Эпоха просвещения

0

Такая вот школьная реформа…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Недавно минпрос представил "реформу багрута", разработанную и инициированную лично министром Ифат Шаша-Битон. Суть ее состоит в том, что вместо семи государственных экзаменов на аттестат зрелости теперь будет всего четыре: по математике, английскому, родному языку (ивриту или арабскому — в зависимости от сектора) и одной из естественных наук по выбору. По гуманитарным предметам надо будет выполнить только курсовые работы, или выпускной научный проект. Реформа начнет действовать со следующего, 5783 учебного года, для десятиклассников. Учащиеся одиннадцатого и двенадцатого классов продолжат обучение в нынешнем формате.

Инициатива министра вызвала весьма противоречивые отклики в обществе, большинство из которых – что скрывать! – были резко отрицательными. Корреспондент "НН" решил узнать, что думают по данному поводу преподаватели.

Григорий Гринберг, преподаватель физики:

— Не помню уже, где — то ли в каком-то фильме, то ли в книге — герой говорит: "Я удивляюсь, когда люди делают нормальные вещи, а когда они делают ненормальные, я уже не удивляюсь". Так вот, я не удивлен. За почти четверть века моей работы в израильской школе это уже, по-моему, пятая реформа, хотя, возможно, я сбился со счета. Почти каждый новый министр пытался провести свою реформу, но все они сводились к одному: сокращению объема изучаемого материала, количества экзаменов и облегчению условий их сдачи. То есть главное — чтобы дети меньше трудились и меньше изучали. При этом каждый министр жаждал завоевать популярность и увеличить количество учеников, закончивших школу с аттестатом зрелости, что является определяющим показателем успеха в израильской системе образования. Вероятно, такова и цель министра Ифат Шаша-Битон.

Кстати, предложенная ею реформа ведь не только сокращает количество экзаменов, но отменяет уроки в школах по пятницам. То есть, чем меньше дети учатся, тем лучше. Не сомневаюсь, что нововведения понравятся многим учителям, детям и родителям. Но платить за популизм нынешнего министра придется обществу. Израильская система образования становится все более заточенной на то, чтобы плодить неучей. Возможно, потом они станут специалистами в какой-то узкой области, но при этом останутся невежами в остальных. Я не говорю про физику. Проверьте уровень общих знаний выпускников израильских школ по географии, истории или литературе – и вы ужаснетесь. А ведь дальше будет только хуже!

Дина Лизкер, преподаватель ТАНАХа в светской школе:

— Не буду скрывать: известие об отмене экзаменов по обществоведению, литературе, истории и ТАНАХу меня очень встревожило. Как, впрочем, и некоторые другие идеи нынешнего министра просвещения. Гуманитарные предметы и без того из года в год загонялись в угол, основной упор делался на математику, компьютерные науки и английский. И вот теперь ученикам открытым текстом говорят, что эти предметы вообще не нужно учить, достаточно будет скопировать в интернете отрывки на нужную тему, назвать их курсовой работой – и все путем. Никто не провалится на экзамене, и оценки будут высокими. Объем изучаемого по этим предметам материала официально сокращается более чем на четверть. Но вопрос в том, действительно ли мы хотим вырастить поколение, которому будут совершенно чужды общественные проблемы, которое не будет знать ни истории, ни литературы, ни основ религии своего народа?! Не лишаем ли мы его тем самым того, что является важнейшей составляющей любой полноценной человеческой личности?!

В газете "Аарец", кстати, была прекрасная статья Нехемии Штрасслера на эту тему. Он написал, что когда глава минпроса утверждает, что реформа укрепит именно гуманитарные и общественные предметы, она попросту лицемерит. Если это так, задался вопросом журналист то почему бы не укрепить знания учеников также по математике и английскому языку, отменив по ним государственные экзамены?

Эва Боксер, преподаватель истории и ТАНАХа в государственно-религиозной школе:

— Иначе как ужасной и даже угрожающей будущему Израиля как еврейскому государству я эту реформу назвать не могу. Дело в том, что ТАНАХ и историю в светских школах Израиля и сегодня преподают из рук плохо. Все ограничивается изучением нескольких глав Торы с разъяснением о том, что это не наша национальная история, а еврейский фольклор, плюс несколько отрывков из Первой и Второй Книги Царств, кое-что из пророков – и все! Уже сегодня 17-18-летние подростки практически не знакомы с ТАНАХом. Да и двадцатилетние и тридцатилетние тоже! Это же касается еврейской истории. Но ведь эти два предмета – база нашей национальной самоидентификации! Таким образом, на мой взгляд, идет целенаправленная работа по лишению евреев национальных корней и самосознания. Нетрудно понять, какими политическими, и общественными последствиями это чревато. На данном этапе реформа не затрагивает государственно-религиозную систему, но рано или поздно это дойдет и до нас. На мой взгляд, сейчас как раз важно действовать наоборот: усилить процесс приобщения школьников ко всему, что связано с нашей религией, культурой, сионистским воспитанием. Но, увы..

Арье Ойстрах, школьный советник:

— Я очень неоднозначное отношусь к этой реформе. Все говорят об отрыве от корней, от патриотизма, о том, что мы вырастим людей, совершенно не интересующихся культурными ценностями. Но давайте взглянем правде в глаза: ТАНАХ преподается в светских школах так, что лучше его не преподавать вообще. Программа построена отвратительно, уровень педагогов зачастую низок, и для большинства старшеклассников это самый скучный и ненавистный предмет. Поверьте, я знаю, что говорю.

Новая система с написанием курсовой работы как раз может изменить это отношение, вызвать интерес. То же могу сказать и о литературе и истории. Они преподаются неинтересно, это главная беда нашей школы, это надо менять в первую очередь. А экзамены?.. Ведь, по большому счету, это всегда фикция. Скажите, вы сами многое помните из материала, по которым в свое время сдавали экзамены на аттестат зрелости? Уверен, что основную часть, если не все, вы забыли. Так происходит почти со всеми. Что касается ТАНАХа, то, на мой взгляд, чтобы учащиеся перестали ненавидеть этот предмет, его нужно оторвать от религии. Сегодня он моментально вызывает ассоциацию с религиозным диктатом, с ритуальными предписаниями, ничего, кроме усмешки у молодого поколения не вызывающими. Поэтому я думаю, что куда эффективнее будет изучение ТАНАХа вне стен школы, в рамках какого-нибудь общественного проекта.

Хаим Файнштейн, преподаватель хедера:

— Очень правильное решение! Еще Рамбам писал, что лучше вообще не учить ТАНАХ, чем учить его для забавы или для того, чтобы выискивать в его тексте ложные противоречия и опровергать. А именно с такой целью его учат в светских школах.

Шимон Вальдер, пенсионер, в прошлом учитель ТАНАХа и истории в средней школе:

— На мой взгляд, госпожа Шаша-Битон побила очередной рекорд глупости и невежества. Больше всего мне видится странным, что ни лидер ее партии Гидеон Саар, ни Нафтали Беннет не попытались ее остановить. А ведь оба в свое время были министрами просвещения и, кстати, не самыми плохими. Я бы даже сказал, одними из лучших. Они не могут не понимать, что она творит. Существующая программа, при всех ее недостатках, все же создавала у выпускников какое-то более-менее целостное представление об истории еврейского народа, начиная с Авраама и до наших дней. Теперь же представление у них будет фрагментарным: они станут писать курсовую работу по какой-то узкой теме, в отрыве от всего, что с ней связано. Но тот, кто толком не знает своей истории, как известно, не имеет и будущего…

[nn]

Срочно требуются учителя

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий