На передней линии фронта

0

Гендиректор больницы "Рамбам" и глава форума руководителей больниц Израиля профессор Мики Гальберталь дал газете "Маарив" интервью, в котором подверг резкой критике деятельность минздрава и руководство страны в области борьбы с эпидемией. Перед публикацией этого интервью мы попросили прокомментировать высказывания профессора высококвалифицированного медбрата одной из больниц центра страны Михаила К., по понятным причинам не пожелавшего, чтобы его подлинное имя фигурировало в газете или в интернете

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

— Безусловно, в словах уважаемого профессора есть правда, — сказал Михаил. – Мы действительно работаем на пределе. Меня перевели из отделения хирургии в коронавирусное еще в первую волну. Затем я на какое-то время вернулся в родную хирургию, но и вторую, и четвертую, и пятую волны проработал с коронавирусными больными. Сказать, что находиться в защитном костюме десять, двенадцать, а иногда и больше часов подряд тяжело, это ничего не сказать. Перерыв и поход в туалет по расписанию, поскольку еда и оправление естественных надобностей при работе в таком облачении превращается в проблему. Но организм, извините за подробность, отказывается работать по часам. Иногда так приспичит, что думаешь: а не надеть ли тебе завтра памперс? Ну и потом, работа в коронавирусном отделении крайне тяжела и с физической, и с моральной точки зрения. И никаких позитивных перемен в ней не произошло. В этом смысле профессор Гальберталь, безусловно, прав.

— А чем он не прав?

— Насколько я слышал, он утверждает, за два года все осталось как есть, и мы никуда не продвинулись. Это, безусловно, не так, здесь он перегибает палку – может, для того, чтобы подстегнуть наших чиновников. Но я хорошо помню первые дни эпидемии. Тогда на самом деле не хватало даже самого необходимого оборудования, даже масок и алкогеля, и это был, конечно, просто позор. Когда стало ясно, что необходимы аппараты ИВЛ и все прочее, решили открыть склад стратегических запасов. Открыли – и выяснилось, что у большей часть хранившихся там материалов истек срок годности и использовать их нельзя, можно только списать. Говорят, речь шла о сумме в десятки, а может, и в сотни тысяч шекелей. Многие аппараты ИВЛ действительно были неисправны, но наши техники быстро привели их в порядок, а затем поступили и новые аппараты. То есть эпидемия застала нас со спущенными штанами. А если бы это была война?!

Сейчас же все абсолютно по-другому. Оборудования, в принципе, достаточно. Если время от времени возникает дефицит лекарств и материалов, то это исключительно просчет логистики, но такое бывает редко и недолго. В целом наша система здравоохранения не только выстояла, но и доказала, что может работать в экстремальных условиях.

— А что с кадрами?

— С кадрами проблема была всегда, но именно в пятую волну она стала особенно острой. Прежде всего, потому что многие врачи, медбратья и медсестры сами заразились "омикроном" и были вынуждены уходить в карантин. Говорят, переболело больше 3000 врачей и медсестер, но точных цифр, как вы понимаете, я не знаю. У нас одновременно болела приблизительно четверть персонала. В коронавирусные отделения начали перекидывать врачей и медсестер из других отделений. Это обычная практика, но все равно людей не хватало.

Пока не разрешили вакцинированным и бессимптомным выходить на работу, приходилось работать сутками. Причем понятно, что мы заражаемся не от пациентов: с учетом всех мер предосторожности, которые предпринимаются, это крайне маловероятно. Но все мы – люди, выходим за покупками, общаемся с друзьями, а если учесть крайне путанные, иногда противоречащие друг другу указания минздрава, то неудивительно, что пятая волна оказалась куда более мощной, чем предыдущие. Кстати, в целом ставок врачей и медсестер реально прибавилось, и за это надо, видимо, сказать отдельное спасибо предыдущему министру здравоохранения – именно он сделал большой прорыв в этом направлении.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

— Какие шаги для улучшения системы здравоохранения надо, по-твоему, предпринимать в первую очередь?

— Этот вопрос точно не ко мне, я человек маленький. Могу лишь сказать, что мы сейчас находимся в период смены поколений. Очень многие замечательные врачи, опытные медсестры и медбратья как раз выходят на пенсию, и кто-то должен прийти им на смену. Так что, думаю, проблема кадров в больницах в ближайшие годы продолжит оставаться острой, даже если существенно увеличат количество мест на медицинских факультетах университетов.

Многие врачи совсем не против того, чтобы продолжить работать и после достижения пенсионного возраста. Правда, уже не на полную ставку. Я, честно говоря, тоже на пенсию не тороплюсь. Но большинство среднего медперсонала – женщины, а многие из них ждут-не дождутся пенсии, так как хотят пожить для себя и заниматься внуками. Тем более что даже те, кто начал работать в больницах в конце 1990-х годов, заработали на пенсию, которой должно хватить на жизнь.

— Среди твоих пациентов много русскоязычных?

— Скажем так, хватает. У нас больница расположена на стыке нескольких городов Гуш-Дана, два из них – с очень большой долей выходцев из СССР-СНГ. Ну и контингент больных соответствующий. Подавляющее большинство заболевших – непривитые, из тяжело больных – практически все. Начинаешь говорить с родственниками, и выясняется, что они, в отличие от коренных израильтян, вовсе не являются идейными антиваксерами. В том смысле, что не против прививок как таковых, а против прививки "Пфайзер". Говорят они фразами из российского телевидения о том, что "Пфайзер" якобы создал опасную прививку, а вот если бы у них была возможность привиться "Спутником"… Слушаешь и не знаешь, плакать или смеяться. Хотя главная проблема остается с яффскими арабами – те тоже не спешат прививаться, а когда их близкие попадают в больницу, начинают биться в истерике.

* * *

По оценке "Ассоциации врачей за общественное здоровье", эпидемия выявила, прежде всего, слабость профилактической системы израильского здравоохранения, а точнее, отсутствие таковой. Ее по большому счету еще только предстоит создать, и это возможно только при организации четкой координации деятельности больничных касс с местными органами власти. Выявилась и проблема абсолютной медицинской неграмотности населения, что проявилось в отношении к вакцинам и вакцинации. Эта проблема тоже далеко не новая. К примеру, для того, чтобы остановить эпидемию гриппа, прививки должны сделать не менее 80% населения, а в нашей стране из года в год этот показатель не доходит и до 50%. Ну и стоит вспомнить, какое сопротивление в 2018 году вызвала вакцинация детей от кори.

Словом, уроков, которые предстоит извлечь из эпидемии коронавируса, немало. Извлечем ли?..

[nn]

Натан ТИМКИН | О, "русский" антивакс, бессмысленный и беспощадный!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий