Шпион — находка для болтуна

0

Советская цензура и знаменитое "дело Толстяка"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Денис ДРАГУНСКИЙ

 

В СССР цензуры тоже не было. Было "Главное управление по охране государственных тайн в печати". Правда, его сотрудники почти официально назывались цензорами.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Главным делом Главлита была борьба с "буржуазной идеологией", с "клеветой", "очернением", а также с "пропагандой чуждого образа жизни". И даже с "формалистическими выкрутасами". Если редакция проявляла эстетическую неразборчивость, Главлит её поправлял.

А вот по части охраны гостайн случались проколы.

Знакомые журналисты в 1970-90-х рассказывали: Главлит чуть ли не ежемесячно рассылал по редакциям списки лиц, запрещенных к упоминанию. Там были не только диссиденты и подписанты, но и академики. Также указывались события, которые нельзя упоминать.

Мои приятели говорили, что эти списки никто не читал и — к 1985 году — вообще не принимал всерьез. Тем более что готовую газету все равно читают в Главлите.

Но внимательный читатель мог извлечь из этих списков много полезных сведений. Какой-то народный артист подписал письмо протеста, какой-то ученый вдруг оказался засекреченным, а в N-ской области произошла крупная авария.

Были и более смешные случаи. Знаменитое "дело Толстяка".

Оный Толстяк работал в одном научно-популярном журнале, и в течение многих лет поставлял врагу весьма интересную информацию. Делал он это довольно просто. Он брал интервью для своего журнала у крупных ученых — физиков, ракетчиков, самолетостроителей. Приносил машинописный текст в Главлит, а через неделю получал его обратно. Красным цензорским карандашом были отчеркнуты абзацы, которые печатать было нельзя, ибо гостайна.

Толстяк попросту (тупо, как теперь говорят) передавал эти вырезанные цензором кусочки шпиону-связнику. Вот и вся недолга.

Как же пресекли его деятельность? Тоже очень просто. Толстяк стал лихо гулять на деньги от продажи гостайн. Дорогие шмотки, девочки, курорты, попойки в ресторанах.

А люди у нас бдительные. Нетерпимые к "чуждому образу жизни".

Вот такая история.

Читайте в тему:

Не доливал сироп и был расстрелян

ОТ РЕДАКЦИИ

"Толстяком" был корреспондент АПН Илья Суслов. Уголовное дело против него было возбуждено 24 июня 1985 года. А через год состоялся суд, сообщает pravo.ru.

На вопросы председательствующего подсудимый заявил:

– Суслов Илья Михайлович. Родился 20 ноября 1945 года в городе Москве. Еврей. Образование высшее, закончил МГУ. Исключен из членов КПСС в связи с данным делом. Ранее судим не был. Старший научный редактор Издательства Агентства печати "Новости". Женат. Инвалид первой группы. Проживаю в городе Москве.

Полковник юстиции Кваша объявил подсудимому:

– Вы обвиняетесь в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 64, п. "а", 88, ч.1, 17 и 174, ч.2 УК РСФСР, то есть в измене Родине в форме шпионажа, в нарушении правил о валютных операциях и в подстрекательстве к даче взятки неоднократно. Признаете ли Вы себя виновным в совершении этих преступлений?

Суслов ответил:

– Да, признаю полностью.

Далее цитируем официальную информацию суда.

Согласно обвинению, которое нашло свое подтверждение и в ходе судебного разбирательства, Суслов еще в июне 1983 года решил изменить Родине и начал целенаправленно собирать сведения, составляющие государственную тайну, для передачи их западногерманской разведке. Собранные материалы он передавал через гражданина Федеративной Республики Германии Арсене, являвшегося представителем западногерманской посреднической фирмы "Карл Шанценбах" и одновременно выполнявшего специальные задания разведорганов.

Суслов получил от Арсене в декабре 1983 года и в марте 1984 года 45000 западногерманских марок. Деньги были хорошие и Суслов дал согласие сотрудничать со спецорганами ФРГ на дальнейшую перспективу, после чего по их заданию собрал и передал Арсене ряд секретных и совершенно секретных сведений. За что получил еще 5000 марок и новое задание. В апреле-июне 1985 года он пытался собрать еще целый ряд сведений, интересующих зарубежные разведорганы, однако был арестован.

* * *

Илья Суслов был человеком необычным. Вот что рассказывает о нем психолог и журналист, преподаватель МГУ Владимир Шахиджанян:

"Успеха можно добиться всегда. Конечно, при условии, что вы способны мыслить, думать, анализировать, делать выводы из своих и чужих ошибок, а главное – если вы действительно хотите добиться успеха.

У нас на факультете журналистики, где я преподаю уже более двадцати лет, учился хронически больной молодой человек. Илья Суслов. Может быть, кто-то слышал это имя. Он еле-еле ходил, он не выговаривал многих звуков (слушать его было мучительно, ибо он не произносил слова, а мычал). Он много читал, много знал, терпеливо учился преодолевать трудности. Это он, Илья, организовал школу юного журналиста. Он мечтал работать на телевидении – и работал, конечно, не в кадре. Он делал то, что он хотел. Он создавал фильмы, он объездил весь мир.

У него была прекрасная, очаровательная жена и родились замечательные дети. Он мечтал заниматься космосом и более десяти лет занимался им: писал о космосе, снимал фильмы, создал книги. Он добился своего. А у него, повторяю, еле двигались ноги, странно выглядели руки, он плохо говорил. Это все последствия перенесенного в детстве полиомиелита и еще нескольких страшных болезней. Он хотел!!! Я мог бы поставить здесь сто восклицательных знаков.

Жизнь Ильи Суслова сложилась трудно. Его судили. Обвиняли в шпионаже. Показывали по ТВ фильм о нем. Он отсидел пять лет. Вышел. Добился, как я слышал, снятия судимости. Умер через два года. Если не ошибаюсь, это произошло в конце 90-х годов прошлого века".

* * *

Как же рядовому сотруднику АПН удалось получить доступ к совершенно секретным сведениям? И какие секреты он успел продать? Об этом пишет судья в отставке, полковник юстиции запаса Вячеслав Звягинцев:

"Ответ на эти непростые вопросы, надо начать с того, что Суслов был очень целеустремлен и решителен в достижении поставленной цели. Он был полон решимости победить свои болезни. И сделал, казалось, невозможное. Об этом упомянул Шахиджанян. Об этом же говорил автору и полковник юстиции в отставке Кваша, председательствовавший в 1986 году на судебном процессе по делу Суслова. Когда я попросил его поделиться своими впечатлениями об этом деле, Кваша подтвердил:

– Суслов действительно сумел преодолеть все недуги. Он был весьма одаренным и талантливым человеком. Жаль только, что направил свои таланты не во благо, а во вред своей стране. Он многие годы занимался космической проблематикой, постиг все ее тонкости и нюансы. Суслов стал вести очень популярную тогда передачу на телевидении, приглашал принять в ней участие многих известных людей, стал "своим" среди космонавтов и конструкторов, свободно с ними общался, был даже вхож в кабинет В.П. Глушко, который в те годы руководил НПО "Энергия" и носил титул Главного конструктора космических реактивных двигателей и ракетно-космических систем. Многие из известных в космонавтике людей проходили по этому делу в качестве свидетелей. А еще Суслов был по натуре авантюристом, часто блефовал, намекал, что имеет прямое отношение к спецслужбам и в подтверждение ссылался на прием у Ю.В. Андропова, который действительно имел место. Заявлял он также, что находится в родственных связях с членом Политбюро Михаилом Сусловым. Надо отметить присущее Суслову личное обаяние. Практически никто не мог ему отказать в каких-либо просьбах. Все это в совокупности и привело к утечке сведений, составляющих государственную тайну.

Формула плитки "Бурана"

Сегодня уже можно сказать, что, наряду с другими секретными сведениями, Суслов выдал иностранной разведке формулу плитки, установленной на корабле многоразового использования "Буран". Этот чудо-корабль совершил свой первый и единственный полет через два года после суда над Сусловым.

15 ноября 1988 года весь мир облетело сообщение ТАСС о том, что в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования "Буран". Орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.

Информируя мир о выдающемся успехе отечественной науки и техники, открывающем "качественно новый этап в советской программе космических исследований" ТАСС было уполномочено заявить тогда: "Очень важной особенностью "Бурана" является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе".

Эти созданные в секретных лабораториях плитки спокойно выдерживали сверхвысокие температуры до полутора тысяч градусов, которым подвергался корабль при спуске в атмосферу. По своим теплофизическим и физико-механическим характеристикам они превосходили все зарубежные аналоги, должны были выдержать без замены до ста полетов. Плитка поражала воображение. Мягкая на вид, как пенопласт. Но такая пластина толщиной 4 см могла лежать на ладони, в то время как другая ее сторона накалялась до 1200 градусов. Говорили, что в свое время президент Франции Франсуа Миттеран обращался к Горбачеву с просьбой продать им технологию теплозащитного покрытия за большие деньги.

Материалы дела свидетельствуют – куда более оборотистым коммерсантом оказался Суслов. Он не только распродавал направо и налево государственные секреты, но и, выдавая себя за влиятельное лицо, приближенное к членам Политбюро ЦК, поставил на поток то, что сегодня принято называть модным иностранным словом "консалтинговые услуги". Многие советские граждане и иностранцы обращались к нему за посреднической помощью, давали ему деньги или дефицитные в то время товары иностранного производства. В октябре 1983 года и сентябре 1984 года Суслов принял от представителей западногерманских фирм через Арсене в общей сложности 15000 западногерманских марок за будто бы имевшее место содействие в заключении контракта на поставку оборудования для сцены МХАТа…

Суслов всем обещал, что передаст эти деньги или вещи по назначению для решения того или иного вопроса. Иными словами, брал "для передачи должностным лицам в качестве взяток". Но в большинстве случаев ничего не делал. А деньги и ценности обращал в свою собственность. Впрочем, обладая мощными связями, иногда он мог решить какую-нибудь проблему одним лишь звонком "наверх". Однажды к Суслову даже прибыла официальная делегация из Объединенных Арабских Эмиратов. Представителям этой богатой страны он обещал помощь с поставками леса. Но что-то не заладилось.

В судебном заседании Суслов вел себя достойно. Все признал и подробно рассказал об обстоятельствах, при которых совершил преступления. Благодаря Суслову удалось выяснить и некоторые уловки и хитрости, с помощью которых космонавты обманывали работников ЦУПа. Например, "пьянки" на орбите. Некоторые тюбики по их просьбе наполнялись горячительными напитками и специально помечались лицами, ответственными за приготовление "космической" пищи…

Военный трибунал округа признал Суслова виновным в измене Родине в форме шпионажа, в подстрекательстве к даче взятки неоднократно и в нарушении правил о валютных операциях, приговорив его по совокупности совершенных преступлений к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима, с конфискацией имущества. Определяя такую меру наказания, суд принял во внимание, что Суслов в содеянном чистосердечно раскаялся, являлся инвалидом первой группы. Вместе с тем, было учтено, что он собрал и передал западногерманским спецорганам значительное количество сведений, составляющих государственную тайну.

Осужденный Суслов и его адвокат Р. Бейзеров подали на приговор трибунала кассационные жалобы. 18 сентября 1986 года военная коллегия рассмотрела это дело и оставила приговор без изменения, а жалобы – без удовлетворения.

* * *

В фильме "Дело Суслова. "Толстяк" на связь не выйдет", вышедшем на телеэкраны в 1986 г., внимание зрителей акцентируется и на еврейском вопросе.

В самом начале фильма в истории с пропавшими киноматериалами о запуске советских ракет возникает некий родственник Ильи, уехавший в Израиль в 1973 году. Правда, каким образом объемистые кинопленки могли быть провезены через границу, авторы фильма не сообщают. Репатрианты семидесятых годов прекрасно помнят шмон, которому их подвергали, и к подобным "подозрениям" могут относиться лишь с закономерным презрением.

Израильская тема, возникнув, так и осталась нераскрытой. Но бдительным гражданам это и не надо: они узнали, что шпион не просто лицо еврейской национальности, а еще и родственник израильтянина. А это уже ох как важно!

Акценты на еврейской теме всенепременно расставлялись и в последовавших за приговором "судебных очерках" в "Известиях" и других газетах. И всем было всё понятно: нечего пускать это иудино племя туда, где можно узнать важную информацию, да и вообще пора бы притормозить продвижение евреев во всех сферах.

А потом грянула перестройка и государственный антисемитизм потускнел на фоне деятельности общества "Память". Но это уже совсем другая история…

Счастье и трагедия "Железной Беллы"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий