"Я тоже была однажды человеком"

0

Памяти всемирно известной звезды психоанализа Сабины Шпильрейн, вместе с дочерями расстрелянной нацистами и их пособниками в Змиёвской балке в Ростове-на-Дону

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Игорь ХЕНТОВ

 

Мирозданье дало, словно парусник, крен –

Ураган бил то справа, то слева –

На Змиёвке стояла Сабина Шпильрейн

С дочерями Ренатой и Евой.

Обнимала их Шейвэ – Нафтулия дочь –

Нежность – самая высшая мудрость –

Взор застила кромешная вечная ночь,

За которой немыслимо утро.

Вспоминала, как с нею беседовал Фрейд,

Иль роман безнадёжный свой с Юнгом,

Но сложилась судьба в цепь неведомых бед,

Где за штормом витийствует вьюга.

Исаак был расстрелян, как Ян и Эмиль –

Братья – гордость советской науки –

У вампира всегдашний изысканный стиль –

Пожирать с аппетитом, со скуки,

Самых ярких, что смели добраться до звёзд;

Не стояла пред монстром дилемма

«Быть – не быть» – самый острый Шекспира вопрос –

Человек – это, в целом, проблема.

Бред стал явью, а явь переплавилась в бред –

Ад явился Вселенной основой –

Докатился нацизма безжалостный рейд

До распятого болью Ростова.

Вы, Сабина, ушли, или Ева с сестрой –

Раньше кто, уж никто не расскажет:

Солнце видело, иль

Звёзд бесчисленный рой,

Или смерть, что плясала и пляшет.

Есть на Пушкинской дом. Камень стареньких стен

Помнит звуки молитв поминальных.

Там жила Шейвэ, то есть Сабина Шпильрейн,

Из счастливых и самых печальных.

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Элишева (Шейва) Нафтульевна Шпильрейн (впоследствии Сабина Николаевна) родилась в еврейской купеческой семье 25 октября (7 ноября) 1885 г. в Ростове-на-Дону. Отец — выходец из Варшавы и впоследствии купец 1-й гильдии Нафтули (Нафтулий Мойшевич, Николай Аркадьевич) Шпильрейн (1861—1938), энтомолог по образованию, мать — стоматолог Ева Марковна Шпильрейн (урождённая Люблинская, 1863—1922). В 1890—1894 годах семья жила в Варшаве, там Сабина посещала Фрёбелевский детский сад. Гимназию (Екатерининскую) она окончила уже в Ростове-на-Дону в 1904 году, причём с золотой медалью.

17 августа 1904 года в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе c диагнозом «психотическая истерия». Причиной расстройства стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Лечащим врачом Сабины стал Карл Юнг; несколько лет она была его анализантом. Считается, что именно в это время началась её любовная связь с Юнгом, которая продолжалась более семи лет. Юнг был женат, поэтому из-за адюльтерного скандала ему пришлось покинуть кафедру и клинику.

В период лечения Сабина живо интересуется психоанализом. В июне 1905 года после выписки она поступает в Университет Цюриха на медицинский факультет, который оканчивает в 1911 году; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении», её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом своего личностного распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред, в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.

Шпильрейн оставляет Цюрих в 1911 году, но продолжает переписку с Юнгом в период с 1916 по 1919 год. В это время Юнг уходит из психоанализа и основывает собственную научную дисциплину, названную им аналитической психологией. Сперва Шпильрейн переезжает в Вену, где сближается с группой доктора Фрейда. Здесь она знакомится с некоторыми российскими психоаналитиками, в том числе с Павлом (Файвелем Нотовичем) Шефтелем, за которого выходит замуж в следующем 1912 году, а ещё через год у них рождается дочь Рената.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Зигмунд Фрейд говорит:

«В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение».

Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

В 1923 году семья возвращается в Советскую Россию, где в то время под патронатом Льва Троцкого активно развивался психоанализ. В Москве был открыт детский дом-лаборатория «Международная солидарность», где воспитывались дети самых высокопоставленных советских чиновников, в том числе Василий Сталин.

С опалой Троцкого психоанализ в СССР попал под запрет, и Шпильрейн вернулась в свой родной Ростов-на-Дону, где продолжала упорно работать, в том числе и врачом в поликлинике в роли психотерапевта, психоаналитика и педолога. В 1926 году Сабина родила вторую дочь, Еву. 27 июля 1930 года было принято официальное Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества. Но Сабина Шпильрейн всё же продолжает аналитическую работу, и в 1931 году один из ведущих психоаналитических журналов — «Имаго» — опубликовал её статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. Это была её последняя публикация в европейских научных журналах.

В июле 1942 года Ростов-на-Дону занимает немецкая армия. Вскоре оккупанты начали массовые казни евреев. Сабина Шпильрейн и две её дочери были убиты в Змиёвской балке в августе 1942 года. В 2004 году на месте казней была установлена мемориальная доска Шпильрейн и, в соответствии с её волей из раннего завещания («Я тоже была однажды человеком. Меня звали Сабина Шпильрейн»), посажены дубы.

Ранее с близкими Сабины Шпильрейн расправилась террористическая машина Сталина. Все ее братья были расстреляны:

Ян (1887—1938) — советский математик, член-корреспондент АН СССР (1934).

Эмиль (1899—1937) — советский биолог, декан биологического факультета Ростовского университета.

Исаак (1891—1937) — советский психолог и лингвист, основатель и ведущая фигура советской психотехники, доктор философии (1914).

В ноябре 2015 года в Ростове-на-Дону в доме, где она жила, открылся мемориальный музей Сабины Шпильрейн.

Добрые люди сдали: «Вот жена еврея и его дети»

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий