Меч кровожадного индивидуалиста

0

Сколько сарацинских и еврейских голов им было срублено в 1110 г. в Хайфе?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Михаэль ЭЗЕР

Фото: Нир Дистельфельд и Шломо Кацин \ Управление древностей Израиля

 

Уйма изданий по всему миру сейчас пишут о находке меча времен крестоносцев израильским дайвером Шломо Кацином возле побережья Атлита. Удивительно хорошая сохранность за 900 лет, учитывая разрушающие факторы морской воды и большого содержания кислорода на мелководье!

Спасибо недавним штормам, освободившем меч из-под песка.

На фото он выглядит чуть ли не "двуручником" или так называемым "боевым полуторным", которым молотили с коня, но это — иллюзия пропорций угла съемки. Наш красавец — типичный "романский меч", сменивший в середине XII в. каролингские типы (ими махали франки Карла Великого, викинги, дружинники первых киевских князей). По сравнению с коротким "каролингом" (65- 85 см), мечи крестоносцев были больше, 95-100 см длиной, как и наша находка. Они годились и для пешего, и для конного боя, хотя конники попозже предпочитали "полуторные" (100-110 см).

Кстати, мечи были довольно легкими (продольные желобки-долы на лезвии как раз и уменьшали их вес), у "каролингов" — 1,2 — 1,5 кг, романский — 1,5- 2,0 кг, в редких случаях — 2,2 — 2,3 кг. Романский меч годился и для рубящего, и для колющего удара, хотя для разрубания кольчуг (забудьте про латы более позднего времени!) хватало и рубящего, особенно с коня. С коня же им можно было и колоть, усиливая силу удара скоростью и общей массой.

Посмотрите на крупную крестовину для защиты руки — это тоже признак нового типа оружия. Это то ли 10, то ли 12-й тип по типологии Окшота (на фото не видна форма навершия рукояти).

В общем, перед нами меч-универсал для индивидуального пешего и конного боя (в эпоху викингов сражались чаще в плотном пешем строю, и длинный меч в нем мешал). Такое оружие как раз подходит для образа индивидуалиста-дворянина той эпохи. О том, сколько сарацинских и еврейских голов им было срублено в 1110 г. в близкой к Атлиту Хайфе, называемой крестоносцами Каифасом, лучше на ночь не размышлять. Город держался около месяца, после падения было вырезано все его мусульманское и еврейское население, вместе защищавшее его стены.

В Каирской генизе нашли отрывок из стихотворного пийюта того времени:

«Резали стариков, и душа моя рыдала, ужас охватил меня, когда громили Хайфу.

Хайфа, город славы, твоя потеря разбила мне сердце.

Доблесть оставила Израиль, и старейшин суда нет боле».

Последний бой крестоносцев в Израиле

ОБ АВТОРЕ

Михаэль Эзер — историк, краевед, дипломированный гид (в 2008 г. окончил школу туризма при Институте Ландера, до этого много лет водил краеведческие экскурсии от школ и общественных организаций).

Михаэль Эзер

В Израиле с 1987 г. после семи лет «отказа». Через год начал работать в израильской школе, преподавал в выпускных классах историю и историческое краеведение.

Методист (разработка программ для министерства просвещения Израиля по истории для еврейских школ за границей). Во время учебы в докторантуре — гостевой преподаватель от Института Чейза при Иерусалимском Университете в Центре изучения еврейской цивилизации при МГУ, в СпбГУ, Институте Шагала при Минском Государственном Университете.

В 2003-2006 г.г. – командировка на педработу в еврейских школах России и Белоруссии от израильскго минпроса.

На его научном счету — доклады на международных конференциях по истории, проводимых в Иерусалиме.

— Мое прозвище «Мангупли» ("мангупец" на турецком) не случайно, — рассказывает Михаэль. — Заболел Крымом еще в 70-е годы, провел много времени на караимских кладбищах Мангупа и Чуфут-Кале, описывая надгробия, читая надписи, составляя планы объектов. Увлекся проблемой Фирковича, смог собрать большой материал по его фальсификациям надгробий. Уже из Израиля ездил в Крым в экспедиции с участием Института Бен-Цви, мы вели полевые работы по еврейской эпиграфике, обучали московских студентов.

В 2008 г. вышел большой, почти на 600 страниц, обощающий труд по еврейским общинам Крыма «The Tombstones of the Cemetery of the Karaite Jews in Cufut-Qaleh (the Crimea) A Collection of Studies», в котором Михаэль являлся соавтором.

— С 1988 года и следующие 26 лет жил в Шомроне в поселении Кедумим, — говорит Эзер. — Уже тогда понял,что такое — Земля под ногами, земля, в которой каждый твой шаг — это шаг по Сейчас и Тогда, шаг по истории. Понял, насколько ТАНАХ и Прошлое растворены в каждом камне и цветке, в каждом дуновении ветра. Стараюсь показать это на своих экскурсиях, пишу о связи природы и традиции. Сейчас я — иерусалимец, стараюсь ощутить сам и показать другим, что Прошлое неотделимо от Настоящего, а Удивительное — совсем рядом, нужно только захотеть его ощутить и увидеть. В этом мне помогают и мои флейта и гитара.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий