И днём конца был день его расцвета…

0

Теодор Герцль и Земля Израиля

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Роман ГЕРШЗОН, Иерусалим

 

Теодор Биньямин Зеэв Герцль, основатель современного еврейского государства, при жизни так и не увидел созданную им страну. Он умер за сорок четыре года до появления на карте мира государства Израиль.

Родился Теодор (Биньямин Зеэв) Герцль 2 мая 1860 года в Будапеште, умер в городе Эдлах (Австро-Венгрия) 3 июля 1904 года.

Он был вторым ребенком в семье Якова и Жанны Герцль. Сестра Теодора Паулина была старше его на год. Его отец Яков был богатым торговцем, который достаточно формально относился к иудаизму, хотя отцовская линия у него прослеживалась до великого раввина-кабалиста Йосефа Тайтацака (1465-1546). Мать Герцля Жанна (девичья фамилия Диамант) происходила из богатой торговой семьи, получила хорошее светское образование. Ее брат, ассимилированный еврей, воевал на стороне венгерской революционной армии в 1848 году.

Еще во время обучения в будапештской гимназии Герцль занимался литературной деятельностью, писал стихи, публиковал рецензии на театральные спектакли и книги в будапештских газетах. Атмосфера дома была связана с немецкой культурой. Но свое еврейство и антисемитизм окружающих Теодор чувствовал отчетливо, хотя и рос в достаточно ассимилированной семье.

В 1878 году семья переехала из Будапешта в Вену, где Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. Тогда же, вероятно, была заложена основа будущей сионистской идеологии молодого Теодора Герцля. Произошло это после ознакомления с книгой Евгения Дюринга «О еврейском вопросе» (1881), где антисемит Дюринг откровенно писал:

«Еврейский вопрос не есть просто вопрос расовый вообще, но специально и вполне определенно — вопрос о вреде, всюду наносимом этою расою… Где только этот избранный кочующий народ ни появляется, всюду тотчас же возникает для общества еврейский вопрос, который с успехами истории и просвещения все яснее и правильнее входит в сознание народов».

Во время учебы в университете Герцль в 1881 году вступил в немецкое студенческое общество «Альбия», но через два года покинул его вследствие царившего там антисемитизма.

В 1884 году Теодор Герцль закончил учебу в университете, получил степень доктора юридических наук и начал работать в судах Зальцбурга и Вены. Но просветление пришло достаточно быстро, и в своих автобиографических заметках (1898) он написал:

«Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией».

После этого новоиспеченный доктор юриспруденции занялся достаточно успешной литературной деятельностью. В Вене он написал много рассказов, фельетонов и пьес. Пьесы Герцля ставили на сценах австрийских театров и других театральных сценах Европы.

В 1889 году Теодор женился на Юлии Нашауэр (1868-1907). Женитьба принесла ему солидное приданое в 75 тысяч гульденов, весьма значительные по тем временам деньги. Супружеская жизнь, однако, не сложилась. Юлия, страдавшая психическим расстройством, не могла быть опорой и поддержкой мужа. Уже через два года Теодор собрался разводиться с беременной женой. Они часто ссорились, расходились, сходились снова. Юлия провела последние три года своей жизни в психиатрической лечебнице в саксонском городе Кёнигштайн, где и умерла в возрасте 39 лет.

У пары было трое детей. Старшая дочь Паулина (1890-1930) покончила с собой, сын Ганс (1891-1930) застрелился на могиле Паулины в Бордо, младшая дочь Маргарет-Труде (1893-1943) погибла в концлагере Терезин во время Второй мировой войны.

Возможно, в связи с тяжелой домашней обстановкой в октябре 1891 года Теодор Герцль уехал в Париж, где работал корреспондентом либеральной венской газеты «Neue Freie Presse» до июля 1895 года. Во французской столице Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания. Его взгляды на решение еврейского вопроса в Париже постепенно менялись: от полной еврейской ассимиляции среди окружающих народов до создания «нового еврея» в будущем еврейском государстве.

Значительные изменения взглядов Теодора Герцля произошли в 1894 году под влиянием дела офицера французского Генерального штаба, еврея Альфреда Дрейфуса, необоснованно обвиненного в предательстве. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся в те времена на парижских улицах, окончательно привели Герцля к выводу, что единственным решением еврейского вопроса может быть создание независимого еврейского государства.

В то тяжелое для евреев время Герцль написал книгу «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (1896), где изложил свои взгляды на проблему и собственную программу действий. Герцль писал:

«Еврейский народ не может, не желает и не обязан исчезнуть. Не может – потому что внешние враги сплачивают его. Не хочет – это доказали 2000 лет ужасных страданий. Не обязан – это я, по следам многих других евреев, не потерявших надежду, попытаюсь объяснить в данном сочинении. Целые ветви еврейства могут завянуть и отвалиться, но дерево живет. В течение всей своей истории евреи не переставали мечтать о своей родине: «В будущем году – в Иерусалиме!». Сейчас настало время показать, что из этой мечты может вырасти идея, ясная как день».

В своей книге Герцль доказывал, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией евреев из одной страны в другую, а созданием независимого еврейского государства по согласованию с великими державами. Должен произойти организованный исход еврейских масс в независимое еврейское государство, так думал Теодор Герцль. Еврейское государство будет прогрессивным, свободным, и равноправным. Другие национальности, проживающие в стране, будут иметь равные с евреями права. Для реализации этого плана необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских финансистов, или, в случае их отказа, нужно будет обратиться к широким еврейским массам.

В августе 1897 года в швейцарском городе Базель Теодор Герцль совместно с Максом Нордау и Оскаром Мармореком организовал Первый Всемирный сионистский конгресс, где он был избран президентом Всемирной сионистской организации.

На конгрессе была принята программа сионистского движения. Главной идеей программы было создание еврейского национального дома на Земле Израиля. Для достижения этой цели предполагалось организовать в Палестине еврейские поселения «сельскохозяйственных и промышленных рабочих». Среди еврейского населения разных стран предлагалось вести пропаганду, направленную на репатриацию в Эрец Исраэль, разъяснять правительствам и лидерам европейских государств важность и необходимость создания еврейского государства.

Принятая в Базеле программа стала основой для переговоров Герцля с еврейскими бизнесменами-финансистами, руководителями разных государств и влиятельными политическими и общественными деятелями. Герцль в разные годы встречался с Папой Римским Пием X, германским императором Вильгельмом II, турецким султаном Абдул-Хамидом II, другими политическими и общественными деятелями разных стран, чтобы договориться о создании еврейского очага в османской Палестине.

В 1899 году по инициативе Теодора Герцля было создано «Еврейское колонизационное общество». Основной целью общества была покупка земель в турецкой Палестине для еврейского населения. Тогда же Великобритания предложила Герцлю, как представителю Всемирной сионистской организации, часть территории современной Кении в Африке (проект «Уганда») для организации там еврейского государства. Однако большинство сионистов рассматривали только Палестину как возможную территорию для еврейского государства, поэтому проект «Уганда» не был осуществлен.

В утопическом романе на немецком языке «Altneuland» («Старая новая земля», 1902) Герцль показал свое видение будущего еврейского государства, согласно которому проживавшие в Палестине арабы радостно встретят еврейских поселенцев. В переводе на иврит Нахума Соколова роман назвали «Тель-Авив» (весенний холм). Название города Тель-Авив было взято из романа Герцля.

Теодор Герцль не был основателем еврейского национального движения, называемого сионизмом, задачей которого являлось собрание изгнанного еврейского народа на своей исторической родине. В конце девятнадцатого века уже существовала организация сионистского направления «Ховевей Цион». Тогда же началась алия (репатриация) в Эрец Исраэль. Среди болот Саронской долины в османской Палестине еврейские поселенцы основали поселок Петах-Тиква, строились другие поселения Первой алии.

Герцль первым предложил реальную программу действий, основанную на международной поддержке. Целью программы было осуществление сионисткой мечты еврейского заселения Палестины и создания современного еврейского государства. Он убеждал своих сторонников, что «нельзя заселять Палестину тайком, но только в открытую и с соответствующими гарантиями, согласно международному праву».

В сентябре 1897 года Герцль записал в своем дневнике:

«Если коротко подытожить Базельский конгресс (что я поостерегусь делать публично), то вот он, вывод: в Базеле я основал еврейское государство. Если бы я громко заявил об этом сегодня, ответом мне был бы общий смех. Но через пять и уж, во всяком случае, через пятьдесят лет это признают все».

В Палестине Герцль побывал осенью 1898 года, чтобы посетить историческую родину и встретиться здесь с кайзером Германии Вильгельмом II. В августе 1898 года Герцль получил сообщение о том, что кайзер готов встретиться с ним во время императорского визита на Ближний Восток. Герцль встретился с кайзером в Константинополе в октябре 1898 года и рассказал о сионизме и программе еврейского заселения Палестины. Император заинтересовался программой и предложил продолжить беседу в Иерусалиме в ноябре месяце. Тогда Теодор Герцль отправился в Палестину и 27 октября приплыл в Яффо.

Город-порт разочаровал Герцля и он записал в своем дневнике: «Яффа произвела малоприятное впечатление. Все выглядит заброшенным… В переулках стоит какой-то могильный запах. Всюду восточная нищета. На каждом шагу попадаются нищие турки, грязные арабы и запуганные евреи».

Далее Теодор Герцль со своим спутниками отправился в путешествие по стране и посетил «великолепную сельскохозяйственную школу» в Микве Исраэль, винодельческий завод барона Ротшильда в Ришон ле-Ционе, еврейские поселения в Нес Ционе и Реховоте.

«Какой-то старик встретил нас хлебом-солью и вином из своего виноградника, – записал в дневнике Герцль после посещения Нес-Ционы. – Я должен был зайти в дом почти к каждому поселенцу».

Читайте в тему:

Михаил ЛОБОВИКОВ | Вы, типа, молодежь?

На окраине Реховота Герцля встретила группа еврейских всадников, что очень тронуло гостя.

«У меня на глаза навернулись слезы, когда я увидел этих отчаянных молодых всадников, доказавших, что наших старьевщиков можно сделать другими людьми. Они напомнили мне американских ковбоев, которых я однажды видел в Париже. Встречать нас вышел весь Реховот. Дети пели».

После Реховота Герцль снова отправился в Микве-Исраэль, так как знал, что кайзер посетит сельскохозяйственную школу по дороге в Иерусалим.

«Кайзер узнал меня издали. Он остановил коня рядом со мной. Я сделал не больше двух шагов вперед. Не слезая с коня, кайзер наклонился и протянул мне руку. Я подошел еще ближе и пожал его руку. Улыбнувшись, он спросил меня: «Как поживаете?» – «Благодарю вас, Ваше Величество. Осматриваю страну. А как себя чувствует Ваше Величество в этой поездке?» – «Очень жарко. Но у этой страны есть будущее… Вода, вот что ей нужно, много воды».

Фотограф сделал два снимка этой сцены. Но когда проявили негативы, они оказались неудачными. Так что известный снимок встречи кайзера и Герцля в Микве Исраэль, где кайзер сидит на коне, а Герцль стоит рядом с пробковым шлемом в руках, — это не более чем более поздний фотомонтаж.

Теодор Герцль со своими спутниками продолжил путешествие в Иерусалим.

«Иерусалим и его залитые лунным светом стены произвели на меня неизгладимое впечатление, — записал в своем дневнике Герцль. — Иерусалим замечательно расположен. Даже в своей нынешней запущенности это прекрасный город, и если нам удастся здесь закрепиться, он станет одним из красивейших городов в мире. Если Иерусалим когда-нибудь станет нашим, и если я еще буду в состоянии что-нибудь сделать, я начну его приводить в порядок. Очищу его от всего не святого, сожгу все не святые руины и уберу все базары куда-нибудь подальше, построю дома рабочих за городскими стенами, уничтожу все эти грязные норы. А затем, сохранив как можно больше старый архитектурный стиль, построю просторный, удобный, с канализацией совершенно новый город вокруг святых мест».

Официальная встреча Герцля с кайзером Вильгельмом II состоялась 2 ноября 1898 года в палаточном городке императора в Иерусалиме. Герцль зачитал кайзеру программу еврейской колонизации Палестины и попросил содействия. Кайзер ответил:

«Колонии, которые я видел, как немецкие, так и вашего народа, могут служить примером того, что можно сделать с этой страной. Тут хватит места для всех. Нужны только вода и леса. Усилия колонистов станут ободряющим примером для местного населения. Ваше движение, с которым я хорошо знаком, основано на разумной, здравой идее».

Тем не менее встреча с кайзером не дала реальных результатов.

После встречи Герцлю предложили поехать в еврейское хозяйство поселенца Шмуэля Брозы в пригороде Иерусалима Моца. Там Герцль посадил саженец кедра. Это дерево стало символом возрождения Эрец Исраэль. И хотя во время арабских погромов 1915 года бандиты срубили дерево Герцля, сохранился пень, который берегут жители Моцы. Сохранились и разрослись на Земле Израиля леса, которые высаживали на когда-то пустынной и выжженной земле первые еврейские поселенцы и примкнувший к ним Теодор Герцль. Сегодня Израиль – единственная в мире страна, где растет намного больше лесов, чем во времена основания государства. Леса Израиля занимают около девяноста тысяч гектаров, это значительная часть территории страны. Практически все лесные посадки Израиля рукотворные, естественные природные леса в стране занимают незначительный процент.

Эпиграф к книге Герцля «Altneuland» «Стоит захотеть, и это станет былью» оказался пророческим. Об этом говорил и сам Теодор Герцль.

«Уже близко то время, когда исчезнет из языка слово "невозможно". Где мы, современные люди, появляемся с нашими способностями, там пустыня превращается в роскошный сад, а тряское, гниющее болото в плодороднейшие поля. Чтобы создать города, теперь нужны только годы, в то время как в прежние исторические эпохи требовались века».

В наши дни численность еврейского населения Израиля превысила 6 миллионов человек, это самая большая еврейская община в мире. Государственным языком страны стал возрожденный древний иврит. Страна занимает лидирующие позиции в мире в промышленности, научной сфере, компьютерных технологиях, электронике, медицине, космических технологиях, сельском хозяйстве, военной и многих других отраслях.

Через 49 лет после визита Теодора Герцля в Эрец Исраэль 29 ноября 1947 года ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства в Палестине. А еще через полгода 14 мая 1948 года Давид Бен Гурион провозгласил в Тель-Авиве создание государства Израиль.

Герцль не дожил до этих дней. В 1904 году у него к болезни сердца добавилось воспаление легких, и Герцль скончался в возрасте сорока четырех лет. Незадолго до смерти он сказал:

«Колокол звонит по мне. Я не трус и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу».

В своем завещании Биньямин Зеэв Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки на территорию нового еврейского государства.

«Я прошу… быть похороненным в металлическом гробу, в могиле около моего отца, и лежать там, пока еврейский народ не перенесет мой прах в Палестину. Туда будут перенесены также гроб моего отца, гроб моей сестры Паулины… и гробы моих ближайших родственников (моей матери и детей), которые умрут до срока переноса моего гроба в Палестину».

Через год после создания государства Израиль и через 45 лет после смерти Герцля, 10 августа 1949 года Кнессет страны постановил:

«Завещание провидца еврейского государства Теодора (Биньямина Зеэва) Герцля, светлая ему память, и перенос его прах на землю Израиля будет выполнено 22 ава 5709 года (17 августа 1949 года) в Иерусалиме, вечной столице народа Израиля и его священном городе».

Тогда же в Иерусалиме на горе Герцля были перезахоронены останки родителей Теодора Герцля и его сестры Паулины, позже там был перезахоронен прах детей Герцля Паулины и Ганса. Таким образом, граждане еврейского государства выполнили просьбу Герцля о захоронении членов его семьи в Израиле.

20 день месяца тамуз, день смерти Герцля по еврейскому календарю, отмечают в государстве Израиль как национальный день его памяти.

После смерти Теодора Герцля Зеэв Жаботинский написал:

«И днём конца был день его расцвета,

И грянул гром,

И песня не допета –

Но за него мы песню допоём!».

Что увидел Герцль сквозь кайзера

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий