Дружно не получается

0

Не успели утихнуть бюджетные баталии, как лоскутное одеяло шинуйно-ихуйной коалиции начало трещать по всем швам, и обозреватели заговорили о возможном кризисе, который в итоге может привести к новым выборам уже в 2022 году

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Главным камнем преткновения на сегодняшний день стали поправки, которые по собственной инициативе внес в текст законопроекта о подключении незаконных арабских населенных пунктов к электросети депутат Валид Таха (РААМ). В случае если бы поправки были приняты, эти пункты получили бы статус законных.

Любопытно, что внесенные поправки были обнаружены не депутатами (последние, видимо, голосуют за законопроекты, не очень вчитываясь в их текст), а активистами движения «Регавим», борющимися против того, что они называют «арабской экспансией в Негеве».

Находящаяся в настоящее время в США министр внутренних дел Айелет Шакед заявила, что не допустит утверждения законопроекта с подобными поправками, так как речь идет о «красной черте», которую она и ее партия не готовы переступить. В ответ партия РААМ заявила, что в таком случае откажется голосовать за другие законопроекты коалиции и, по сути, парализует ее деятельность.

Переговоры по поводу законопроекта между Шакед и лидером РААМ Мансуром Аббасом продолжаются. Однако, похоже, в РААМ в любом случае собираются вынести его на голосование с поправками Тахи, заручившись при этом поддержкой МЕРЕЦа, «Аводы», «Объединенного арабского списка» и религиозных партий. В «Ямина» уповают в этом случае на поддержку «Тиква хадаша», а также «Ликуда» и «Ционут а-датит». Как поведут себя при таком развитии событий партии «Кахоль-лаван», НДИ и «Еш атид», пока непонятно.

Разумеется, разногласия в коалиции на этом не заканчиваются. Продолжают очень остро стоять вопросы о выполнении соглашения по возрождению поселения Эвьятар, а также запуска общественного транспорта по субботам, создания государственной комиссии по делу о субмаринах и т.п. Еще один скандал в правительстве вспыхнул на фоне требования министра здравоохранения Ницана Горовица распространить действия распоряжений по коронавирусу на учебные заведения, против чего резко возражает министр просвещения Ифат Шаша-Битон.

Немалые споры внутри коалиции вызывает и законопроект лидера «Тиква хадаша» Гидеона Саара, ограничивающего период пребывания на посту премьер-министра восемью годами. По настоянию Нафтали Беннета и Айелет Шакед, в текст законопроекта был внесен параграф, согласно которому премьер, находившийся на посту восемь лет, даже если эти восемь лет не были непрерывны, после трех лет карантина может баллотироваться вновь. Таким образом в "Ямине" пытаются обеспечить нераспространение действия этого закона на Нафтали Беннета.

После того как межминистерская комиссия по законодательству утвердила законопроект Гидеона Саара с внесенными в него поправками, депутаты «Ликуда» и лидер оппозиции подвергли эту инициативу крайне резкой критике.

По мнению «Ликуда», речь идет об антидемократическом законе, вне зависимости от того, будет ли он распространяться на Нетаниягу или нет. Страны с парламентской демократией, напоминают противники закона, не ограничивают каденции глав правительства и оставляют за гражданами право решать на свободных выборах, кто будет возглавлять их правительство. Например, граждане Германии раз за разом выбирали канцлером Гельмута Коля и Ангелу Меркель в течение 16 лет, а граждане Канады выбирали Пьера Трюдо в течение 15 лет, и при этом никто не считает Канаду и Германию недемократическими странами.

Биньямин Нетаниягу также резко выступил и против планов Саара провести закон, запрещающий обвиняемому в уголовных делах занимать пост премьера. По его мнению, речь идет об «иранском законе», с помощью которого можно будет без труда отменять результаты выборов, а значит, и еще об одной угрозе дальнейшего существования Израиля как демократического государства.

С учетом усилившегося брожения в коалиции Нафтали Беннет и сменный премьер-министр Яир Лапид создали на уходящей неделе специальную рабочую группу, в задачи которой входит решение внутренних конфликтов. Со стороны Лапида в нее входят его ближайшие советники Гилель Кубрински и Дани Вессели, а со стороны Нафтали Беннета в группе будут работать Таль Ган-Цви и Шалом Шломо. Однако пока трудно сказать, насколько эффективно эта мера позволит укрепить коалицию и укрепит ли ее вообще.

Оппозиция, безусловно, рассчитывает использовать эту ситуацию для того, чтобы развалить правительство, и Биньямин Нетаниягу пообещал, что в ближайшее время «Ликуд» вернется к власти и первым делом отменит «антидемократические законы», если они все-таки будут приняты.

* * *

Политические обозреватели, придерживающиеся правых взглядов, с тревогой говорят об изменении в последнее время самих правил ведения политической дискуссии в кнессете.

В качестве примера они приводят поведение председателя финансовой комиссии Алекса Кушнира (НДИ) и его недавнюю стычку с Яаковом Ашером («Яадут а-Тора») в ходе обсуждения правомочности налога на одноразовую посуду.

В ходе заседания депутат Ашер заявил, что ситуация, при которой министр финансов и глава финансовой комиссии принадлежат к одной партии, совершенно ненормальна, так как задача комиссии как раз и заключается в том, чтобы контролировать решения правительства и при необходимости противостоять им – так, как это делал в свое время его соратник по партии Моше Гафни.

«Я понимаю, что это тяжело и даже опасно, но все же призываю тебя проявить некоторую самостоятельность мышления, а не слепо солидаризироваться с лидером своей партии», — сказал Ашер, обращаясь к Кушниру.

В ответ Алекс Кушнир заявил, что он не собирается реагировать на этот выпад, и к тому же хорошо помнит личные нападки на него Яакова Ашера. «Не тебе учить меня самостоятельности мышления. Еще одно такое заявление – и ты будешь удален из зала!» — пригрозил Кушнир. В ответ на возражение Ашера, что это не повод для его выдворения с заседания, Кушнир потребовал замолчать, начал считать до трех, и затем потребовал, чтобы тот покинул заседание комиссии. В момент, когда депутат от «Яадут а-Тора» выходил, Кушнир добавил: «Уц ахуца!» («Пошел вон!»).

По мнению обозревателей, никогда прежде депутат не удалялся с заседания комиссии только потому, что позволил себе вступить во вполне легитимную, не содержавшую никаких оскорбительных слов или действий, дискуссию с главой комиссии. Они отмечают, что не так давно Кушнир резко прервал выступление депутата Галит Дисталь-Абитриан ("Ликуд"), отказавшись предоставить ей хотя бы одну минуту сверх установленного регламента.

Подобное поведение, отмечают сторонники правого лагеря, не только нарушает все принятые нормы, но и попросту недальновидно – ведь коалиция и оппозиция в любой момент могут поменяться местами, а вот введенные ими нормы дискурса могут и закрепиться.

[nn]

А судей – кто?!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий