Юрий МООР | Сказав "чaхчaх", вконец зачах

0

Как это ни печально, до сих пор некоторые "вус-вусы" делят израильтян на высший и второй сорт

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Талантливый израильский певец Шломо Гроних выступал на музыкальном фестивале в Эйн-Гев. Публика наградила его восторженными аплодисментами. Растроганный певец в ответ сделал собравшимся комплимент:

"Вы – такие замечательные, такая публика – совершенно ашкеназская, нет ни одного чахчаха в зале".

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

"Чахчах" – это презрительная кличка восточных евреев, что-то вроде "вонючий восточный"*. Ведущая концерт Несли Барда тут же вышла на сцену и заявила:

"Ваше замечание, уважаемый Гроних, было совершенно неуместным. В зале сидят представители всех общин".

Гроних сообразил, какую ужасную вещь сморозил, подошел к микрофону и стал, что называется, "дико извиняться":

"Я нисколько не расист, сам не знаю, откуда у меня это вырвалось".

Но мы-то с вами знаем, откуда: почти все израильские творческие личности европейского происхождения лелеют в глубине души презрение к евреям восточного происхождения. Причем – именно к евреям, потому что ни один из них не посмеет сказать что-то подобное о не менее восточных арабах – они понимают, что тогда придется навсегда распроститься со сценой.

А Гроних что? Ну, самое большее, у него "полетят ёлки" – ни один город не пригласит его в мае на концерт в честь Дня независимости – мэры побоятся, что народ не изберет их в следующий раз, если они пригласят певца-расиста. А платят мэры щедро – по сотне тысяч за один вечер.

Но к следующему году афронт Грониха забудется. Пригласят, заплатят, вручат госпремию, позволят зажечь факел в День независимости. Утром на государственном радиоканале Решет бет уже попытались представить этот инцидент на фестивале как "неудачную шутку".

* * *

Кстати. семнадцать лет назад, почувствовав, что я уже достаточно владею ивритом, чтобы написать на нем свою первую пьесу, я стал обдумывать сюжет. Было ясно, что одна из самых горячих тем – отношения между ашкеназам и восточными. Этому я и посвятил свою сатирическую комедию, которую назвал "Мешулам в ашкеназах". Вы сами можете догадаться, что она перекликается с великой комедией Мольера "Мещанин во дворянстве".

В моей пьесе некий выходец из восточной страны по фамилии Мешулам узнает, что на деле он – ашкеназ, понимает, что по ошибке прожил чужую судьбу, и как герой Мольера решает в корне изменить свою жизнь, свое поведение, свою фамилию, даже свои кулинарные привычки.

Я показал пьесу одному из тель-авивских театров. На обсуждении мне сказали:

"Как ты можешь писать о трениях между ашкеназами и восточными? Это нехорошая тема".

Я ответил:

"Я не только могу, я обязан писать об этом. Писатель должен касаться обнаженных нервов".

Но я их не убедил, пьесу не взяли. А тема все продолжает оставаться одной из самых жгучих.

ОТ РЕДАКЦИИ

Чах-чах – звукоподражание, высмеивающее чистильщиков обуви, которыми самые высокомерные израильские евроевреи считали всех восточных соплеменников. Но и восточные не оставались в долгу, обзывая ашкеназов "вус-вусами" (от идишского слова "вус" — "что?".

В свое время за "чахчахов" крепко получил по шапке знаменитый израильский шоумен Дуду Топаз. Считается, что его высказывание стоило партии "Авода", которую он поддерживал, нескольких мандатов.

Пренебрежительное отношение ашкеназов к "марокканцам", "иракцам" и прочим евреям из стран ислама, привело к возникновению движения "Черные пантеры". Выступления "пантер", зачастую экстремистские, стали потрясением для Израиля.

В современном Израиле эта проблема уже не так остра – плавильный котел постепенно нивелирует различия между представителями различных общин. Тем не менее, увы, она все еще существует.

"Дело о чахчахах"-2020

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий