далеко не всегда удовлетворяет вкусы и желания исполнителей.

Короче говоря, фильмов в свой актив Харарит записала не так уж много, о чем теперь можно только сожалеть. А ведь кроме артистического дара и привлекательной внешности было у Хайи и еще одно преимущество: помимо иврита, она свободно владела английским, французским и итальянским языками. Проблема профессиональной невостребованности вставала перед актерами во все времена. Искусство требует жертв, и порою в силу складывающихся обстоятельств жертвами становятся сами деятели искусств.

В 1958 году Хайя отметилась участием в фильме итальянского режиссера Франческо Мазелли «Женщина – сенсация дня». Дождливой холодной ночью в окрестностях Милана была найдена без сознания начинающая модель Лилиана Аттенни. Очнувшись в больнице, девушка рассказала, что её изнасиловали и избили трое неизвестных мужчин. Этот уже третий подобный случай, произошедший в городе за короткое время, отличался от предыдущих тем, что пострадавшая выжила – и это сразу стало сенсацией дня. Карьера Лилианы резко пошла в гору: рекламные агентства наперебой приглашали ее участвовать в рекламных проектах – презентации разнообразных товаров и услуг. Происходило это до тех пор, пока однажды Аттенни не пригласили в полицейский участок, чтобы опознать задержанных, подозреваемых в преступлении, жертвой которого она стала. И тут у следователей возник вопрос: «А действительно ли в случае с Лиллианой имело место преступление или это был хорошо разыгранный спектакль, открывший девушке путь к славе?»

Несомненной творческой удачей стало участие Хайи Харарит во французском фильме «Путешествие под пустыней» по роману Пьера Бенуа «Атлантида», вышедшем на экраны в 1961 году. Ее партнером в этой картине был Жан-Луи Трентиньян. Лента эта снималась в жанре фантастики: в пустынной местности, над участком, который должен послужить полигоном для испытания ядерного оружия, в песчаную бурю совершает вынужденную посадку вертолет. Люди, находившиеся на его борту, пытаясь укрыться в пещере, попадают в затерянный подземный город, живущий в ином временном измерении; там они становятся участниками восстания рабов, стремящихся обрести свободу.

Городом правит недобрая, мягко говоря, королева Антинея, чью роль и сыграла Харарит. Всех своих любовников она с помощью неведомой нам технологии превращает в золотые статуи, собрав уже целую коллекцию этих дорогих, но пугающих изваяний… В откликах на этот фильм Хайя была названа «великолепной». Отмечалось также, что успеху картины способствовал удачно подобранный международный актерский состав и что при очень скромном бюджете в фильме этом удалось впечатляюще использовать разного рода спецэффекты и декорации.

Интересна и сама идея: Атлантида может быть укрыта от нас не в морской пучине, а, быть может, находится под толщей песка в просторах пустыни Сахара. Был у этого фильма и еще один важный аспект: планирующийся ядерный взрыв наверняка уничтожит открытую по случаю Атлантиду, и кто-то из специалистов, посланных на вертолете для испытания смертоносного оружия, должен воспрепятствовать трагедии. Но удается ли это? Рекомендую посмотреть эту картину — она того стоит. Вынесенная на экран ситуация в определенной степени перекликается с сюжетом советского приключенческого фильма «Земля Санникова» по мотивам одноименного романа Владимира Обручева, но там гибелью островку живой природы, образовавшемуся среди льдов, грозит глобальная экологическая катастрофа.

Стоит отметить: упомянутый роман Пьера Бенуа экранизировался ранее дважды – в 1932-м и в 1939-м годах. Понятно, что в 1961-м история, рисуемая в этом художественном произведении, была осовременена – и в плане содержания, и с помощью появившейся за прошедшие десятилетия киносъемочной техники. К тому же предыдущие версии были черно-белыми, а в цветном изображении, в котором была снята новая картина, все воспринималось по-иному.

Запомнилась Хайя Харарит и игрой в английском фильме «Тайный партнер» (1961) режиссера Бэзила Дирдена (Бэзила Клайва Дина), где она исполнила роль Николь Брент, супруги главного героя картины Джона Брента (его образ воплотил на экране Стюарт Грейнджер). Англичанку, с характерным мышлением жительницы британских островов и типичным для нее поведением Харарит сыграла предельно достоверно. Картину эту кинокритик Аллен Эйлс назвал «невероятным и гениальным британским триллером».

В фильме «Интерны» («Стажеры») 1962 года Хайе досталась роль Мадолин Брукнер, проходящей хирургическую практику. Ее наставник предвзято относится к женщинам-стажеркам. Он убежден, что большинство из них отказывается потом от медицинской карьеры, чтобы выйти замуж и завести детей. Но его мнение меняется, когда он узнает, что у Мадолин ребенок уже есть и она стажируется в хирургическом отделении больницы в статусе матери-одиночки. Лента снималась режиссером Дэвидом Свифтом по роману Ричарда Фреде, проработавшего два года стажером в одном из медицинских учреждений. Книга эта стала бестселлером, а фильм собрал в прокате 9230769 доллара.

Но после столь удачных ролей (отзывы об игре Хайи Харарит были только позитивными) карьера киноактрисы, к сожалению, пошла на спад. С 1964 года к съемкам она почти не привлекалась. Новая ее жизнь в кенематорафе была связана с известным британским режиссером и продюсером, создателем фильмов, удостоенных премий «Оскар», Джеком Клейтоном. Он стал вторым мужем Хайи (официально они узаконили свои отношения в 1984 году). А первым был Нахман Зерванитцер (Церваницер), израильский инженер-ирригатор. Для Клейтона брак с Харарит стал третьим и последним. Общность творческих интересов сплачивает семьи (правда, это случается не всегда). Примеры можно привести как подтверждающие, так и опровергающие данное утверждение. В 1967 году Клейтон привлек Харарит (вместе с Джереми Бруксом) к работе над сценарием фильма «Дом моей матери». Это драматическая история семьи, где дети тайно похоронили свою скончавшуюся мать на заднем дворе полуразрушенного дома, где они живут, из опасения, что при отсутствии отца их разлучат, распределив по детским домам. По поводу участия в создании ленты Хайи Харарит было сказано, что она «ужесточила сюжет и, в частности, изменила концовку, чтобы сделать ее логически и психологически последовательной», и картина, в сравнении с одноименным романом Джулиана Глоага, по которому она ставилась, по мнению многих даже выиграла. Харарит сыграла еще в двух итальянских и в одном английском фильме.

Джек Клейтон ушел из жизни в 1995 году, и после этого Хайя Харарит окончательно стала затворницей, хотя и не перестала заниматься творческой деятельностью. Как уже упоминалось, ее не стало 3 февраля нынешнего года. Актриса и сценарист скончалась, совсем немного не дожив до 90-летнего юбилея, в своем доме в Марлоу (графство Бакингемшир) в Юго-Восточной Англии. К этому времени Харарит оставалась последней из звездных участников ставшего знаменитым фильма «Бен-Гур». К слову, в 1995 году почтовые ведомства Центральноафриканской Республики и Танзании посвятили этому фильму два красочных блока, на которых можно увидеть и Хайю Харарит – такой, какой она запомнилась зрителям своего поколения: яркой, эффектной и разносторонне одаренной.

[nn]

www.isrageo.com/2021/08/01/arnoul/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий