Защищаясь и зачищая

0

Борьба израильских силовиков с террором не останавливается ни на миг. Но, к сожалению, и террористы успевают нанести болезненные удары

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Начало нынешней недели ознаменовалось двумя кровавыми терактами — в Старом городе Иерусалима и в Тель-Авиве-Яффо, а также подведением итогов длительной и широкомасштабной операции сил безопасности по ликвидации представлявшей огромную опасность сети ХАМАСа в Иудее и Самарии.

Сообщения о теракте на Цепной улице, вблизи Храмовой горы, поступили в воскресенье, 21 ноября, около девяти утра. В его результате погиб 26-летний репатриант из ЮАР Элиягу Давид Кей, шедший на работу в Фонд наследия Стены плача. Еще четверо израильтян, включая двух бойцов-сверхсрочников пограничной полиции (МАГАВ) были ранены. Один из пострадавших, раввин Аарон Иегуда, изначально находился в тяжелом состоянии, но с течением времени оно улучшилось. Террористом оказался 42-летний житель расположенного в черте столицы лагеря беженцев Шуафат Фади Абу-Шхайдам. Теракт был осуществлен с применением производимого в ряде стран итальянского пистолета-пулемета "Беретта" П12, довольно широко распространенного на Ближнем Востоке. Правда, для террористов в Иудее и Самарии данный "ствол" — редкость. В отличие, например, от популярных в наших местах разновидностей так называемого "карло" — кустарных подобий шведского автомата "Карл Густав".

К сожалению, благодаря оружию фабричного производства террорист сработал результативнее…

История жизни Элиягу Давида Кея совершенно особенная. Репатриировавшись из Южной Африки, он учился в иешиве ХАБАДа в Кирьят-Гате. Несмотря на проблемы со здоровьем, настоял на том, чтобы пойти добровольцем в десантную бригаду ЦАХАЛа, где служил в специально созданной для харедим роте 202-го батальона. Окончил курсы младших командиров, был душой коллектива и примером для остальных бойцов. Элиягу играл на гитаре и писал стихи, и теперь, после его гибели, друзья собираются положить хотя бы некоторые из них на музыку. Парня отличала особая любовь к Эрец-Исраэль, принципиальность и желание помогать людям…

В состоявшихся 22 ноября на столичном кладбище Гиват-Шауль похоронах Элиягу Давида Кея, у которого на весну 2022-го была запланирована свадьба, приняли участие тысячи человек.

Но вернемся к террористу. Как рассказал генеральный инспектор полиции, реакция стражей порядка оказалась быстрой, и активист ХАМАСа, бывший широко известным в городе радикальным мусульманским проповедником, был застрелен через 32 секунды после того, как открыл огонь. Кстати, ХАМАС и "Исламский джихад" официально приветствовали теракт.

Первые сообщения отдельных СМИ о том, что Абу-Шхайдам был одет как ультраортодокс, оказались неверны. Дело в том, что, глядя на видеокадры с места событий, некоторые "эксперты" перепутали его традиционную мусульманскую религиозную одежду с еврейской. Профиль убийцы относительно нетипичен, но удивляться все же не приходится. Несмотря на то, что Абу-Шхайдам неоднократно подстрекал арабских жителей Иерусалима к активной борьбе против Израиля и, в частности, к беспорядкам на Храмовой горе, ШАБАК не считал его представлявшим непосредственную опасность, и тот оставался на свободе. Между тем расследование показало, что это был религиозный фанатик, тщательно вынашивавший свои планы. И выбери он для их осуществления другое место, а не Цепную улицу, все могло бы закончиться еще более трагично.

В отличие от Иерусалима, в "городе без перерыва" теракты в последние годы происходят реже, но то, что случилось в Яффо, нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим. Один из многих беспрепятственно разгуливающих внутри "зеленой черты" так называемых ШАБАХов (ивритская аббревиатура термина, обозначающего незаконно проникших в Израиль палестинцев), 18-летний житель окрестностей Дженина напал с ножом на пожилую пару на улице Бат-Ям. В результате 67-летний израильтянин получил ранение средней тяжести. Скрывшийся с места происшествия террорист вскоре был задержан полицией в одном из расположенных вблизи места нападения.

Данный инцидент произошел в тот же день, что и теракт в Иерусалиме, чуть ранее 14:00. Не исключено, что яффского террориста вдохновили на "дело" действия иерусалимского "коллеги". Подобные цепочки терактов, когда резонансные действия одного боевика служат примером и стимулом для других, — явление типовое. Собственно, так называемая "интифада ножей", начавшаяся осенью 2015 года, почти исключительно состояла из нападений террористов, вдохновленных недавними действиями (как правило, ножевыми атаками и автомобильными наездами) единомышленников.

* * *

22 ноября ШАБАК и ЦАХАЛ подробно отчитались об итогах противостояния с сетью ячеек ХАМАСа, полностью курировавшихся из-за рубежа и сектора Газы.

За последние недели в рамках серии операций с участием сил специального назначения МАГАВ и армейских подразделений (в первую очередь, антитеррористического "Дувдеван" из бригады "коммандос") были арестованы более 50 боевиков. Террористы и их зарубежные командиры ставили перед собой цель осуществления разноплановых терактов, главным образом, в Иудее, Самарии и Иерусалиме, но также в пределах "зеленой черты". Захвачено также оружие, боеприпасы, денежные средства и компоненты для производства "поясов шахида".

Основными центрами активности сети являлись Дженин, Рамалла, Хеврон и окрестные населенные пункты, в том числе и такие, где палестинская полиция, опасаясь местного исламистски настроенного населения, не проявляет активности. Финансирование и инструктаж осуществлялись теми, кто немало отсидел в израильских тюрьмах: их объединяет то, что на каком-то этапе они были депортированы или оказались на свободе в результате сделки по обмену заключенных на Гилада Шалита.

Главный персонаж в этом списке — Салах аль-Арори, заместитель главы полибюро ХАМАСа Исмаила Хании, ответственный за боевую активность в Иудее и Самарии. Он родился в 1966 году вблизи Рамаллы, с 19 лет изучал шариат в Университете Хеврона. Аль-Арори один из тех, кто стоял у истоков боевого крыла ХАМАСа — "Батальонов Аз ад-Дин аль-Касем". Его первая и очень короткая — всего на 6 месяцев — ходка в израильскую тюрьму состоялась в 1990 году, однако надолго он на свободе не задержался. Далее последовали отсидки общей продолжительностью в полтора десятилетия. Вышел аль-Арори в 2007-м, был еще раз арестован, но ненадолго, после чего израильские силы безопасности предпочли от него избавиться. К сожалению, не кардинально, а так, чтобы он попросту убрался за границу, дав обязательство не заниматься террористической деятельностью.

Подобное обещание, конечно, никто всерьез не принимает. Однако сама по себе дилемма ШАБАКа очень любопытна: что лучше — иметь опытного командира террористов под боком, или как можно дальше? В первом варианте от него исходит самая непосредственная опасность, но почти всегда есть возможность снова его арестовать или ликвидировать. Судя по историческому опыту, если террорист ведет хитрую игру и не дает явных поводов для новых арестов, Израиль предпочитает выдворить его за пределы Израиля. Надо полагать, в дальнейшем о некоторых случаях депортации в Газу или за границу боевиков, приобретших огромный опыт и авторитет, в ШАБАКе жалеют.

Что касается аль-Арори, то в просьбе поселиться с семьей в Иордании власти королевства ему отказали, и он обосновался в Сирии, бывшей тогда одним из главных центров зарубежной оперативной деятельности ХАМАСа. С началом гражданской войны в этой стране, когда суннитское радикальное движение поссорилось с режимом Асада, хамасовцам пришлось сменить дислокацию. Базой стала Турция, куда прибыли не только многие "сирийцы", но и некоторые боевики, депортированные после освобождения из израильских тюрем в результате "сделки Шалита".

Не знаю, предвидели ли в ШАБАКе, АМАНе и других структурах, что Турция станет настоящим плацдармом оперативной деятельности ХАМАСа. Предположу, что такая возможность учитывалась, хотя депортация осуществлялась на фоне обещаний режима Эрдогана и его ближайшего приближенного, начальника главной спецслужбы этой страны (MIT) Хакана Фирдана, что подобного они не допустят. Но, так или иначе, выдворив за границу боевиков, Израиль поспособствовал резкому росту значимости турецкого филиала ХАМАСа. В итоге аль-Арори возглавил "турецкий штаб" движения, откуда на протяжении лет фактически курирует всю организованную террористическую деятельность в Иудее и Самарии. Именно он от лица ХАМАСа в 2014 году взял ответственность за похищение и убийство трех израильских подростков — событие, которое в итоге привело к операции "Несокрушимый утес" в Газе.

Деятельность Салаха аль-Арори и его приспешников в Турции служит причиной одной из серьезнейших претензий Иерусалима к Анкаре. Более того, давление на турок оказывает Вашингтон, хотя Эрдоган и отрицает наличие в своей вотчине оперативной деятельности террористов.

Напомню: эрдогановская Партия справедливости и развития и ХАМАС имеют общего "предка" и общий идеологический фундамент — движение "Братья-мусульмане". Так что удивляться симпатиям президента к данной категории исламистов не стоит. Для маскировки активности ХАМАСа и создания видимости для Израиля и США часть деятельности движения все же перенесена в Ливан. Тот же Салах аль-Арори даже живет на два дома, там и в Турции…

Его правой рукой в организации сети был Зхария Наджиб, родившийся в Восточном Иерусалиме и в свое время являвшийся одним из организаторов похищения в 1994 году солдата ЦАХАЛа Нахшона Ваксамана (погиб в результате неудачного штурма дома, где он удерживался террористами). Наджиб как раз из тех, кто вышел на свободу в обмен на Шалита и оказался за рубежом.

Одним из главных активистов сети собственно на местах был 37-летний Хиджази Кауасме из Хеврона, член известнейшего местного прохамасовского клана, из рядов которого вышел ряд видных командиров террористов, особенно "отличившихся" во вторую интифаду. Среди тех представителей клана, кто еще не ликвидирован и не находится за решеткой, в ШАБАКе отмечают Махмуда Кауасме, депортированного не в Турцию, а в Газу, откуда тот, пользуясь оставшимися связями на местах и доступом к ресурсам организации, курирует террористические ячейки. Хиджази Кауасме, по данным ШАБАКа, встречался с членами заграничного руководства движения, от которых получал подробный инструктаж. Поскольку пиком мечтаний террористов уже не один год является операция по похищению израильтянина, то именно на такой акции во время бесед делалось особое ударение. За успех такого предприятия лично аль-Арори обещал Кауасме миллион долларов. Текущее же финансирование создания инфраструктуры сети в сотни тысяч шекелей осуществлялось в рабочем порядке.

Главным помощником Хиджази Кауасме был арестованный, как и он, Хамза Зааран из деревни Биду, который мобилизовал на добычу оружия и взрывчатки своих братьев и прочих родственников. Один из них, Ахмед Захаран, вместе с еще двумя боевиками ликвидирован в этой деревне 26 сентября в столкновении с силами специального назначения МАГАВа.

Кстати, как раз в рамках действий против данной сети ХАМАСа в тот же день имел место широко известный инцидент, в ходе которого от огня собственных сил тяжелые ранения получили командир роты в подразделении "Дувдеван" и его связист. Проведенное в армии расследование показало, что оба они действовали отважно, но к сложившейся ситуации привели допущенные ими ошибки…

По итогам длительной операции сил безопасности против инфраструктур ХАМАСа можно констатировать: даже частичное воплощение террористами своих планов стоило бы жизни многим израильтянам.

* * *

Тем временем в Самарии, стартовала еще одна масштабная операция, но на сей раз — сил безопасности ПА. Ее центром стал Дженин, в частности, знаменитый лагерь беженцев этого города. За последние годы, особенно во время эпидемии коронавируса, контроль над ситуацией в лагере палестинскими силовиками полностью утрачен, а в других районах Дженина и в его окрестностях значительно ослаб. Огромное влияние в городе получили вооруженные группы ХАМАСа и "Исламского джихада", а также различные выходцы из ФАТХа наподобие "Батальонов мучеников аль-Аксы". Царящий там беспредел нашел проявление и в ряде терактов против Израиля, перестрелок с военнослужащими ЦАХАЛа и МАГАВа.

Согласно источникам в Рамалле, вернуть власть в Дженине и особенно в лагере беженцев Абу-Мазен собирался еще перед эпидемией, но с тех пор операция откладывалась. В последние недели, когда открыто разгуливающие с автоматами боевики совсем распоясались и даже пару раз обстреляли главное административное здание города, в Рамалле решили действовать. Были сменены все командиры силовых структур в округе, а в Дженин начали перебрасываться подкрепления. Операция вторжения в лагерь беженцев началась 19 ноября и сопровождалась столкновениями со стрельбой. Судя по всему, продлится она довольно долго. Цель палестинской администрации — по возможности утихомирить и разоружить членов наиболее опасных для власти местных группировок.

[nn]

РЭБ по-израильски: впереди планеты всей

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий