Бен-Гурион в тапочках и феске

0

Почти все мужчины кибуца Сде-Бокер, родившиеся в период жизни там Бен-Гуриона, прошли обрезание у него на коленях

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Тапочки, кровать, радиоприемник, телевизор, ванну, унитаз и другие предметы быта первого израильского премьера можно увидеть в его музее в кибуце Сде-Бокер, в том числе — в фоторепортаже нашего корреспондента, который в ближайшее время собирается в гости и в тель-авивский дом Давида Бен-Гуриона

 

В Тель-авивском доме-музее Давида Бен-Гуриона открылась выставка его одежды и личных вещей, которые до сих пор были скрыты от широкой публики. Да что там от публики, даже сотрудники музея не имели о них никакого представления. Но в дни локдаунов, когда музей был закрыт, они решили, наконец, заглянуть в платяные шкафы и обнаружили множество предметов одежды первого премьер-министра Израиля, которые он носил в разные периоды жизни, начиная с первых десятилетий ХХ века.

Нашлась там знаменитая феска, которую Бен-Гурион, тогда еще называвшийся Давидом Грином, носил в годы Первой мировой войны — во время учебы в Стамбуле, и академическая шапочка, которую он надевал на церемонии вручения почетной степени доктора Тель-авивского университета. А еще домашние халаты, туфли, купальный костюм, костюм цвета хаки, множество рубашек, галстуков, брюк, шортов и целый склад выходных костюмов темно-серого или черного цвета, что невольно наводит на мысль, что Старик был изрядным щеголем и придавал немалое значение тому, как он одет. Вся одежда, кстати, была в отличном состоянии, несмотря на то, что ее хозяина уже более полувека нет в живых: в те времена умели шить вещи так, чтобы их можно было носить всю жизнь, да еще и наследникам оставить.

— Нет, Бен-Гурион, безусловно, не был модником в современном смысле. Слова "мода" и "Израиль" в первые десятилетия существования еврейского государства были несовместимы. Заподозри кто Старика в том, что он гонится за модой, он наверняка бы обиделся, — говорит одна из составительниц новой экспозиции Нога Элиаш-Залманович. – Вместе с тем, в представлении поколения, к которому он принадлежал, существовали очень четкие дресс-коды: была рабочая одежда, предназначавшаяся на каждый день, специальная одежда для рабочих собраний, для встреч в неформальной обстановке, одежда "на выход" для тех или иных мероприятий, причем очень многое зависело от характера мероприятия, и т.д. Поэтому, как ни странно это прозвучит, у жителей подмандатной Палестины, а затем и Израиля в период его становления было довольно много одежды, и Бен-Гурион в этом смысле не стал исключением. К тому же ему приходилось часто выезжать на различные международные форумы, а здесь встречаться с англичанами, для которых было чрезвычайно важно, как одет их собеседник. И на каждую встречу будущий первый лидер еврейского государства тщательно подбирал костюм, рубашку и галстук. Думаю, в выборе одежды ему часто помогала его Поля – в одном из писем, посланных из-за границы, он сообщает, что следует ее совету и каждый день меняет рубашку, даже описывает, какую именно надел в тот или иной день.

Словом, Старик не был модником, но, безусловно, понимал значение одежды и в заметной степени задавал тон тому, что можно называть израильской модой 1930-1950-х годов. К примеру, в 1948 году у ЦАХАЛа не было официальной формы – люди приходили в военкоматы, кто в чем, и так же отправлялись в бой. Бен-Гурион приказал раздать униформу, которая осталась на складе британской армии, и сам стал повсюду в ней появляться, хотя не имел никакого воинского звания, благодаря чему в Израиле стала очень популярной одежда цвета хаки.

Сотрудники музея говорят, что те, кто посетит эту выставку, получат уникальную возможность представить Давида Бен-Гуриона в домашней обстановке, в одном из множества его халатов и в тапочках – судя по всему, он любил дома расслабиться и почувствовать себя обычным человеком.

Представлена на выставке и национальная одежда Мьянмы – ее сшили по специальному заказу Старика перед его визитом в Бирму: ему хотелось продемонстрировать уважение к местным обычаям.

Отыскался в шкафу и талит Бен-Гуриона, которым, судя по виду, хозяин пользовался довольно часто. Разумеется, Бен-Гурион не был религиозным человеком, но известно, что на встречи с видными раввинами он обязательно надевал кипу – опять-таки, чтобы подчеркнуть свое уважением к еврейской традиции и лично к собеседнику. А талит он действительно надевал часто по той причине, что его нередко приглашали быть сандаком на обрезании, и Старик, как правило, не отказывал. Почти все мужчины кибуца Сде-Бокер, родившиеся в период жизни там Бен-Гуриона, прошли обрезание у него на коленях. А в 1951 году он специально отправился в Эйлат, чтобы стать сандаком первого родившегося в городе ребенка.

Словом, приходите в Дом-музей Давида Бен-Гуриона – новая экспозиция любопытна во всех смыслах.

[nn]

История одного самоубийства

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий