Леонид ШТИЛЬМАН | Бег: сто лет спустя

0

Не стоит устраивать тараканьи бега в Леванте и ждать победного возвращения в Москву

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Сто лет тому назад в Константинополе, сформировалась крупная русская диаспора: аристократия и чиновничество, духовенство и буржуазия, офицерство и творческую интеллигенцию. Атмосфера побега, запах презренного для них Востока, ожидание возврата в Россию, которую они потеряли, известны нам из фельетонов Аверченко и пьесы “Бег” Булгакова. Были ли на самом деле тараканьи бега, описанные впервые Аверченко в заметках константинопольского периода, сегодня не так важно. Главное — это то, что бег, начавшийся в Крыму, прошедший через константинопольские кварталы Пера и Галата, закончился не триумфальным возвращением в Россию, а шоферством в Париже.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Сегодняшний побег из России отличается от того, который случился сто лет назад и еще не пришло время проанализировать, что и как произошло. Тем не менее Тель-Авив уже превратился в Константинополь: временное прибежище российской элиты.

Старожилы Израиля: понимаете ли вы как ваша страна выглядит в глазах гостей? По населению Израиль в 13 раз меньше России, а значит, что у израильского певца в десять раз меньше поклонников, у владельца сети магазинов в десять раз меньше торговых точек. Вы говорите на тарабарском языке, на котором не писал Пушкин и Толстой, и учить который никто не собирается. Вы представляете, как выглядит улица Алленби для питерца, оставившего свою квартиру на Невском? Понимаете ли вы ощущение человека, которому прислуживал опытный официант ресторана “Пушкин”, а теперь ему подает юный официант, который работает в ресторане временно и собирается открывать стартап?

Господа старожилы, не важно, что по валовому продукту на душу населения ваша страна обогнала Францию и Великобританию, не важно, что в вашей стране десятки компаний, каждая из которых котируется на бирже больше чем в миллиард долларов, и вы выпускаете успешные фильмы на Нетфликс. “Ваш Израиль” не более чем временное убежище.

Я не считаю, что плохо быть временным убежищем и рад, что мы можем предоставить укрытие для тех, кто чувствует себя в опасности в России. Разговоры о том, должно ли государство тратить деньги на людей, которые не собираются здесь жить и, должно ли государство давать паспорта этим людям, неуместны. То, что ощущают элитные эмигранты по отношению к нашей левантийской стране тоже не имеет значения: “Закон о возвращении” должен соблюдаться.

Что будет с нашими гостями дальше?

Здесь мне хочется обратиться к недавно вышедшей статье Остапа Кармоди ”Мы, вы и они”.

В этой статье Кармоди определяет “мы” как тех из нас, которые покинули Россию не потому, что там правит плохой человек. Цитирую:

“Мы не верим, что, если убрать Путина, в России что-то принципиально изменится. Мы думаем, что через несколько лет россияне изберут себе другого. Он будет иначе выглядеть и иначе говорить, но в главном он будет тем же Путиным — потому что избиратели Путина никуда не денутся и ничему не научатся. Поэтому мы не собираемся возвращаться в Россию, даже если там произойдёт революция”.

По оценке Кармоди тех, кто живет в дальнем зарубежье и считает, что проблема в России, а не в Путине, полтора миллиона человек.

“Вы” по определению Кармоди, это те, которые верят в то, что достаточно свергнуть злодея, установить парламентскую республику и все будет как на Западе, только еще лучше. Цитирую Кармоди:

”С вашей точки зрения, Россия находится под оккупацией. Оккупация подразумевает власть чуждой, внешней силы, и из ваших слов следует, что такой внешней силой являются избивающие демонстрантов росгвардейцы, пытающие заключенных тюремщики и, конечно же, Путин с Сечиным. Вы надеетесь на восстание против этих оккупантов и видите признаки этого восстания в любых народных протестах. Когда эта война закончится поражением Путина, вы надеетесь вернуться и возглавить строительство новой, демократической мирной России”.

Статистики у меня нет, но мои встречи с элитными гостями показывают мне, что большинство из них относится именно к категории “вы”. По оценке Кармоди всех “вы” — в России и за ее пределами — приблизительно столько же, как и “мы” — около миллиона.

“Они” по Кармоди это те, “кто активно поддерживает диктатуру и вслух мечтает об имперском реванше, и те, кто даёт ей карт-бланш на её преступления своим безразличием и конформизмом”. Даже если представить, что количество неактивных несогласных в десять раз больше, чем активных, то “они” (имперские) составляют более 90% населения России.

Я не провидец и не знаю, как падет нынешний режим России и что будет после него, но было бы странно предположить, что “они” потеряют большинство. Имперская Россия останется имперской, а будет ли в ней царь, генеральный секретарь партии или избранный президент, не имеет значения.

Обращаясь к нашим гостям, скажу: не устраивайте тараканьи бега в этом Леванте и не ждите победного возвращения в Москву. Учите историю.

Инакомыслящие евреи «Философского парохода»

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий