Осталось ли в мрачном Средневековье и не менее мрачном российском "кантонизме" насильственное крещение еврейских детей?
Лион ЛЕВИНСОН
Конец XIX века. Просвещение, светскость, технологии. Средневековая насильная, вопреки воле родителей, католизация еврейских детей вроде как далеко позади…
Но тут прислуживавшая в одной состоятельной еврейской семье итальянка по доброте душевной решила помочь больному еврейскому ребёнку умереть не нехристем, а католиком. И, плеснув на него воды из стакана, произнесла формулу крещения.
Итальянский суд повздыхал и исключительно из соблюдения буквы закона забрал теперь уже по крещению "католического" ребёнка из еврейской семьи. В католическую школу, в обучение к монашкам.
Еврейская прогрессивная общественность повздыхала, но таков европейский (то есть осенённый высшей истиной прогрессивности, с которой спорить невозможно) закон. Обязаны, просто обязаны евреи согласиться. Как же иначе? Нельзя с европейцами не соглашаться.
Вот история насильной католизации ребёнка вопреки воле родителей. Которые если бы хотели — давно бы сами послали ребёнка к монашкам. Но родители, как мы видим, католизации ребёнка НЕ ХОТЕЛИ.
Перед нами история насильной, вопреки воле родителей, католизации еврейского ребёнка Эйтана Бирана.
Ой, то есть Эдгардо Мортара. А я сказал Эйтана Бирана? Сорри, всё время их путаю…
А то, что происходит прямо сейчас, в XXI веке, — израильский суд по солидарности с итальянским забирает израильского сироту Эйтана Бирана из родной семьи бабушки с дедушкой и отсылает его в Италию к инициативной тётке. А тётка собирается вопреки воле его покойных родителей (которые если бы хотели — давно бы сами послали ребёнка к монашкам. Но родители, судя по всему, католизации ребёнка не хотели) собирается запихнуть еврейского ребёнка в католическую школу на обучение к монашкам.
А что прогрессивная общественность? Прогрессивная общественность, конечно, солидарна с лидером "Аводы" Мейрав Кастнер-Михаэли: что решения по судьбе ребёнка должны принимать не родители, а прогрессивная общественность. Кто такие вообще родители своему ребёнку? Да никто!
Итак, оба суда — и итальянский и израильский высказались за насильственную, вопреки воле родителей, католизацию израильского ребёнка в Италии.
А что поделать, если с обеих сторон оба суда — и итальянский и израильский, — считают Израиль апартеидной ямой, где не место еврейскому ребёнку (да и вообще евреям), стирание еврейской идентичности благом, а волю родителей — пылью перед волей левосудия?
ОТ РЕДАКЦИИ
23 мая на подъемнике, соединяющем населенный пункт Стреза на берегу озера Лаго Маджоре и гору Монтероне, произошел обрыв несущего троса, кабина, в которой находились 15 пассажиров, упала вниз с большой высоты. 14 человек погибли. Среди погибших – родители Эйтана, Амит Биран, Таль Пелег-Биран, его двухлетний брат Том, а также приехавшие в гости из Израиля бабушка и дедушка, Барбара и Ицхак Коэн. Эйтан Биран получил тяжелые травмы. О смерти родителей он узнал в больнице.
После выписки ребенка опекунство над ним получила его тетя, Айя Биран. Айя, 41-летняя врач, живет с семьей в Травако в провинции Павия (Ломбардия).
В середине сентября гверет (или точнее – синьора) Биран подала жалобу в итальянскую полицию, сообщив, что Эйтан был похищен его дедом, Шмуликом Пелегом, и увезен в Израиль. Айя Биран также обратилась в суд по семейным конфликтам в Тель-Авиве с требованием вернуть ребенка в соответствии с Гаагской конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Полиция проверяет подозрения, согласно которым израильский дед мальчика вывез его из Италии на частном самолете, который был арендован на деньги, собранные с помощью краудфандинга.
Ранее семья Пелег, подавая прошение об опеке, обвинила в похищении как раз Биранов. Тетя Эйтана по материнской линии, Гали Пелег, заявила: ее родственники опасаются, что в Италии может разрушиться его еврейская идентичность. Насчет последнего поспорить сложно. По сообщению итальянской ежедневной газеты La Stampa, Эйтан был зачислен в l’istituto delle Canossiane, католическую школу, управляемую монахинями, где также учатся его двоюродные сестры. Само собой, ни о каком еврейском воспитании там и речи быть не может, как раз наоборот.
По информации итальянского агентства ANSA, Пелеги утверждали, что Эйтан никогда не был связан с этой итальянской семьей, «которая его не знает и ранее никоим образом не была с ним близка», и заявили, что Бираны держали его в заложниках. Они обвинили Айю и ее домочадцев в отказе позволить израильским родственникам видеться с Эйтаном и плохо с ним обращаются. Разумеется, Айя решительно опровергла подобное.
Ну а озвученная сторонниками Пелегов версия о том, что Эйтан интересует его тетю прежде всего потому, что в случае его усыновления Бираны получат многомиллионную компенсацию, вообще никем не рассматривается. Потому что мы видим искреннюю любовь к израильскому племяннику и желание сделать его достойным членом итальянского общества. И самый гуманный суд в мире тоже уверен в искренности этой любви.
На наш взгляд, решение израильского суда могло быть не столь однозначным, если бы Пелег не устроил похищение внука. Но и тогда, судя по настроениям наших судей, шансы на его официальный переезд в Израиль были бы крайне невысоки. Так что, похоже, история Эдгардо Мортара в несколько измененном виде повторяется и в наши дни.
* * *
А теперь – краткая справка об Эдгардо Мортара, почерпнутая из Википедии.
Эдгардо родился 27 августа 1851 г. в Болонье в еврейской семье.
Вечером 23 июня 1858 года в дом Марианны и Саломона (Момоло) Мортара в городе Болонья прибыли полицейские, чтобы забрать их шестилетнего сына Эдгардо. Они действовали по приказу папы Пия IX. Церковным властям стало известно, что служанка в доме Мортара тайно крестила Эдгардо, когда он был болен. По её словам, она опасалась, что мальчик умрёт и его душа попадёт в ад. Болонья входила в состав теократического государства — Папской области. Согласно законам, евреям запрещалось воспитывать христианского ребёнка, даже если это были их собственные дети.
Эдгардо был перевезён в Рим, где воспитывался в доме для евреев-католиков. Семье первоначально было запрещено иметь с ним контакты. Впоследствии были разрешены свидания, но не наедине. С протестами выступили различные еврейские организации, а также известные деятели (в частности, Наполеон III и император Франц-Иосиф). Тем не менее, папа Пий IX отклонил все требования вернуть ребёнка.
После присоединения Папской области к Италии в 1870 году папа потерял власть, и семья Мортары вновь предприняла попытку вернуть сына. Однако к этому моменту Эдгардо Мортара, достигший 19-летнего возраста и ставший совершеннолетним, заявил, что привержен католической вере. В тот же год он переехал во Францию, где вступил в орден августинцев. В 23 года Мортара стал священником, приняв новое имя Пий. Он занимался миссионерской деятельностью в немецких городах, обращая евреев в католицизм.
Мортара был сторонником причисления Пия IX к лику блаженных. В 1912 году, выступая в поддержку беатификации папы, он писал, что спустя девять дней в Рим прибыли родители, которые в течение месяца ежедневно посещали его, уговаривая вернуться. По его словам, он не испытывал никакого желания вернуться домой, объясняя это «силой молитв».
Позднее Мортара восстановил отношения с семьёй и присутствовал на похоронах матери. Он владел девятью иностранными языками. Мортара умер в Бельгии, проведя последние годы жизни в монастыре в Льеже.
Автор — историк, публицист, гид по Израилю, проводящий авторские экскурсии