Холодильник, плед, диалог…

0

…Поздний вечер. Стук  в дверь. Бывший муж на пороге. Бывшая жена в плохом настроении. Он выпытывает, в чем причина. И она рассказывает, что мужчина, с которым она после развода жила и которого полюбил ее сын, ушел

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

Фото: Эйтан Мор

Драматург Гур Корен — интересное явление израильской художественной жизни. В театре «Гешер» когда-то была поставлена его пьеса «Пять кило сахара», и так начался маршрут мастеровитого, трудолюбивого и очень плодовитого автора. В нашей беседе Гур Корен признался, что он не ждет вдохновения, не полагается на животворящие визиты музы, а просто много и упорно работает.

В тель-авивском Камерном театре идут пьесы Гура Корена. Кроме того, он вроде советника-драматурга, тесно сотрудничает с художественным режиссером театра Гиладом Кимхи. Их совместные изделия немного однотипны, но как говорится: «смотрибельны»,  дают публике ощущение причастности к искусству театра и букет разных эмоций.

Умение найти  в истории некий «пуант», скрытый до поры новый поворот, приносящий неожиданный взгляд, иную трактовку ситуации  —  в этом Гур Корен хорош.

Я посмотрела спектакль, который по пьесе  Гура Корена поставил Гилад Кимхи. Эта лирически-комическая зарисовка получила название «Разведенные». Сюжет – один вечер, один эпизод, один диалог из жизни супругов, которые развелись.

В пространстве «Камери-3», зала, где всегда экспериментируют с расстановкой кресел, помост выдвинут почти до середины. Кухня с холодильником и шкафчиками, большой диван, стол, светильники, журналы. Жилье  женщины, которая после развода осталась с сыном. Как раз в этот вечер сын остался у бывшего мужа,  потому что его, мужа, папы мальчика — очередь, и еще потому что утром они едут на Голаны. Бывший муж заезжает к бывшей жене, чтобы захватить какие-то мелочи, нужные в походе. Вот тут и разворачивается  разговор. Который держит зал в напряжении. Вызывает смех, печаль, снова смех, потом умиротворенность.

В «Разведенных» в очередь играют три пары актеров. Я посмотрела  этот спектакль с Олей Щур-Селектар и Михой Селектаром.

…Поздний вечер. Стук  в дверь. Бывший муж на пороге. Бывшая жена в плохом настроении. Он выпытывает, в чем причина. И она рассказывает, что мужчина, с которым она после развода жила и которого полюбил ее сын, ушел. Мифический Уди, ее исчезнувший партнер, присутствует в эмоциональной, драматичной  беседе; мы многое узнаем о нем. И о ней. И о бывшем  муже, который развелся, потому что почувствовал, что его интересуют мужчины.

И сюжет, и акценты  в этой истории не блещут новизной. Есть живой диалог, юмор, неожиданные повороты. Но в этом спектакле есть клад, который делает его обязательным  к просмотру, выделяет из большого ряда подобных,  вроде и неплохих, но по сути тенденциозных, однотипных, не очень глубоких творений. Этот клад, этот сверкающий алмаз – актерский дуэт. Оля и Миха.

Вечер, который они проводят вместе, эти бывшие супруги, родители любимого сына Урии, не очень удачливые в новых союзах, выстроен с такой тонкостью, с таким рафинированным, точно угаданным градусом нервов, истерики, доверительности, что начинаешь думать о самых высоких достижениях искусства театра. Спектр упреков, беспомощности, срывов, затаенной нежности, тихого понимания, что они близки, что они навсегда родные люди, рождают  ком в горле, печаль, что все так быстро заканчивается.

Они виртуозы, Оля и Миха, а та «химия», то дивное сотворчество двух и на самом деле близких людей, которое делает их дуэт в высшей степени гармоничным,   удивительная мелодия их ума и сердца остаются со зрителями и после окончания спектакля.

Надо видеть, как Миха Селектар переходит по эмоциональной гамме, по струнам души своего героя от насмешки, чуть наигранного сострадания, нечаянной исповеди к поистине глубоким человеческим откровениям.  Личностным проявлениям. Записные истины¸ чужие правила не работают для всех одинаково – и Миха Селектар проживает написанные драматургом ступени-ситуации, перипетии судьбы  глубоко, сильно, убедительно. Его герою  сочувствуешь. Хмыкаешь, когда выясняются разные скандальные подробности. Киваешь, когда он так рыцарственно-чудесно проявляет доброту.   Он  умеет быть безоговорочно обаятельным, и трогательным, и по-настоящему убедительным, этот влюбленный в мужчину, изменявший, изменяющий одинокий человек…

Оля Щур-Селектар всегда удивление, всегда яркий актерский опыт. Спектакль с ее участием – подарок и важный художественный опыт. Надо видеть, как ее героиня, — эта сломленная уже вторым жизненным поражением женщина, оживает, будто восстает из пепла, когда возникает трудная ситуация с ребенком. Как она из депрессивной, абсолютно не думающей о себе, о своей внешности клуши в растянутых домашних шароварах вдруг преображается в кокетливую, интересную, женственно-беззащитную, —  она знает, точно знает, что это трогает, располагает – или даже не знает, просто ведет так себя интуитивно. Потому что с бывшим мужем  может расслабиться и успокоиться. И надо посмотреть, пережить, прочувствовать все мелочи, детали, которыми актриса наполняет рисунок роли. Как она пьет алкоголь – обреченно, будто наказывая себя. И как ест конфетку, шоколадную, — она  делает это   счастливо, чувственно, полностью погружаясь в стихию вкуса,  в роскошь,   которой себя давно лишала, стойко и упрямо стараясь не употреблять в пищу углеводы… Мастерство этой совершенно особенной актрисы всегда  увлекает,  удивляет.

«Разведенные» — небольшая театральная партитура для двух хороших актеров. Которые умеют вдохнуть в весьма обыкновенную пьесу душу, оживить ее самым серьезным образом… Вы собираетесь в театр? За эмоциями и умной атмосферой? «Разведенные» — прекрасный вариант для того, чтобы провести час с небольшим в атмосфере талантливого актерского театра.

Нахим ШИФРИН | Театр, начавшийся еще в бараке

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий