Русскоязычный еврей на рандеву в Германии: взгляд из Баден-Бадена
Я переехала в Германию по еврейской линии восемь лет назад. Бежала из тяжелой, индустриальной, переполненной людьми Москвы.
Счастлива ли я? Безусловно, да. Я живу в Баден-Бадене, дивном курорте, окруженном зелеными горами Шварцвальда, все находится в шаговой доступности. Встречаю много новых людей: немцев, евреев-переселенцев, таких же, как я, русских немцев, вернувшихся на родину с Урала и Украины, многие из которых совершили похожую миграцию. Скажем, мой дед жил в местечке в Украине, в котором было огромное немецкое поселение из Штутгарта (!). И теперь моя семья переехала сюда вместе с теми немцами, которые сохранили за последние 200 лет свой немецкий диалект. Виражи истории.
Мой взгляд направлен сейчас в сторону моих соплеменников. В Германии и во Франции существует система еврейских центров-общин, которых больше нет нигде в мире. Люди могут встречаться, вместе праздновать шаббат и религиозные праздники. В общинах устраиваются всевозможные лекции и занятия (изучение иврита, танцы, детский сад). Все это очень здорово, люди объединяются, поддерживают друг друга, радуются вместе… А как насчет интеграции в немецкое общество? Как с пониманием немецкого языка и культуры?
Этот вопрос выглядит несколько болезненно.
Чаще всего интеграции нет и не предвидится. Мы живем в своем мире — они в своем. Мы поем свои песни (хор бабушек и дедушек), Ильф и Петров отдыхают. Мы кушаем кошерную пищу на халяву и празднуем День Победы, сидя в центре Германии. Мы поем военные песни, заменяя имя Сталина именем Ленина (для чего?). Мы доживаем свой век среди своих.
А что наши дети? Как сказала мне одна интеллигентная русская еврейская девушка:
"Я состою в немецко-израильской общине и, слава Богу, там нет русских".
И это общее место. Как же так?!
Недавно в Бадене проходили дни еврейской культуры, которые были организованы "сверху", т.е. инициатива исходила от городского управления. Официальная встреча, которая проходила в главной ратуше города, выглядела несколько нелепо. От городской администрации были представлены бургомистр и около десяти членов городского правления. Все эти люди были одеты подчеркнуто официально, строгие костюмы, достоинство и уважение. С еврейской стороны был председатель общин земель Баден-Вюртемберг господин Сулейман (так и хочется добавить — Великолепный), по внешности — чистый араб; наш молодой умный и славный раввин Нафтоли Суровцев, который изо всех сил пытается выровнять ситуацию, председатель общины, и еще несколько официальных лиц. Все остальные (смех сквозь слезы) представители еврейской диаспоры Баден-Бадена, присутствовавшие на этом мероприятии, выглядели абсолютно неподходящим образом: в какой-то мятой, серой, заношенной одежде, бесформенные, с развороченными сумками, из которых торчали горлышки пустых бутылок из -под воды, они или сладко посапывали, как на вокзале, или тихонько ругались, что их пригнали сюда, что они не понимают ни одного слова из того, что говорят на сцене, ежеминутно смотрели на часы и трясли головами (как долго!).
В то время на сцене тоже разворачивалось интересное действо: какой-то немецкий еврей в возрасте взахлеб "травил" по-немецки еврейские анекдоты. Говорил он быстро и неразборчиво, да и слова в его обиходе были редкие и не знакомые. Немцы в первых рядах гоготали, мы же, сидящие в последних, не понимали практически ничего… Наконец, мой сосед слева не выдержал:
"Этот немец, похоже, внебрачный сын Троцкого", — громко провозгласил он и весь ряд, наконец, покатился от знакомого юмора…
Потом все по одному стали осторожно покидать тягостное место…
Да, мы плохо знаем немецкий, английский и вообще культуру, словно мы приехали из провинциальных городков, где не было ни театров, ни музеев… Мы просто элементарно плохо воспитаны. Мы не придаем значения манерам и одежде. Мы попали в культурный, высокоразвитый город, но, если честно, не дотягиваем до уровня культурных людей, способных вести себя достойно, интеллигентно и вежливо. Я испытываю приступы стыда за представителей своего народа, за их неотесанность и даже местами глупость…
Люди не считают нужным знать свою историю, историю жизни наших предшественников в Германии, их "еврейство" ограничивается в основном темой "покушать" или почувствовать собственную избранность". А ведь так важно и интересно было узнать подробности депортации еврейского населения из Баден-Бадена. Это же невероятно, что мы ступаем по тем же камням, по которым ходили наши предки, наши дома и магазины стоят на тех же местах, где стояли (причем совсем недавно стояли, и ста лет не прошло!) их дома. Мы смотрим на те же деревья, которые были при них (здесь множество вековых деревьев). На улице, где я живу, был лагерь, из которого отправляли людей в пересыльный лагерь, а потом и в лагеря смерти. Их отправляли с вокзала, который стал теперь знаменитым концертным залом. Именно сюда какие-то восемьдесят лет назад в Хрустальную ночь привели колонну мужчин для отправки в неизвестность… А через несколько часов взорвали красивейшее здание синагоги, место, мимо которого я каждый день ходила, не подозревая… Как это все важно! Это же наши корни!
Вместо того, чтобы слушать, затаив дыхание, мы топчемся, болтаем о своем, разговариваем по мобильникам… Ну, как дети, которым все надоело, но они должны…
Когда мы, наконец, научимся уважать сами себя, уважать свою культуру, своих предков, благодаря трагедии которых мы здесь оказались? Когда, наконец, перестанем быть группой местечковой еврейской самодеятельности и сможем смело и достойно смотреть в глаза европейским коллегам?
Автор – художник, искусствовед и гид, бывшая москвичка, ныне живет в Баден-Бадене
Хочу напомнить автору статьи, что эти "культурные и высокообразованные люди" не так давно истребляли евреев, не щадя стариков и детей. Но судя по выбору страны проживания, трагедия Холокоста не так и важна ей.