Опции в тумане

0

Визит президента США Джо Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию (попутно американский лидер заскочил и в ПА) оказался богатым на события, хотя громких сенсаций ожидаемо не принес. Можно было наблюдать и знаменитые оговорки Байдена, и сердечное рукопожатие на камеры с Биньямином Нетаниягу, и похлопывание по спине Яира Лапида, и многое другое, чему израильские СМИ посвятили немало комментариев. Мы же сосредоточимся на основных аспектах визита: израильско-американском, израильско-саудовском и американо-саудовском

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Байден и Лапид подписали так называемую "Иерусалимскую декларацию", которую заинтересованные стороны и ряд ангажированных журналистов тут же назвали "исторической", хотя анализ ее содержания подобного вывода сделать не позволяет. Декларация выдержана в нужном стиле и проникнута духом дружелюбия по отношению к Израилю, однако в ней нет практически ничего, чего бы многократно не заявляли предшественники Байдена. Пожалуй, важнейшим предложением в документе следует считать следующее:

"США гарантирует, что Иран никогда не заполучит ядерное оружие, и чтобы обеспечить данный результат, готовы задействовать все составляющие своей национальной мощи".

Иными словами, речь идет о публичном намеке на возможное использование военной силы. Когда и при каких условиях эта опция может стать реальностью, не указано даже намеком.

Собственно, понять, где именно пролегает "красная линия" американцев в данном вопросе, и до какого момента они будут настаивать на дипломатическом решении, и было важнейшей целью израильских собеседников Байдена. К сожалению, сам президент и его помощники отказались говорить о неких временных рамках, ограничивающих переговорный процесс. Израильтяне добивались от американского лидера и ответа на вопрос, что именно он считает "безвыходной ситуацией", при которой необходимо переходить к силовому варианту или хотя бы к прямым угрозам. И тоже безуспешно. В окружении Байдена не стали скрывать от журналистов, что он очень опасается опозориться наподобие Барака Обамы в 2013 году, когда тот во всеуслышание пообещал использовать силу в случае, если президент Сирии Башар Асад применит химическое оружие против собственных граждан. Видимо, тогдашний глава Белого дома, произнося эту угрозу, был уверен, что Асаду такое и в голову не придет, или сирийский диктатор просто испугается американцев. Когда же выяснилось, что Асад такое в голову пришло, Обама попытался замолчать факт применения сирийцами химоружия, а затем просто решил не выполнять собственного обещания.

Итак, США хоть и намекают на использование силы, даже угрожать Ирану не решаются. При этом Вашингтон демонстрирует глубочайшую настойчивость в достижении успеха посредством дипломатических усилий. К сожалению, это прекрасно понимают и в Тегеране, поэтому режим аятолл чувствует себя вполне уверенно и никуда не торопится. Тем более что наложенные Соединенными Штатами на Иран санкции соблюдаются все пассивнее, а цены на нефть в связи с нападением России на Украину растут.

Напомню, что в 2003 году, после вторжения США в Ирак, иранский лидер по собственной инициативе заморозил военную составляющую ядерной программы, опасаясь американского удара. Тогда ему никто не угрожал, но действия США говорили сами за себя. Сегодня же о действиях и речи нет. Осталось лишь дождаться, когда американцы все же сочтут, что Иран, затягивая переговоры на фоне грубых нарушений "ядерной сделки", в буквальном смысле перегнет палку. Или не дождаться… И тогда вполне реальным может стать наихудший сценарий, при котором действовать придется Израилю. Причем не тайно, как это происходит на протяжении многих лет, а открыто и масштабно — в рамках собственной силовой опции.

А вот о повышении военного потенциала своего союзника Вашингтон говорить, похоже, готов. Во всяком случае, по итогам визита сложилось впечатление, что американцы согласились обсуждать расширение ассортимента поставок тех или иных необходимых Израилю систем вооружений. О конкретных договоренностях пока ничего неизвестно, да и не совсем понятно, что это может быть: общее увеличение военной помощи, вроде дополнительного миллиарда долларов, выделенного недавно на закупку перехватчиков для "Железного купола", или что-то еще. В чем израильской стороне удалось добиться более явного успеха, так это в том, что американцы, скорее всего, примут участие в финансировании проекта создания лазерной установки по перехвату ракет и летательных аппаратов. Подразумевается не наземный вариант системы, а ее воздушная разновидность, которая находится на гораздо более ранней стадии разработки — ее доведение до ума, видимо, займет еще несколько лет.

В русле нормализации отношений Израиля с Саудовской Аравией, по крайней мере, публичной их части, тоже не произошло ничего неожиданного. Министр иностранных дел королевства заявил, что полной нормализации наподобие "Соглашений Авраама", не будет без "справедливого" решения палестинской проблемы, в то же время было объявлено об определенных практических шагах. Что до полной нормализации, то, как уже неоднократно утверждалось, это вряд ли произойдет при жизни престарелого саудовского короля Салмана, который в данном вопросе является консерватором. Наследник же престола Мохаммед бин-Салман, хоть и обладает практической полнотой власти, не готов идти наперекор отцовой воле.

Израиль согласился на вывод американских военных наблюдателей с островов Тиран и Санафир в Тиранском проливе при выходе из Эйлатского (Акабского) залива в Красное море. После Войны за Независимость эти два необитаемых островка (крупнейший из них, Тиран, имеет площадь около 80 кв. км), расположенных в непосредственной близости к Шарм аш-Шейху, Саудовская Аравия отдала во временное пользование Египту. В 1956 году они были заняты ЦАХАЛом, а затем возвращены Каиру. В ходе Шестидневной войны 1967 года Тиран и Санафир повторно оказались под израильским контролем, их отдали Египту в 1982-м в рамках Кемп-дэвидского соглашения, по которому египтяне обязались обеспечить свободу судоходства в проливах. В результате на Тиране обосновалась база американских наблюдателей. В 2017 году Египет, наконец, вернул острова Саудовской Аравии, однако лишь теперь, когда она приняла на себя основные обязательства по судоходству, оговоренные в Кемп-Дэвиде, процесс можно считать завершенным. США также дали Израилю соответствующие гарантии. Теперь на островах, где примерно 1400 лет назад находилось независимое иудейское княжество Йотват, саудовцы планируют развивать туризм…

В свою очередь Эр-Рияд, еще не дожидаясь приезда Байдена, объявил об открытии своего воздушного пространства для израильских авиакомпаний. До сих пор авиасообщение с Израилем через территорию СА было возможно лишь для самолетов, следующих в ОАЭ с Бахрейном. Теперь ограничения сняты, и это значит, что полеты из нашей страны по столь популярным направлениям, как Индия и Таиланд, станут значительно короче и, соответственно, дешевле. Так, до Момбая (бывший Бомбей) можно будет долететь за 5 часов 15 минут вместо 7 часов 50 минут. Иными словами, полет в этот город по продолжительности станет почти таким же, как в Лондон. Длительность путешествия в Бангкок сократится ориентировочно с 11 часов 10 минут до менее восьми с половиной часов. Кроме того, в новой ситуации, вероятно, станет целесообразной организация тем же "Эль-Алем" прямых полетов в Австралию, Сингапур и Манилу. Наконец, для израильских паломников-мусульман откроется возможность летать в Мекку напрямую из Израиля чартерными рейсами — до сих пор им приходилось добираться автобусами через Иорданию.

В данной связи характерно высказывание члена нынешней коалиции Мансура Аббаса. Комментируя облегчение паломничества из Израиля в Мекку (значимость хаджа для главы исламистской партии невозможно переоценить), он заявил: "Иордания должна быть партнером в любом соглашении, заключаемом в регионе". Это для иллюстрации того, кто чьи интересы представляет. Ведь, выходит, что "шефы-друзья" лидера РААМ лишатся денег, которые до сих пор зарабатывали на транзитном проезде паломников.

Саудовская часть визита началась с публичного кулачного "рукостучания" Джо Байдена и наследника престола Мохаммеда бин-Салмана, которого нынешняя вашингтонская администрация до недавнего момента старалась бойкотировать из-за убийства оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги. Тем самым наследнику саудовского престола была дана публичная индульгенция. Правда, в приватной беседе, согласно осведомленным источникам, Байден пожурил Мохаммеда за организацию убийства. Тот собственной вины не признал, использовал аргументы в духе "а у вас негров линчуют", припомнив президенту иракскую тюрьму Абу-Грейб, но пообещал, что подобное больше не повторится. Принц также не придумал ничего лучшего, чем в ответ на претензии американского гостя спросить, а что Байден сам сделал в связи с недавней гибелью в Дженине арабской журналистки Ширин Абу-Акле…

В целом можно констатировать, что после длительного охлаждения сближение Вашингтона и Эр-Рияда состоялось. Саудовцы пообещали несколько увеличить объем добычи нефти, который сегодня составляет около 10 миллионов баррелей в день. Некоторое увеличение произойдет в августе, а возможно, уже происходит. Собственно, главный "нефтяной" экзамен Саудовской Аравии предстоит сдать в сентябре, когда истекают сроки договора-сговора ОПЕК+ по квотам на добычу для его участников. Ну, а по-настоящему значительное увеличение в сравнении с нынешними показателями — до 13 миллионов баррелей в день — саудовские власти предполагают осуществить постепенно лишь к 2027 году.

Невыдающиеся достижения администрации Байдена

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий