Три мрачных события eвpeйской истории, о которых мы вспоминаем 20 сивана
Лион ЛЕВИНСОН
В подзабытый пост 20 сивана поститься не обязательно, но надо помнить его причины — погромы во Франции, Германии, Польше / Украине (Хмельницкий имах шмо – да сотрется имя его).
Расскажем вкратце об этих событиях.
* * *
В XII веке во Франции евреев Блуа осудили за ритуальное убийство на основе свидетельства, что "один еврей бросал в реку труп ребёнка". Кстати, не был найден никакой труп и не было ни одного пропавшего ребёнка в окрестностях. Но разве такие мелочи когда-то мешали осудить евреев?
В 1171 году по этому облыжному обвинению было сожжено от 31 до 40 евреев.
Это был первый случай в многолетней череде кровавых наветов, приведших к ужасным погромам и резне во Франции.
* * *
В XIII веке нелюдь Риндфлейш заявил что у него есть указание небес наказать евреев за осквернение христианского святого хлеба.
Христиане (католики, православные, протестанты — почти все конфессии) верят, что священник во время особой молитвы превращает хлеб в мясо Иисуса, а воду — в его кровь. И прихожане в ходе церковного ритуала это съедают и выпивают. Нужно подчеркнуть, что хлеб и вино не символизируют мясо и кровь Иисуса, а (согласно христианству) реально ими являются.
И вот евреев обвинили, что они этот волшебный мясохлеб выкрадывают и издеваются над ним, издеваясь этим над Иисусом (ведь это типа его плоть). Хотя для того, чтобы издеваться над этим хлебом, — нужно как минимум верить во все эти христианские таинства (что хлеб стал реальным мясом Иисуса)!
Но логика никогда не была сильной стороной юдофобов.
В общем на основе этой чуши толпы идиотов-убийц напали на еврейские общины Австрии, Баварии, Франконии и убили тысячи евреев.
Вот как эту историю описывает Электронная еврейская энциклопедия:
В 1298 г. банды погромщиков, во главе которых стоял рыцарь Риндфлейш, напали на еврейские кварталы в нескольких городах, расположенных на юге Саксонии. В 1302 г. вспыхнули антиеврейские беспорядки в Магдебурге. В годы эпидемии чумы в большинстве городов Саксонии происходили массовые убийства евреев: были уничтожены общины Дрездена, Лейпцига, Магдебурга, Мейсена (все — в 1349 г.), Галле (1350) и многие другие. Погибли сотни евреев, их имущество было разграблено, дома сожжены. Некоторые общины (например, мейсенская) прекратили свое существование, другие впоследствии были восстановлены (в Лейпциге — не позднее 1364 г., в Дрездене — не позднее 1375 г.).
* * *
В XVII веке садисты весьма почитаемого ныне в России и в Украине кровавого психопата Хмельницкого замучили нечеловеческими пытками множество евреев.
Вновь обратимся к Электронной еврейской энциклопедии:
В еврейском народном сознании события «хмельничины», в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах» ("Господни кары 5408 /1648) — эпоха зверской жестокости и бед. Еврейские историки XIX в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Ханновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. В ХХ в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки Ш. Эттингер и Б. Вейнриб (1900–82), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой, охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок–пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25% еврейского населения страны по максимальным оценкам; еще пять–десять тысяч бежали (или не вернулись из плена).
Истребление около четверти еврейского населения страны, в которой была сосредоточена самая многочисленная и образованная община мирового еврейства, оказало глубокое влияние на еврейский мир. Раввины видели в событиях хмельничины признаки скорого прихода Мессии.
В еврейском фольклоре, литературе и историографии «Хмель-злодей» — одна из самых одиозных и зловещих фигур. Событиям эпохи гзерот тах посвящен ряд произведений еврейской литературы, в их числе драма в стихах Н. Минского «Осада Тульчина» (1888), роман Ш. Аша «Киддуш а-Шем» («Во славу Божию», 1919), баллада «Бат а-рав» («Дочь раввина», 1924) Ш. Черниховского, роман «Дер кнехт» («Раб», 1960) И. Башевиса-Зингера.
В свою очередь, спустя некоторое время после событий восстания под предводительством Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие роль евреев в социальной жизни предшествующей эпохи. В этих произведениях фигурирует, например, еврей, насильственно загоняющий казака в шинок или взимающий с православных плату за отправление обрядов в церкви, что не соответствовало реальной жизни.
Выдающийся украинский историк Михаил Грушевский, а также писатель и филолог Иван Франко отнесли возникновение «дум» к XVIII в. Однако у идеологов украинского национального движения, в сочинениях ряда писателей и историков-украинцев (в их числе Н. Гоголя, Н. Костомарова и Т. Шевченко) эти фольклорные мотивы получили значение бесспорных реалий.
* * *
В память об этих событиях был установлен пост 20 сивана. Так как пост был установлен лишь для определенных общин, то он всему народу не обязателен. Но помнить о жертвах злодеяний надо.