Кто построил крепость Нимрод?

0

Официальная версия о мамлюкском происхождении этого грандиозного сооружения не учитывает того факта, что крепость была сооружена на месте куда более древней мегалитической постройки

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Рами ЮДОВИН

Фото автора

 

Крепость Нимрод (арабск. Калаат аль-Субейба) выстроена на горе над крутым берегом похожей на парное молоко реки Саар, которая отделяет Голаны от массива горы Хермон.

Долгое время крепость считалась северо-восточной заставой крестоносцев. Но в ходе археологических раскопок, проведенных под руководством израильского археолога Рони Элленблюма в 90-е годы ХХ века, были обнаружены надписи на арабском языке, самая древняя из которых содержала дату 1228 год и гласила: «построил Осман эль-Азиз при переходе власти от Муазема к эль-Камелю».

Это послужило основанием провозгласить Субейбу мамлюкской крепостью; а 1228 год был принят за дату начала строительства.

Однако местные легенды и предания связывают эту крепость вовсе не с мамлюками или крестоносцами, а с легендарным героем Нимродом, упоминаемым в ТАНАХе.

«Сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов перед Господом» (Бытие 10: 8-9).

Читайте в тему:

Крепость Нимрод

Одно предание гласит:

«Царь Немрут начал строить на одноименной горе большую крепость высотой до небес. Видя этот дерзкий замысел, Бог поднял страшную бурю, сотворил землетрясение и разрушил крепость. Один из камней крепости долетел до самой Урфы, подняв при падении столько пыли, что в городе померк свет, отсюда пословица “Твоя пыль до Урфы поднимается”. Окаменел караван верблюдов, который вез камни и песок для продолжения строительства.

Немрут был идолопоклонником. Он перевозил на верблюдах землю, чтобы насыпать холм до небес и вступить в битву с Богом. По велению Бога верблюды окаменели. Издали они кажутся верблюдами, а вблизи видно, что это камни. Поднявшись на вершину холма, Немруд провалился под землю. Этот холм и есть гора Немрут».

Писание рассказывает, что библейский Нимрод, внук Хама, сын Куша, царствовал в Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне, то есть в Междуречье. В еврейских преданиях Нимрод изображен как восставший против Господа, противник Бога, идолопоклонник, который руководил строительством Вавилонской башни, называемой также «Дом Нимрода».

В мусульманской мифологии Немврод — образ тирана. Потерпев неудачу в строительстве Вавилонской башни, он поднялся на небо в ящике, который несут четыре орла. Когда земля скрылась из глаз, Немврод пустил стрелы в сторону неба. Архангел Джебраил (Гавриил) возвратил стрелы обратно, предварительно вымазав их кровью. Немврод решил, что ранил Бога. Ангел предложил ему искупить свои грехи, но Немврод в ответ предложил Богу вступить с ним в единоборство. Однако люди Немврода были рассеяны тучами комаров. Один из комаров проник в ноздри Немврода и сорок лет мучал его. Тиран чувствовал облегчение только тогда, когда били молотом о наковальню.

Во второй половине XIX века Палестину посетил Марк Твен. Его знаменитые очерки были написаны во время этого путешествия, в 1869 году вышла его книга под названием «Простаки за границей, или Путь новых паломников». Вот, что писал Марк Твен о крепости Субейба (т.е. о крепости Нимрода):

«Насколько нам известно, это самые величественные на свете развалины такого рода. Замок занимает тысячу футов в длину и двести в ширину (примерно 350х70 метров), и каменная кладка его необыкновенно симметрична и притом невероятно массивна. Внушительные башни и бастионы поднимаются на тридцать футов, а прежде высота их достигала шестидесяти. Разбитые башенки, которые возвышаются над остроконечной горной вершиной среди дубовых и оливковых рощ, необычайно живописны. Замок этот столь древен, что никому неведомо, когда он построен и кем… Три часа бродили мы по залам, склепам, подземным темницам этой крепости, и ноги наши ступали там, где звенели шпоры многих и многих крестоносцев и где задолго до них шагали герои Финикии».

Марк Твен посчитал, что крепость относится к временам древних финикийцев. Были ли у него на это основания?

При посещении крепости сразу бросается в глаза наличие разных типов каменной кладки, указывающих на принципиально разные технологии строительства.

Наиболее показательным местом является западная часть комплекса, где два разных типа кладки находятся по соседству. Одна часть кладки состоит из небольших довольно грубо обработанных камней, скрепленных раствором. Она и правда соответствует версии строительства мамлюками.

Другая часть кладки состоит из прямоугольных блоков гораздо большего размера, достигающих веса в несколько десятков тонн. Это настоящие мегалиты. Характер кладки свидетельствует о гораздо более развитых технологиях строительства и обработки камня. И она резко выделяется на фоне всех остальных сооружений комплекса. Точно такую же кладку и стиль обработки камней видит каждый, посетивший Стену Плача.

Нигде ничего подобного мамлюки за всю свою довольно короткую историю не создали – аналогов, достоверно относящихся к этому периоду и авторству мамлюков, в мире просто нет.

Если бы крепость находилась в Каире – столице мамлюков – или в каком-то другом важном месте, можно было бы (хотя бы теоретически) списать высокое качество строительства и огромные трудозатраты на исключительность или сакральность. Однако в данном случае речь идет о локации, не игравшей никакой существенной роли.

Кроме этого, имеется весьма показательная деталь. Дело в том, что в целом ряде мест мегалитические камни располагаются в основании стен, а выше идут блоки меньшего размера с кладкой.

И даже там, где мегалитическая кладка сохранилась полностью, небольшие камни примыкают к ней таким образом, что сомнений в хронологическом порядке строительства не остается.

Вначале использовалась мегалитическая кладка, а позже — примитивные технологии, не требующие особых подвигов.

Сам же характер относительного расположения двух типов кладки достаточно определенно указывает на то, что мамлюки возводили свои стены поверх руин гораздо более древнего мегалитического сооружения, к созданию которого они не имели ни малейшего отношения.

Внизу под внешними стенами находятся развалы больших блоков, которые достигают веса почти в сорок тонн. Считается, что это – результат землетрясения 1759 года. Выше имеются участки практически неповрежденных мамлюкских стен. Выходит, что мегалитическая кладка из этих больших блоков была разрушена задолго до прихода сюда мамлюков.

Любопытно, что некоторые из лежащих на склоне блоков не прямоугольные, а имеют весьма сложную форму в виде пазла. Это совершенно не характерно для привычных методов строительства.

Подобные технологии использовали строители древних комплексов в Пума-Пунку и Тиаунако в Боливии и Куско в Перу.

Весьма показательно то, что хотя коридор сложен из блоков без использования какого-либо раствора, он выдержал немало весьма серьезных землетрясений, результатом которых стал лишь небольшой сдвиг блоков, составляющих свод коридора.

Крупные мегалитические блоки без зазоров приставлены друг к другу, расположены в подземном тоннеле, ведущем в крепость.

Но если не мамлюки это строили, то кто тогда?

Версия крестоносцев тоже не выдерживает критики. В крепости такие огромные блоки, которые были бы еще как-то понятны, скажем, в каком-то крупном центре. А здесь – глубинка «Святой земли».

В Европе крестоносцы, вернувшиеся с Ближнего Востока, использовали камни гораздо меньшего размера и применяли раствор.

Скорее всего, к строительству крепости руку приложили римляне. Кроме этого, я бы не стал исключать и другие версии, так как в одном месте мы сталкиваемся с разными периодами и технологиями строительства.

Крепость Нимрода без «героев Финикии»

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий