Как живете, гиды?

0

Не секрет, что тяжелее всего эпидемия ударила по индустрии туризма и тем, кто в ней работал. А российская агрессия против Украины стала еще одним мощным ударом по русскоязычным гидам

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

За годы процветания отрасли в стране появилось немалое сообщество русскоязычных гидов, проводивших увлекательные экскурсии для зарубежных туристов и своих дважды соотечественников. Имена многих из них были на слуху у русскоязычной публики. Мы с удовольствием пересказывали их шутки и истории, внимательно следили за их публикациями в СМИ и авторских сетях. На некоторые авторские экскурсии, построенные на личных связях и огромном знании истории, литературы, этнографии и культуры Израиля, было совсем непросто попасть. С началом эпидемии все это ушло из нашей жизни, а гиды потеряли возможность зарабатывать любимым делом.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"

Правительство поначалу оказало гидам некоторую помощь, но очень скоро она прекратилась. Недавно минфин и министерство туризма предложили им новую программу помощи, которая включает в себя возможность переквалификации на высокооплачиваемые рабочие и другие специальности (например, сварщика, компьютерного графика и т.д.) с получением стипендии на время учебы, а также проведение экскурсий, оплачиваемых за счет государства. Редакция решила задать ряду известным на "русской" улице гидам вопрос о том, как сегодня живется-можется людям их профессии, каким они видят собственное будущее и что думают о помощи, которую им оказывает правительство.

 

— Как вы пережили и продолжаете переживать пандемию? Нашли ли альтернативные источники заработка?

Игорь Трибельский:

— Отсутствие работы я переношу тяжело. Прежде всего, эмоционально. Труднее всего для меня ничего не делать. Во время пандемии я вместе со своим соавтором занимался филологическим анализом и разрабатывал теорию (модель), объясняющую создание Священного писания от Торы до Евангелий включительно. Кроме того, вдвоем мы читали лекции в Зуме за символическую плату, которая едва покрывала расходы на использование этой платформы. Я еще ухаживал за пожилыми родителями. В январе 2021 года отец заболел коронавирусом и ушел из жизни, в июле умерла мама. Что касается профессиональной деятельности… Изредка выпадали случайные экскурсии – помогали два организатора, которые под меня собирают группы. Пару раз организовывал сам. Все было на очень скромном уровне.

Михаэль Эзер:

— Мне отчасти повезло: через три месяца после обрушения системы я вышел на пенсию. Из-за того, что многие годы числился независимым предпринимателем, а до этого были докторат, переводы и какой-то период постоянная работа в школе, пенсия вышла небольшая, но оказалась некой постоянной основой. Сейчас ухаживаю за парой пожилых людей, это добавило еще порядка 3000 шекелей в месяц, иногда больше. Временами провожу экскурсии по стране.

Анна Нисневич:

— Я продолжаю работать, поскольку за многие годы на рынке у меня образовалась постоянная клиентура, интересующаяся еврейской тематикой. Плюс работает "сарафанное радио". Никакой другой работы не искала, посвятила появившееся время учебе и творчеству.

Борис Брестовицкий:

— Это были, безусловно, два непростых года для всех работников туристической отрасли. Пришлось осваивать новые навыки и технологии: лекции онлайн, виртуальные экскурсии. Лично мне было чуть легче, чем коллегам, поскольку я и раньше больше ориентировался на внутренний рынок, работал с местными — на русском и на иврите. Кроме того, именно во время вынужденных простоев я стал одним из создателей и участников первого в Израиле иммерсионного шоу — TLV Street Show. Но в целом, конечно, нелегко…

Марина Магрилова:

— У меня очень удачно совпало прекращение оплаты по вынужденному отпуску (ХАЛАТ) и наступление пенсионного возраста. Так что я пережила это время, видимо, легче других.

— Насколько, на ваш взгляд, была эффективной помощь государства в 2020-2021 и 2022 годах?

Игорь Трибельский:

— Помощь в 2020-2021 гг. была исключительно эффективной. Мне она позволила выжить и заниматься творческой работой, которая может быть монетизирована в отдаленном будущем. Но в июле 2021-го эта система перестала работать. С этого момента я "проедаю" старые запасы, в том числе очень скромное родительское наследство.

Михаэль Эзер:

— Считаю помощь важной и неплохой. Я не получал пособие по безработице, однако разовые выплаты за потерю дохода, пока были, позволили пережить самые черные дни карантинов.

Анна Нисневич:

— Лично я ею не воспользовалась, но от коллег знаю, что это помогло тем, кто лишился работы.

Борис Брестовицкий:

— Если в первый год государство оказывало материальную помощь, то уже с середины 2021-го она окончилась. С помощью тоже было много вопросов: когда выплатят, сколько? Была программа временного трудоустройства: например, я несколько месяцев работал на минпрос. Но зарплата оказалась даже ниже пособия по безработице, которое мне выплачивали, так что материально я проиграл. Поэтому считаю помощь непродуманной и неэффективной.

Марина Магрилова:

— Конечно же, при предыдущем правительстве мы жили иначе. Была уверенность и чувство, что мы не одни и не забыты.

 

— Как вы восприняли предложения о переквалификации? Ознакомились ли подробно с программой – посмотрели условия получения стипендий, список предлагаемых курсов и т.д.?

Игорь Трибельский:

— Мне 66 лет. Последние тридцать я работаю экскурсоводом. Могу читать лекции, писать книги. Для себя не вижу реальной возможности переквалификации. В то же время я не видел списка курсов и профессий, а именно от этого зависит релевантность предложения. Конечно, я хотел бы иметь постоянную работу

Михаэль Эзер:

— Для меня, как вы понимаете, это уже не актуально.

Анна Нисневич:

— В ответ я предложила переквалифицироваться нашему министру финансов. Те, кто остался в цеху, в основном, фанаты своего дела и не видят себя на другом поприще.

Борис Брестовицкий:

— Курсы переквалификации — замечательная идея с ужасным исполнением. Среди предложенных специальностей — трактористы, работники гостиниц и др. Но организаторы забыли важный факт: молодые гиды уже давно нашли себе новое занятие. А что делать тем, кому, как и мне, 60? 70? Даже 50? Программа не учитывает, что никто не возьмет на работу 60-летнего специалиста без опыта работы. Так что моя оценка — "двойка". Очень жаль, что несмотря на многочисленные обращения, ни министр туризма, ни его сотрудники не нашли времени встретиться с гидами, чтобы понять, что нас тревожит, как мы выживаем…

Марина Магрилова:

— Первое предложение нашего министра финансов было настолько оскорбительным, что никакого серьезного отношения прочие уже вызвать не могут. Было предложено проверять и штрафовать людей без масок в автобусах. Типа люди есть, микрофон есть, автобус есть — все привычно гиду. Можно даже что-то рассказать, если так уж мучает ностальгия по профессии…

 

— Воспользовались ли вы предложением главы минфина о проведении субсидированных государством экскурсий? В чем, на ваш взгляд, заключаются плюсы и минусы этого предложения? Насколько оно релевантно?

Игорь Трибельский:

— Я узнал об этом слишком поздно и не смог записаться на проект РАТАГ ("Решут тева вэ-ганим" — Управление природы и национальных парков, которое координирует этот проект).

Михаэль Эзер:

— Первое письмо об этом проекте ко мне почему-то не попало. Я посылал в РАТАГ письмо о заинтересованности, но ответа так и не получил. Считаю, что эта система, хоть и может помочь конкретным гидам, создает нездоровое разделение на тех, кто оказался "у тарелки с кашей" и теми, кто ее не получил. Поскольку выбор для предложения провести экскурсию на этих условиях — в руках РАТАГа и проводится по непонятным критериям.

Анна Нисневич:

— Честно пыталась, но десяток попыток зайти на сайт не увенчались успехом (у многих других тоже) + это в основном по субботам, а я соблюдаю традиции и по субботам не работаю. Что касается плюсов и минусов проекта, то плюс, безусловно, заключается в том, что израильтяне познают страну, а гиды работают. Минусы: в основном, как я уже сказала, все происходит в выходные, значит, соблюдающие субботу не могут воспользоваться этим проектом, и то, что бесплатный сыр развращает клиента.

Борис Брестовицкий:

— Сложный для меня вопрос. С одной стороны, я попал в эту программу и должен радоваться. Но уже на первой экскурсии ко мне подошли туристы и спросили:"Борис, теперь все ваши экскурсии будут бесплатными?" На самом деле программа ограничивает до четырех экскурсий в месяц на гида. И тут опять много вопросов: почему одни гиды в программе, а другие нет? Как быть тем, которые не в программе — им стало сложнее зарабатывать, конкурировать с бесплатными экскурсиями сложно! Непонятно, когда будут выплачены деньги за проведенные экскурсии. Есть гиды, которые до сих пор (февраль 2022) не получили деньги за экскурсии, проведенные летом и осенью прошлого года

Марина Магрилова:

— Насколько я поняла, на курсах готовят гидов для работы со школьниками. Мне лично это не подходит, так что я особо не вникала. Да и хватает таких гидов в стране, я думаю.

 

— Как вам видится дальнейшее ближайшее будущее туризма в Израиле? Следует ли нам ожидать возрождения внешнего туризма?

Игорь Трибельский:

— Нападение Путина на Украину резко ухудшило перспективы туризма на русском языке. Внутренний рынок очень скромный, особенно с учетом численности гидов. Россия, в первую очередь, Москва, давала 70-80% загрузки. 10-15% Украина, остальное Америка и Германия. "Корона" уже уходит в прошлое, она перестала быть интересной. И тут эта бессмысленная война…

Михаэль Эзер:

— Довольно мрачно видится. Российская агрессия задушила на корню все шансы на туризм из России, Беларуси и Украины. Это связано и с развалом там экономики, падением национальных валют, общей психологической обстановкой, и с резким удорожанием всех услуг, особенно в области проживания туристов, в Израиле. Политика на пограничных переходах осталась прежней: издевательства над въезжающими, отказ в пропуске через границу в аэропорту отпугивает и тех немногих, кто рискует приехать. Уровень сервиса в Израиле понизился тоже. Кризис в упомянутых странах еще больше увеличит количество псевдотуристов, а это, в свою очередь, лишь обострит ситуацию на границе. Лично мне чисто психологически работа с россиянами, часть которых явно будет "обкатана" путинской пропагандой, видится чем-то очень проблемным, требующим насилия над собой. Думаю, что паломнические варианты станут еще более концентрированными в этом аспекте, учитывая позицию церкви в России.

Анна Нисневич:

— Убеждена, что да, вопрос – когда. Поэтому пока работаем на внутреннем рынке.

Борис Брестовицкий:

— Туризм вернется. Люди любят путешествовать, что бы ни происходило. Но когда туризм вернется, сколько гидов останется в строю? Кто останется? Смогут ли они достойно представлять нашу страну, или опять арабские таксисты на ломаном русском будут показывать дорогу к магазинам своих?

Марина Магрилова:

— Из России вряд ли будет туризм в ближайшее время. Хотя самые большие оптимисты уже пишут в группах гидов, что россиян никуда пускать не будут, а мы всех примем… Из других стран тоже будут капать каплями, пандемия никуда пока не исчезла, страна у нас дорогая. Плохие перспективы у въездного туризма в целом. Внешний туризм русскоязычных в состоянии нынешней войны нерелевантен. Боюсь, будет еще хуже.

P.S.

Амута "Морешет дерех", Объединение экскурсоводов Израиля и около 40 гидов подали в БАГАЦ иск против главы правительства Нафтали Беннета, министра финансов Авигдора Либермана, министра туризма Йоэля Развозова и Кнессета. Истцы требуют выплаты компенсаций за период с июля 2021-го по июнь 2022 года в связи с ограничениями на доступ иностранных туристов в Израиль. Они просят БАГАЦ обязать ответчиков объяснить, почему не было принято решение о праве израильских гидов, работающих с иностранными туристами, на получение компенсации в связи с потерей доходов, вызванной упомянутыми ограничениями. Действия ответчиков, по утверждению истцов, нанесли катастрофический ущерб возможности гидов достойно зарабатывать, лишив клиентов, а с июля 2021 года — и государственной поддержки.

[nn]

Слава ШИФРИН | Моральный облик строителя минтуризма

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий