Узурпация Победы

0

О днях памяти евреев во Второй мировой войне

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Людмила ДЫМЕРСКАЯ-ЦИГЕЛЬМАН

Фоторепортаж с торжественной церемонии в честь дня Победы в Бат-Яме (где не обошлось без "колорадских" и "триколорных" ленточек): Эдуард Штерн, руководитель фотостудии MStudio

 

ДЕНЬ ПАМЯТИ ШОА И ГЕРОИЗМА

В этом, 2022-м, этот День памяти мы отмечали 28 апреля в 79-ю годовщину восстания евреев в Варшавском гетто. Это день памяти жертв Шоа, памяти о нацистском геноциде, о Холокосте (греч.) – Всесожжении европейского еврейства.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"

Но он же день памяти еврейского сопротивления в гетто, концлагерях и в лагерях смерти для евреев. То есть в самих местах «коллективной плахи» (В.Гроссман), где евреи восставали и героически сражались со своими убийцами. Память об этом невероятном героическом сопротивлении явно недостаточная. Частично из-за нашего непротивления культивированию стереотипов еврея – покорной, не способной к сопротивлению жертвы. Но главным образом потому, что существует вполне целенаправленная политика замалчивания еврейского сопротивления нацизму.

Статья об этом — «О дне памяти Шоа и Героизма» опубликована 28 апреля, в журнале «Мастерская». Редактор Е.Беркович. Апрель, 2022 г.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ НАД НАЦИЗМОМ И ЕГО ПРАЗДНОВАНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Во второй памятный день – день Победы над нацизмом мы в Израиле вспоминаем евреев, воевавших во всех армиях антифашистской коалиции, в отрядах партизан, в разведке и в подполье. Ветераны войны в каждой стране-участнице Второй мировой войны (ВМВ), каждый по-своему, вспоминают свою войну, свои раны, свою боль, своих боевых друзей, свою горечь поражений и радость своих с товарищами побед.

Я, как и многие, не раз участвовала в праздничных застольях с ветеранами. Во многих уже здесь в Израиле. И задолго до 2017 года, когда 9 мая было внесено в реестр государственных праздников нашей страны. С 1977 года мы, "русские" сотрудники Еврейского университета, устраивали чествование ветеранов, наших и других армий. Первую стопку, как принято, выпивали за павших, за тех дорогих, кого нет с нами, а вторую — за нашу общую с ними Победу. С нами были наши израильские друзья-коллеги, некоторые из них в запасе или в отставке бойцы Армии обороны Израиля. Им, историкам, не надо было объяснять, почему Победа над нацизмом — праздник всенародный, то есть праздник ВСЕХ народов — участников войны. У евреев, понятно, особый.

Теперь о самой дате празднования. Она определилась по датам подписания Акта капитуляции нацистской Германии. Само подписание стало двухразовым. Первый раз 7 мая Акт капитуляции подписали союзники вместе с СССР. Вечером 8 мая Акт был узаконен. Сталин с этим не согласился. Поэтому в ночь на 9-е состоялось повторное подписание Акта капитуляции нацистской Германии. Выбору даты Сталин придавал особое значение. Он сразу же начал узурпацию Победы. Вскоре началась и ее русификация. Вошедший в историю тост Сталина «За великий русский народ» послужил сигналом к нивелированию участия в Победе бойцов других народов, воевавших в рядах многонациональной Красной армии.

Могут спросить:

«Разве русский народ не достоин был такого чествования?»

Достоин. С поминанием всех его павших, с чествованием его доблестей и героизма, с заботой о его ветеранах. Но такой же памяти и чествования были достойны и все другие народы СССР, участвовавшие в войне. Кому-то, но только в рамках официоза, это было дозволено. Наказанным, т.е. депортированным народам, полагалось полное беспамятство. Евреям – всемерное замалчивание, нарушение которого могло закончиться смертной казнью. Мирра Железнова была расстреляна за публикацию в газете "Эйникайт" инфомации о воинах евреях в Красной армии.

Но главное. Тост Сталина стал манифестацией радикального разворота советской идеологии от декларативного интернационализма к русско-коммунистическому мессианству, начало которому было положено в канун Большого террора конца 30-х годов. Тем самым уже тогда было положено начало нацификации советской идеологии. Следуя Гитлеру, Сталин возводит антисемитизм в ранг государственной идеологии и политики. Но, как и Гитлер, начинает с погромов интеллигенции. Сталинский тост послужил пусковым механизмом разгрома культуры (журналы «Звезда» и «Ленинград» и т.д.), науки (сессия ВАСХНИЛ, уничтожение генетики и др.). Вместе и следом за этим началась борьба с «безродными космополитами» за первородство всего русского. Борьба эта продолжилась убийством Михоэлса, уничтожением Еврейского Антифашистского комитета, расстрелом его членов. Дело врачей, если бы не смерть вождя-фюрера, могло стать завершающей стадией гитлеровского «окончательного решения». Могло стать прологом нового витка Большого террора и подготовки Третьей мировой войны.

Сталинско-гитлеровский антисемитизм, трансформировавшийся в антисионизм-антиизраилизм, стал стержнем нацификации советско-постсоветской идеологии. Путинизм с его нацеленностью на «окончательное решение» украинского вопроса проявил свою паранацистскую природу целиком и полностью. Выступление его министра иностранных (мокрых) дел – выпуклая иллюстрация той самой паранацистской природы. Все по образу и подобию гитлеризма-сталинизма.

Сталинская узурпация Победы шла не только внутри СССР, она осуществлялась и по отношению к его партнерам по Антифашистской коалиции. Сражения Красной армии с армиями Гитлера, действительно сыгравшие решающую роль в войне, стали трактоваться как то единственное, благодаря чему была достигнута Победа. Участие армий союзников и их огромная помощь, без которой разгромленная на первом этапе войны Красная армия не смогла бы восстановиться и перейти в наступление, попросту игнорировались.

В СССР празднование Победы 9 мая было сознательно отделено от реальных дат подписания капитуляции. При Путине Праздник Победы был окончательно превращен в орудие пропаганды и оправдания его агрессивной политики и начатых в нулевых годах войн, нацеленных на восстановление распавшейся в 1991 году советской империи, на восстановление в качестве вассалов РФ бывших "стран народной демократии". Войн, нацеленных на создание «нового порядка». На этот раз не по Гитлеру, а по Путину. Этот разгул пропаганды, ставший орудием в гибридных войнах Путина, назвали победобесием.

Сейчас 9 мая, превращенному Путиным в дату русско-сакральную, он, как полагали, желал провозгласить некую победу в своей войне на уничтожение с народом Украины. Вполне обоснованы требования сорвать с 9 мая покров сакральности, извращающий сам смысл праздника Победы. Ведь это была победа над нацизмом. А Путин, как наследник Сталина, тоталитарного побратима Гитлера, только по воле последнего ставший его военным, не более, противником, Путин сам стал нацификатором России. Напялив на себя сшитую по рецептам Оруэлла амуницию денацификатора, он полностью извратил смысл 9 мая как праздника победы над нацизмом.

Путин ведет войну в Украине, но не только с ней. Фактически Путин предъявил ультиматум США и НАТО и в их лице Западу как таковому. В этом смысле и нам. Всем, кто в этой войне вместе с Украиной. А это значит, что в праздновании Победы мы в Израиле, а также все во всем мире, должны полностью отделиться от пропутинских ритуалов и его символики. Но при отделении ни в коем случае не отказываться ни от нашего – всех народов! — вклада в победу, ни от нашего праздника Победы.

Украина первой на постсоветском пространстве выступила против путинских фальсификаций и попыталась вернуть празднику победы его истинные смыслы. В 2015-м, следующим после начала войны, был принят закон, в котором священным был назван «долг государства и граждан уважать память о победе над нацизмом». Но в отличие от российских парадов с лозунгами «можем повторить», 9 мая в Украине отныне отмечалось как день памяти жертв Второй мировой войны. 8 мая было названо днем памяти и примирения. Тут стоп. Примирения кого и с кем? И как тогда не могло быть и речи о примирении с немецким нацизмом, так теперь не может быть и речи о примирении с паранацистским путинизмом. С ними борьба по принципу кто — кого! А примирение – это Мюнхен-1938. Нынешнее примирение, растянувшееся на все 8 лет, с 2014, а то и на все 10, с 2008-го, как и все другие Мюнхены, включая Мюнхен-2022, путем своих уступок, отступлений и предательств ведет к поражению.

Однако живучи же эти Мюнхены! Вот и этот, образца 2022, существовал до тех пор, пока сражающаяся Украина его не развернула. Развернула в свою сторону — в сторону Победы!

В войне с нацизмом участвовало более семи миллионов украинцев в Красной армии. Да еще десятки тысяч в армиях союзников. Разве не должен быть отмечен празднованием, а не каким-то там примирением, их вклад в Победу над немецким нацизмом? Отмечен именно в Украине – стране, которая сейчас сражается с наследником гитлеризма – путинизмом. Отмечен именно в центре Европы, в Киеве, где предстоит праздновать еще одну победу — победу над путинизмом. И эту Победу будут праздновать вместе с Украиной другие страны и народы – союзники Украины в Третьей мировой войне, развязанной нацификатором России Путиным.

Вернемся в Израиль. Как в свете новых обстоятельств быть нам с 9 мая — датой, которая мало того, что стала для нас и наших ветеранов традиционно праздничным днем Победы над нацизмом, но и закреплена в таком качестве на государственном уровне? Вроде на этом же уровне, но пока почему-то только в министерстве репатриации и интеграции (явно не по рангу события), принято решение дату 9 мая сохранить, но изменить в этом году формат праздника.

Как сохранить и каков предлагаемый министерством формат праздника? Напомню, праздника всенародного, а не одних лишь репатриантов ветеранов Красной Армии. Хотя именно благодаря им, благодаря большой группе ветеранов в алие 90-х, благодаря их организациям и парадам день Победы над нацизмом получил статус праздника государственного. И это было признанием той роли, которую сыграли в достижении Победы евреи воины Красной армии. Нет сомнения, это был и есть повод для гордости. Но никак не повод считать праздник Победы праздником одних лишь ветеранов красноармейцев. Он и в Израиле праздник всенародный и праздник всех народов в мире. Хотя для ветеранов, как и для других евреев из бывшего СССР, — праздник это особый, в большинстве случаев и семейный.

Вернемся к решениям властей о праздновании. Там сказано: отменяется парад ветеранов. Это может быть только с их согласия. Но с разъяснением того, насколько неуместны "колорадские ленточки" — отличительный знак преступного путинизма. Так уже сложилось, что муниципалитеты помогают комитетам ветеранов планировать и осуществлять порядок празднования. Но наряду с «местными» проходили и общие мероприятия. Самое значимое — парад в Иерусалиме. Именно он и будет отменен. Что же будет?

По словам министра репатриации и интеграции Пнины Тамно-Шато, празднование в этом году намечалось проводить в рамках "традиционной церемонии на горе Герцль". Имелось в виду празднование Дня независимости Израиля и чествование воинов, павших в боях за страну? Со слов министра, особое внимание будет уделено вкладу евреев-ветеранов в победу над нацистской Германией. Это хорошо. И не только для этого года. Так осознается значение всенародной победы над нацизмом для Израиля.

Но при всем значении для Израиля победы над нацизмом, войны за независимость нашего государства и Мировая война с нацизмом — войны все-таки разные. И с учетом этого исторического обстоятельства память о них должна закрепляться в отдельных праздничных церемониях и по-разному.

Так оно было. Так оно и есть. 4 мая вечером памятной церемонией у Стены плача начался день памяти воинов, павших в боях за Израиль. Он же день памяти жертв террора. День памяти продлился памятными мероприятиями 5 мая днем. Вечером торжественной церемонией зажигания свечей началось празднование Дня независимости Израиля. 6 мая оно продолжилось. Хорошо бы, чтобы одну из свечей зажигал ветеран Второй мировой – в память о героях еврейской истории, о непрерывности цепочек героизма – от Маккавеев до наших дней.

Дебаты о дне Победы продолжились. Особенно горячие в русскоязычных СМИ. Главным образом по поводу даты: 8 или 9 мая? Особо рьяные борцы с "победобесием" выступают за полную отмену 9 мая, не замечая того, что тем самым отдают "бесу" и нашу часть Победы. Более умеренные согласны заменить 9-е на 8-е.

Я за то, чтобы дату отмечать в соответствии с тем, как на деле происходило подписание Акта капитуляции Германии — события, которое и знаменовало Победу. И в соответствии с реальностью эти даты совместить. Начинать празднование вечером 8-го, когда Акт капитуляции был подтвержден первоначально, и продолжить его днем 9-го, в ночь на которое Акт был подписан повторно. Оба раза в том же составе – СССР и союзники. Получилось дважды из-за Сталина. Но это не значит, что 9 мая принадлежит ему, как не значит, что оно принадлежит кому-либо еще из его наследников. Власть устраивала воинские парады. А в семьях и в дружеских застольях поминали своих не вернувшихся с войны и пили напоследок за то, что жизнь они свою отдали не даром – ведь они победили!

Снова в Израиле. Тут, у нас, принято отмечать памятные даты с вечера предыдущего дня. С первой звезды дня наступающего.

Вечером 8-го поминаем всех павших в войне с нацизмом. Мы, из бывшего СССР, своих близких и родных, а с ними и двести пять тысяч павших в боях воинов-евреев Красной армии. Памятник им построен на горе Герцль. Там 9 мая их память и отмечают. И чествуют вместе со всем Израилем их вклад в Победу. Тем самым чествуя вклад победителей нацизма в воссоздание еврейского государства.

Данные о евреях Красной армии собрал и поместил в созданную им Книгу памяти воинов-евреев, павших в борьбе с нацизмом (1941-1945), член Ашдодского комитета Израильского союза ветеранов ВМВ Александр Львович Заславский. Сейчас в его "Электронной книге памяти", начатой в сентябре 2001 года, порядка 160 тысяч биографий. Из них две из нашей семьи — семьи моего мужа Цигельмана Израиля. Первая — история его брата Цигельмана Льва (1924-1944). Вторая — отца Цигельмана Бориса (1898-1941). На брата пришла похоронка. А об отце стандартно — "пропал без вести". Весной 2019 нас разыскал Александр Заславский и связал с киевскими поисковиками, которые сообщили ему о найденных на раскопках боев вещах Бориса Цигельмана — запаянных в трубочке его данных, расческе и пуговицах, лежащих вперемежку с гильзами. Его младший сын, Израиль Цигельман, с 1976 года израильтянин, встретился в Киеве с Михаилом и Сергеем, энтузиастами движения "никто не забыт", чтобы взять у них найденные реликвии и выразить им нашу глубокую благодарность и поклон за их работу. Но только представьте, какие за всем этим стоят самоотверженные солидарность и сотрудничество разных людей и какова нагрузка самого Александра Заславского, в своем ветеранском возрасте ведущего с 2001 года и поныне колоссальную работу по созданию своей уникальной Книги памяти. КНИГА — это запечатленные тысячи биографий, ставших историей войны, и самой истории, воплотившейся в эти биографии.

8-9 мая уже позади, но вопрос, он все тот же, остается — где и как проводить церемонию всенародного празднования Дня Победы? У нас в Латруне состоится долгожданное (строился 20 лет!) открытие первого и единственного в мире мемориала — Музея воина еврея во Второй мировой войне. Может ли быть места более достойного для нашего всенародного Праздника Победы?! Праздника нашего и общего — всех народов, завоевавших великую всенародную Победу над немецким нацизмом! Пожелаем же нашему Музею достойного дебюта в год празднования 77-й годовщины великой исторической Победы!

И пусть этот год станет годом еще одной победы — победы над путинизмом!

Рекорд кощунства и лицемерия

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий