Код совершенства, или Баршаю посвящается  

0

Одна из самых прекрасных привилегий человечества – помнить. Уж как мы с ней обращаемся, к чему с ней приходим — вопрос другой. Великие люди так осветили, украсили, сделали пригоднее для жизни этот нескладный мир, что помнить о них — наш священный и радостный долг

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

Рудольф Баршай.  Альтист, дирижер, музыкальный мыслитель. Организатор первого камерного оркестра в СССР – Московского камерного. Носитель великого наследия, открыватель целого континента в странной, загадочной дирижерской профессии. Философ, подвижник,  считавший своими главными жизненными достижениями записи «Искусства фуги» Иоганна Себастьяна Баха и Десятой симфонии Густава Малера. Баршай высказал, воплотил  свои творческие принципы в большом, крутом профессиональном маршруте. Малеровскую Десятую Баршай, можно, сказать, вызвал из небытия. Собрав, сконструировав, воплотив замысел великого композитора.

Те, кто видел фильм  Олега Дормана «Нота», запомнили белую голову и негромкий, взвешенный монолог Рудольфа Баршая. О жизни и музыке. О музыке, которая и есть жизнь.  Монолог не без горделивости, преисполненный  высокого сознания значимости искусства, ответственности художника, великой миссии того, кто обращается к залам с некой репликой. Кто берет на свои плечи большую ответственность, утверждая, что без искусства нет будущего. По  крайней мере – гуманистического, нормального будущего  у мира нет.

«Если невежество и безвкусица, пользуясь равными правами, сведут искусство к приятной безделушке, то зачем трудились и страдали наши предшественники? Чего стоит каждый из нас, если обменяет свои личные обязанности на то, чтобы слиться с толпой?». 

Слова Рудольфа Борисовича Баршая звучат сегодня и грозно, и пророчески. Власть толпы  опасна. Губительна. Мнение большинства способно убить, уничтожить все самое драгоценное в жизни, важное, талантливое. Неофиты, нувориши от профессии пытаются развлекать, потакать незатейливым вкусам слушателей, приманивать их чем-то понятным, простеньким, легко доступным. Гамбургерами попсы. Чипсами хитов, растиражированных звонками мобильных телефонов. Рудольф Баршай был и остается символом истины в искусстве. Он не умел, не желал быть милым и понятным для всех. Его знамя развевается над континентом под названием «территория для привыкших думать».

И совершенно закономерно, что Баршай боролся за исполнение элитарной, великой, пророческой камерной симфонии Шостаковича номер 14, ор. 135. И исполнил ее со своим Московским камерным оркестром так, что чиновники, радетели режима, косности, застоя дрогнули.

В дни, когда пандемия была на пике, были закрыты концертные и театральные залы, а творческие люди  планеты не знали, что будет с искусством дальше, состоялся международный конкурс молодых исполнителей на струнных инструментах имени Рудольфа Баршая. Одним из главных благодарных и благоговейных корифеев этого соревнования, такого нужного и драгоценного, выступил сын Рудольфа Борисовича, Вальтер Баршай.

Конкурс был задуман и проведен он-лайн  в 2020-м, в десятую годовщину со дня смерти блистательного  музыканта. Баршай был и израильским артистом тоже.  Он появился в Израиле в 1977-м, оставил блеск и шлейф совершенства, выступал с Израильским камерным, потом умчался дальше. Будто спеша  посеять в мире семена древа совершенства. Да и вы сами знаете, что наша драматичная страна, юная, грубоватая,  не всегда  способна понять и оценить свои клады.

6 июля в тель-авивском Музее изобразительных искусств, в зале Реканати, состоится концерт памяти Рудольфа Баршая. Израильская альтистка Лия  Глик  и скрипачка Натали Шмалхофер  (Германия-Канада) выступят в этом поистине важном, символичном концерте. Став победительницами конкурса, носящего имя Рудольфа Баршая, они получили право сыграть с Израильским камерным оркестром. В программе будет Концертная симфония Моцарта, которую альтист Рудольф Баршай играл со скрипачом Давидом Ойстрахом.

Йозеф Гайдн, симфония номер 49 «Страсть». Гайдновский неповторимый,  сверхпрекрасный  музыкальный стиль, — и кружевной, и бездонно глубокий музыкальный космос — был Баршаю близок. Симфонию «Страсть» в мемориальной программе  исполнит Израильский камерный оркестр.  И еще  гениальную аранжировку Восьмого струнного квартета Дмитрия Шостаковича ор.110, сделанную Рудольфом Баршаем, которая известна всему думающему, прогрессивному миру, как Камерная симфония ор.110а. За дирижерским пультом будет в этот вечер Ариэль Цукерман.

Память – чудесная лампа. Машина времени, которой не страшны   границы и расстояния. В мире было и осталось Явление. Имя ему Рудольф Баршай.

Отражения и преломления – что связывает музыку?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий