Отражения и преломления – что связывает музыку?

0

Фестиваль «Коль ха-Музика», «Звуки музыки в Верхней Галилее», старейший фестиваль камерной музыки в Израиле – отмечает свой 38-й год рождения. Фестиваль пройдет с 26 июня по 2 июля в кибуце Кфар-Блюм в Верхней Галилее. Музыкальный руководитель фестиваля – пианистка Офра Ицхаки

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Пианистка д-р Офра Ицхаки – выпускница Джульярдской школы (Нью-Йорк) и старший преподаватель Музыкальной школы Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете. Д-р Офра Ицхаки – лауреат конкурса современной фортепианной музыки «Миллениум» Карнеги-холла, инициатор и руководитель камерной серии в колледже Левински, репертуар которой варьируется от Баха до современной музыки. Д-р Офра Ицхаки стала новым художественным руководителем фестиваля, сменив в декабре прошлого года на этом посту виолончелиста Цви Плессера.

 

– Офра, Вы были художественным руководителем первого «зимнего сезона» фестиваля. Почему его организаторы решили вернуться к летнему формату?

– В июле 2021-го, то есть летом прошлого года, эпидемия была еще в разгаре, и поэтому традиционный фестиваль не состоялся, его передвинули на зиму. Потом возникла такая идея – перейти на постоянный зимний формат, однако публика очень хотела вернуться на фестиваль летом, и так мы это и оставили, как то было на протяжении почти сорока лет (нынешний фестиваль – 38-й). Люди с удовольствием приезжают летом в Кфар-Блюм.

– Однако, став художественным руководителем фестиваля, Вы тут же дали ему название, определили главную тему, как и на этот раз. Как и для чего Вы выбираете главную тему?

– Фестиваль не может быть просто собранием концертов, исполнением по очереди музыкальных произведений одно за другим. Все они должны быть связаны общей идеей, концепцией. Когда я играю свои реситали, то подхожу к составлению программы, как куратор подходит к созданию выставки в музее. И на примере других крупных, серьезных музыкальных фестивалей, которые проводятся, к примеру, в Скандинавии, я не раз наблюдала, что они всегда объединены некой главной темой. Всякий раз, когда я посещаю концерт, на котором исполняются несколько произведений, я пытаюсь найти то, что эту музыку связывает. Множество  музыкальных произведений, написанных в разное время и в разных местах, связаны между собой и отражаются друг в друге. Эти отражения иногда намеренные, иногда – нет, иногда в стиле и в русле музыкального языка, иногда – в характере, в духе произведения, его энергии или в эмоциональной частоте, которую оно передает. Поэтому я назвала этот летний фестиваль «Отражения», что дает возможность и участникам фестиваля и его гостям воспринять музыку и получить удовольствие от ее исполнения и прослушивания в таком преломлении.
В каждый концерт фестиваля включены произведения, подчеркивающие ту или иную идею, эмоцию, стиль или чувственный мир. Иногда, на первый поверхностный взгляд, произведения кажутся очень разными – какая, казалось бы существует связь между Бахом и Мордехаем Сетером, между Гайдном и Пуленком, между Бетховеном и Чарльзом Айвзом? Но хотя они и отличаются друг от друга музыкальной эстетикой периода, в который творил  каждый из них, на самом деле в их музыке выражена одна и та же идея, либо они задаются одними и теми же вопросами, либо их создание вдохновлялось идентичными формами жизни и свободы.
Вот почему для каждого из концертов – «отражений» выбраны такие названия, как — «ясность», «расслабление», «вспышка»  – это те эмоции, который вызывает определенная музыка, превращающие музыкальные произведения в отражения друг друга.

Офра Ицхаки. Photo © Ави Левин

Офра Ицхаки. Photo © Ави Левин

– Я продолжу вашу мысль… А что связывает не только различные произведения, но и нас, всех тех незнакомых друг с другом людей, кто три часа сидит вместе и слушает музыку в концертном зале?

– Общая тема может связать современную музыку, музыку, написанную сто лет назад, а также старинную музыку. Общая тема связывает и слушателей.

 

– В последнее десятилетие мне казалось, что фестиваль Кфар-Блюм стал неким дополнением для путешествий – можно погулять по окрестностям и заодно послушать музыку. Вы же пытаетесь изменить эту тенденцию, сделать так, чтобы люди приезжали именно на фестиваль, приезжали слушать музыку, ну и заодно посетить местные достопримечательности. Тем более, что в программе запланированы мероприятия для детей, ведь лето – пора каникул и семейных отпусков.

– На нынешнем фестивале мы запланировали три концерта для детей, начиная с возраста трех лет.  Первый, самый большой, с участием оркестра «Марш Дондурма», это большое представление, с участием 16 музыкантов. Это и музыка, и декламация, и спектакль  -специальное мероприятие оркестра..

Еще два концерта для детей сыграют музыканты – участники фестиваля.  Один из них, в субботу утром, мы назвали «Искрящиеся звуки» – в исполнении музыкантов-духовиков Израильского Филармонического оркестра: труба, тромбон и лесной рожок. Думаю, детям особенно нравится мир духовых медных инструментов, действительно «блестящий, искрящийся мир». Музыканты будут играть классику, многим хорошо знакомую, и расскажут каждый о своем инструменте и об их роли в оркестре.

Второй концерт «Волшебное путешествие в индийскую музыку» – два музыканта и танцовщица с помощью танца и музыки поведают детям несколько историй из индийской мифологии и немного познакомят их с удивительным явлением индийской музыки.

– Вы упомянули музыкантов-участников и приглашенных музыкантов. Насколько музыканты – постоянные участники фестиваля, влияют на его содержание, атмосферу?

– Участвовать в фестивале «Звуки музыки в Верхней Галилее» приглашают порядка двадцати музыкантов, часть из них уже принимала участие в прошлых фестивалях в Кфар- Блюм, часть – новые лица. Мне очень важно, чтоб были представлены и те, и другие и программу я составляю так, чтобы все музыканты за время фестиваля имели возможность поиграть друг с другом, в разных составах. Насколько они влияют на программу? Они определенно очень мне помогают.. К примеру, когда я придумываю название, идею фестиваля, я начинаю обдумывать ее в деталях. Так и на сей раз: «Отражения» – в каких музыкальных произведениях я могу осуществить эту идею? Какая музыка объединяется под одним заголовком? И тут я советуюсь с музыкантами – какие, на их взгляд, произведения, подходят более всего, к примеру, духовым инструментам?

 

– Публика на фестивале в Кфар-Блюм все время находится рядом с музыкантами – гости фестиваля встречаются с ними за завтраком, видят их во время прогулок, могут столкнуться в бассейне. То, что рядом со мной сидит и пьет чай человек, который только что играл для меня со сцены, создает определенную атмосферу, верно?

– Несомненно. Это действительно очень приятно – встречаться за завтраком с музыкантами, которые играли для тебя вчера вечером, или идти за ними по лесной тропинке, разговаривать, делиться впечатлениями. Я очень рада, что и в декабре, и сейчас мы проводим концерты в формате «Творчество в фокусе», и каждое утро в короткой беседе я буду рассказывать публике о тех концертах, которые ей предстоит сегодня услышать. Думаю, что это будет воспринято очень позитивно: послушать прежде небольшую лекцию-рассказ о музыкальных произведениях, которые менее известны. И, конечно, возможность поговорить с музыкантами в любое время, создает очень неформальную атмосферу.

 

– Отдельный концерт фестиваля вы посвятили композитору Янису Ксенакису, в связи со 100-летием со дня его рождения. Многие музыкальные коллективы в честь этой даты устраивают концерты. Как именно вы собираетесь в рамках фестиваля отмечать этот юбилей?

– Мы выбрали два его произведения, небольших, поскольку фестиваль наш камерный, и я выбрала такие произведения, где не требуется дирижер. Одно из них – для ударных инструментов, и еще одно – для виолончели и кларнета. Думаю, они представляют Ксенакиса с совершенно разных сторон. Первое – очень ритмичное, легкое, показывает Ксенакиса как греческого композитора, с влиянием греческого фольклора. Второе, которое можно отнести к авангардной музыке, очень эстетичное, но с вплетением резких звуков. О Ксенакисе на фестивале будет рассказывать профессор Академии Музыки, композитор и гитарист Реувен Сарусси.

 

– Вы сами также преподаете в Академии Музыки. Ставите ли вы своей задачей в рамках фестиваля в Кфар-Блюм, вызвать интерес к классической музыке среди молодежи? Возможно, вы уже видите изменения?

– На концертах камерной музыки, конечно, большинство составляют взрослые, пожилые люди. Но я вижу среди слушателей фестиваля юные, молодые лица, есть семьи с детьми.

Офра Ицхаки. Photo © Ави Левин

– Да, конечно, многие стараются во время каникул провести время с детьми «качественно». А молодежь в возрасте 25-30 лет? Интересует ли эту возрастную группу камерная музыка? Все же камерная музыка занимает узкую нишу, не так «тиражирована».

– Я видела на нашем зимнем фестивале немного молодых, юных лиц, но в основном публика была немолодая. Хотя мой 11-летний сын и его приятели были и на прошлом фестивале, будут и на этом. И я уверена, что они получают удовольствие от камерной музыки.

– Последний вопрос. Наверное, я должна была задать его первым, но все же. Почему вы согласились возглавить это невероятно сложное дело, этот фестиваль в Галилее, с многолетней традицией, которую вы собираетесь изменить? Для этого требуется большая смелость.

– Уж не знаю, смелость или глупость. Я должна сказать, что это было для меня неожиданностью. Я последовала совету друзей и подала свою кандидатуру на конкурс, и, только когда я выиграла этот конкурс, то поняла, за что берусь и что мне очень нравится эта роль. Это столь важно сегодня, что в мире искусства и культуры женщины занимают все больше руководящих позиций, получают возможности принимать решения, влиять на процессы. Кроме того, я действительно считаю, что в мире музыки можно кое-что поменять. Меня, к примеру, приглашают играть либо в концертах современной музыки, либо в концертах, составленных только из произведений композиторов прошлых веков. То есть либо Ксенакис, либо Гайдн. А я никогда не понимала, почему их обязательно нужно слушать отдельно. И очень хотела сделать что-то, что объединит их. Для меня, как для пианистки, исполнение камерной музыки всегда было частью моих музыкальных устремлений. И я рада привнести в фестиваль свой многолетний опыт: как в игре, так и в создании разнообразных концертных программ.

 

– И вот вы это делаете.

– Да. Нужно сказать, что последний год был для меня безумно насыщенным. Кроме руководства фестиваля, я преподаю в Академии, концертирую. Наконец, у меня есть семья.

Возвращаясь к этому сумасшедшему году, должна сказать, что это огромное удовольствие – когда собираются твои друзья, коллеги, играют вместе, и когда тебе удается удивить публику. Ведь бывает, что и опытные слушатели подходят и говорят, что благодарны за то, что им представили неизвестные доселе произведения, которые вызывают и любопытство, и радость открытия. Музыканту чрезвычайно важно знакомить слушателей с новой музыкой, какой бы поначалу странной и непривычной она не казалась. Но это музыка нашего времени…

– Конечно. В противном случае развитие музыки остановится…

–  И наше искусство умрет. Когда я составляю программу, я стараюсь соблюсти в ней правильный баланс – представить и новую, незнакомую и непривычную, быть может, для слушателя музыку, но также и Баха, и Брамса – так, чтобы это было неутомительное прослушивание для всех. Показать как музыка прежняя отражается и преломляется в музыке современной –как это и будет на фестивале в Кфар-Блюм.

****

Фестиваль “Звуки музыки в Верхней Галилее”. Фото  – © Михаэль Фабия. קרדיט – מיכאל פביה 

Программа фестиваля на русском языке – https://www.israelculture.info/festival-zvuki-muzyki-v-verxnej-galilee-s-26-iyunya-po-2-iyulya/

Подробности и заказ билетов: www.kol-hamusica.org.il
Заказ билетов также и на сайте – https://bravo.israelinfo.co.il/search/?producer=196&all=1
Дополнительные сайты:

https://galil-elion.smarticket.co.il/קול_המוסיקה

https://www.facebook.com/kol.hamusica.galil

 

С Офрой Ицхаки беседовала Маша Хинич. Все фотографии ( © Ави Левин и Михаэль Фабия) предоставлены пресс-службой фестиваля

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий