Влада ГОЛЬДШТЕЙН | По ту сторону континента

2

Какие вызовы национальной безопасности несут особый риск и из-за чего повышается градус напряжённости в израильском обществе сегодня?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

ЭПИЦЕНТР НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Беспорядки на Храмовой горе всегда были особой частью палестино-израильского противостояния и, по мнению самих палестинцев, способом выражения общественной позиции со стороны (про)палестинского населения в Восточном Иерусалиме. Такие процессы часто предшествуют началу ракетных обстрелов со стороны террористов из сектора Газа и вызывают бурную реакцию среди депутатов Кнессета, лояльных, а порой, положительно настроенных к действиям палестинцев. 2022 г. становится настоящим испытанием на прочность для национальной безопасности Израиля как комплексной системы многолетней борьбы с террором. Однако не только палестинская интифада и другие, смежные ей, внутренние проблемы многонациональной общественности являются «камнем преткновения» для политического и военного истеблишмента страны. Какие вызовы национальной безопасности несут особый риск и из-за чего повышается градус напряжённости в израильском обществе сегодня?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Прежде всего, Израиль, как любое независимое государство – является актором международных отношений (АМО) и взаимодействует с другими международными акторами. Довольно опрометчиво утверждать, что война России с Украиной не способна задеть, пускай даже косвенно, других АМО. До тех пор, пока Кремль занят бомбардировкой мирных городов и жителей Украины – у его союзника на Ближнем Востоке, Ирана, развязаны руки в региональном театре военных действий. За последние несколько месяцев усилилась угроза с двух направлений: северного \ сирийского, (а именно, террористических прокси-группировок, финансируемых Ираном), восточного и северо-восточного – со стороны завербованных террористов Западного берега. Разумеется, внешние и внутренние угрозы для государства и влияние Москвы на них, не ограничиваются лишь данными двумя треками. Однако именно на этих двух фронтах ощущается пассивная эскалация.

Влада Гольдштейн — журналистка, дипломированный специалист по арабо-израильскому конфликту и автор аналитических материалов по национальной безопасности Израиля

Попытки ракетных ударов с юга Сирии – бомба замедленного действия. Сирийская Арабская Республика, погрязшая в десятилетней войне, уже давно трансформировалась в военно-террористический плацдарм и свободную для Тегерана зону маневрирования собственных интересов. На сегодняшний день Израиль стойко наносит ответный удар по позициям боевиков, однако с начала 2022 г. интенсивность сирийских обстрелов увеличивается параллельно наращиванию сил Ирана в Левантийском субрегионе. Если такая тенденция будет стремительно расти – силам ЦАХАЛа необходимо будет сосредоточиться на северных границах, в особенности, на Голанских высотах, а это означает – быть готовым к эскалации конфликта сразу с нескольких направлений.

Не менее важным фактором является и относительно недавняя смена правительства в еврейском государстве. Молодое, смешанное правительство Нафтали Беннета сталкивается с множеством вызовов в сфере национальной безопасности и в геополитическом поле. Начало смены правительства пришлось на весну 2021 г., период одной из самых значимых военных операций в истории ЦАХАЛа – «Страж стен».

Весна в Израиле практически всегда арабская. Последователи идеологии ХАМАСа в буквальном смысле испытывают терпение еврейского руководства, а годовщина «Стража стен» – удобный для них повод вновь заявить о своём "сопротивлении". Только за счёт каких ресурсов? С приходом на пост премьер-министра Беннет намеревался искоренить принцип «передачи чемоданов» наличных средств из Катара лидерам террористических группировок на территории сектора Газа. Все финансовые транзакции должны были проходить через специальные счета ООН. Такая схема значительно усложняет шансы на приобретение террористами новых партий оружия для очередного обстрела Израиля, не говоря уже о заявленных «1111 ракетах».

На сегодняшний день эпицентр нестабильности традиционно перемещается в Иерусалим, в этот раз сразу в двух аспектах безопасности: внутренней (национальной) и внешней (региональной). Разумеется, координация террористической деятельности осуществляется извне. Ставленники Ирана и "Исламского государства" активизируют свои ячейки в основном на территориях, подконтрольных ПНА, где силы ШАБАКа проводят регулярные «зачистки».

Однако помимо террористической угрозы стремительно назревает ещё один, не менее серьёзный кризис внутри самого общества. Война в Украине создала кровоточащую рану не только в сердцах украинских евреев отказом от поставки «Железного купола»* для защиты мирных граждан, но и в восприятии российских репатриантов. Возникает нежеланный израильскому руководству конфликт на национальной почве: столкновение двух крупнейших диаспор, численность которых составляет больше 1 миллиона израильских граждан. Турбулентность в социуме инерционно создаёт ощутимое давление на остатки нейтралитета в отношении войны в Украине. Такие колебания переходят из социального и политического уровня в комплексный стратегический вектор.

Несмотря на то, что большинство политически активных репатриантов из бывшего СССР поддерживают Украину, есть и немало пророссийских граждан. Что нашло отражение, например, в "граффити" на территории парка им. Менахема Бегина в Бат-Яме. Иллюстрация: IsraGeo.com

КРИЗИС МЕЖДУ МОСКВОЙ И ИЕРУСАЛИМОМ

В дипломатической плоскости отношения между Москвой и Иерусалимом уверенно движутся к разрыву. Заявления министра Лаврова, как официального представителя российской стороны в международном дипломатическом поле, об израильской поддержке вымышленных «неонацистов» в Украине и еврейской принадлежности Гитлера – обводят жирную точку в позиции нейтралитета, выдвигая российский антисемитизм на повестку дня. Нарратив в духе «у нас своих проблем хватает» изжил себя всего за два месяца войны на другом континенте. А был ли нейтралитет вовсе? Голосование в ООН 7 апреля 2022 г., поставка касок и бронежилетов для украинских солдат, открытие полевого госпиталя во Львове, официальная критика массовых убийств мирных жителей Бучи и других городов Киевской области. Все эти действия стали ответной реакцией не только на бесчеловечное поведение российских солдат в украинской войне, и изначальное понимание правды, но и на многолетнюю поддержку Россией ХАМАСа и шантаж на южных сирийских границах. Предпоследней каплей терпения становятся попытки Сергея Лаврова дискредитировать еврейское государство на мировой арене, а израильскому обществу пока ещё трудно свыкнуться с той данностью, что Россия и государство Израиль сегодня имеют диаметрально разные ценности и глобальные интересы.

Силы ЦАХАЛа готовы к обострению ситуации на юге Сирии. Но в папке приоритетов генштаба лежит подготовка к региональной войне, за пределами одного лишь северного фронта. Акцентируясь на Ближнем Востоке, Израиль отойдет на второй план после Ирана в системе стратегических координат РФ. В военном управлении осведомлены о такой расстановке сил и приоритетов. Кризис между Кремлем и израильским руководством эскалирует, поэтому дальнейшее дипломатическое лавирование между Украиной и Россией с каждым днём становится менее перспективным. Особенно, после заявлений высших военных сил о подготовке передачи Украине оружия оборонительного характера и увеличения объемов гуманитарной помощи. Косвенное, но системное участие такого мощного и опытного в ведении войны игрока, как Израиль, прибавит преимущество украинскому фронту.

Дополнительные трудности создают геополитическое положение страны и её внутренние конфликты. В случае разрыва дипломатических отношений эти конфликты Россия способна использовать для продвижения собственных интересов, создавая силовые рычаги давления на еврейское государство при помощи исламистов, притом, не только на территории Израиля. Таким образом, внутренние проблемы национальной безопасности способны интегрироваться в региональную угрозу.

Примечательным является тот факт, что 4 мая в Москву прибыла делегация ХАМАСа с целью двухсторонних переговоров на тему «напряжённости в Иерусалиме», именно в тот день, когда в Израиле ежегодно проводятся траурные мероприятия в память о погибших солдатах и жертвах терактов.

В отношении войны в Украине Израиль придерживается прозападной ориентации. Однако переговоры между Киевом и Москвой стремятся к нулю, а война постепенно приобретает затяжную форму. В случае форсирования военной помощи и политической поддержки украинской стороне, Белый дом ожидает большей инициативности от израильского правительства по данному вопросу. Такой сценарий в значительной степени сократит эффективность сбалансированной политики по украино-российскому треку.

Если государство имеет двух равноудалённых союзников, между которыми идут полномасштабные военные действия и оба союзника являются активными акторами международных отношений – вопрос выбора становится лишь вопросом времени. Вопреки всем вызовам национальной безопасности, израильская повестка, как стратегического партнёра Соединённых Штатов и других влиятельных держав, тесно связана с международной повесткой. А реалии таковы: идёт война. Сегодня – в Украине… А завтра?

* По мнению военных аналитиков, в том числе украинских, "Железный купол" малоэффективен в условиях боевых действий на столь большой площади, как Украина, и тема поставок этой системы, поднятая президентом Владимиром Зеленским, была скорее эмоциональной, нежели прагматичной. Кроме того, насколько нам известно, ранее Украина отказалась от военных контрактов с Израилем и предпочла закупку турецких вооружений. Таким образом претензии украинской стороны к Израилю, на наш взгляд, не имеют под собой серьезных оснований. – Прим. ред.

Макс ЛУРЬЕ | Пока неприступны стены

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Дан подробный и правильный анализ проблемы Израиля наших дней.. Но этому анализу не хватает исторической подоплёки. Без этого создаётся впечатление о простоте решения этой проблемы.

  2. Наконец-то подробный анализ того, что происходит в наше время! Спасибо автору за свою аналитику и «простые слова» для нас, обычных людей!

Добавить комментарий