Янкеле из Петах-Тиквы

0

Юный герой прожил лишь 20 лет и одну неделю

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Михаил ЛОБОВИКОВ

 

Янкеле Исраэлит получил звание капитана посмертно. Он прожил ровно 20 лет и одну неделю, и погиб 74 года назад – 25 января 1948 г. в Кастеле, над дорогой на Иерусалим.

В мутные и смутные времена – вроде нынешних – такие, как Янкеле, помогают вспомнить, «зачем мы тут собрались», куда идем – и с кем воюем. Перефразируя формулу рабби Акивы бен-Меалалеля из Мишны:

«Три вещи помогут тебе избежать ошибки: знай, откуда ты пришел, куда направляешь свой путь, и перед Кем тебе держать ответ!»

Янкеле был командиром взвода Пальмаха в Кирьят-Яарим, и удерживал один из самых критичных участков дороги на Иерусалим – возле Кастеля. Он не должен был там находиться вообще – он был в длительном отпуске, а его подразделение Пальмаха было совсем в другом месте. Но после решения ООН о разделе Эрец Исраэль и начала Войны за Освобождение сразу после этого, Янкеле вернулся в Пальмах. А когда в течение нескольких дней ему не давали назначения, он сам добрался до Кирьят-Яарим в Иерусалимском коридоре.

Когда его спросили – «Как он узнал, что таких, как он, офицеров там как раз не хватает» — он ответил:

«Я не могу сидеть, и смотреть, как другие воюют!»

Янкеле был уроженцем Петах-Тиквы, и правнуком рава Арье-Лейб Фрумкина. Одного из основателей Петах-Тиквы, и самого по себе легендарного человека. Символа преданности нашего народа Эрец-Исраэль, ее освоению, возрождению, и воспитанию в ней нового поколения евреев. Знающих свою традицию, любящих свою страну, и имеющих все необходимые для этого навыки и моральные принципы. Всему этому учили в первой школе на иврите, основанной рабби Фрумкиным в Петах-Тикве в середине 1880-х годов…

Получив под свое командование взвод Пальмаха, Янкеле начал успешно контролировать ситуацию на своем участке. Он был символом тактики и стратегии ЦАХАЛа, которая когда-то была залогом нашего успеха в войне – не быть пассивным, находиться в движении, инициировать действия и диктовать противнику свои условия. Поэтому его взвод постоянно находился в движении, атаковал, устраивал засады – и обеспечивал движение конвоев в осажденный Иерусалим.

Но 25 января арабские боевики Абдель-Кадера эль-Хуссейни – главного полевого командира арабских бандформирований и двоюродного брата иерусалимского муфтия-нациста Хадж-Амина эль-Хуссейни, базировавшиеся в Кастеле, успели выставить засаду раньше Янкеле.

Его передовой дозор засек пять боевиков, собиравшихся выдвинуться для нападения на дорогу, и Янкеле повел своих бойцов в атаку. Тут выяснилось, что арабов не пятеро, а 50…

Взвод Исраэлита вступил в бой вдоль ущелья под Кастелем. Прибывшие сюда англичане не дали подмоге Пальмаха пройти, и в итоге 10 пальмахников, включая Янкеле и его заместителя, погибли. Боевики Хуссейни потеряли 25 человек.

Все десять бойцов были похоронены в Кирьят-Яарим в одном ряду, друг рядом с другом. На этом настояли их родители.

Родители Янкеле, Шошана и Нехемья, не знали, что это их первая, но не последняя утрата. Через девять месяцев, обороняя линию водоснабжения в Негеве, погиб брат Янкеле – Арье…

Это поколение хорошо знало, откуда идет – из болота галута, и куда – в свою независимую и сильную страну в Эрец Исраэль. И перед кем будет держать ответ. В том числе – перед нами сегодняшними.

А мы знаем ли, что ответим нашим потомкам, за все, что происходит у нас сейчас?

Беэри, конечно, не Берия…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий