Игра в войну и мир

0

В этот вечер я смотрела на игру людей, которые понимают и ценят игру. Людей, которые не работают в театре, не знают интриг, драм, разочарований,  которыми сопровождается, не может не сопровождаться сложная актёрская профессия. Это был иной театр. Театр актёров, которые трудятся в самых разных офисах, на самых разных  поприщах, а для себя, для души — играют

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

Фото: Эстер Эпштейн

 

Да не смутит читателя этих  скромных заметок такое частое упоминание слова «игра». Игра — это серьёзнейшее дело. Именно её, и счастье мудро развлекаться и развлекать, я видела воочию в «Театрон Холон», в тёплый, разодетый в огни и подсвеченный огромным прожектором полной луны вечер. На сцене шла жизнь, война, со сцены сообщалось о противостоянии Афин и Спарты, о глупой, бесчеловечной, бессмысленной бойне, и – о весьма эксцентричном способе, который нашли  женщины, чтобы добиться от мужчин заключения мира.

Пьеса «Лисистрата» написана так давно, что стала почти легендой, мифом. Грек Аристофан писал на злобу дня, занимался актуальными темами, его принципы и находки на много лет вперёд определили творческие маршруты многих комедиографов. Израильтянка Анат Гов, деятельная и творческая, написала парафраз на тему «Лисистраты». Назвала ее «Лисистрата-2000», и постаралась ещё раз обратить внимание зрителей и общества на бездарную, бесчеловечную практику решать конфликты, убивая друг друга. В любой стране — к сожалению! — эта тема сегодня звучит остро, своевременно. Понятно, что театр и драматургия мало влияют на политиков и политику. Одна надежда, что многие умные люди насмотрятся, начитаются правильных текстов — и пойдут другой дорогой. Так или иначе, искусство пока живёт, его не убили глупые постановления, тупые министры и необходимость перенаправить средства  всех государств Земли на военные нужды.

Итак, я сидела в зале «Театрон Холон», смотрела спектакль, который его создатель, режиссер Евгений Фалевич назвал «Женский бунт онлайн». А Аристофан и Анат Гов, такие весёлые и одновременно глубоко серьёзные, да и вся атмосфера в мире, который то надевает маски, то трясется, как в лихорадке, от военных операций, — очень способствуют постановке именно этой пьесы. И в рамках прекрасного проекта, который называется «Хайдак Бама» («Микроб сцены» — самый лучший микроб, согласитесь!), актеры-любители играют про мятеж женщин, которых возглавила прекрасная и инициативная Лисистрата.

Общеизвестно, что театр, как и всякое другое искусство, начинался с игры. Со свободного времяпровождения. С нежелания жить скучно и монотонно. Для этого  и картинки выцарапывались на стенах пещеры, и пляски вокруг костра стихийно возникали. В своих играх люди не забывали и богов, хотя – если вдуматься! — не очень-то они, эти люди, своих божеств почитали. Молитвы до одури¸ обряды¸ даже жертвы – это да, а истинное исполнение предписаний, жизнь без лжи и насилия, нравственная, разумная  – с этим сложнее.

В спектакле  «Женский бунт онлайн» многие серьёзные вещи воспринимаются сквозь юмор. Есть фривольные шутки, которые вполне эстетичны. Есть заводная музыка в стиле «сиртаки», остроумно придуманные костюмы (творческий голос, фантазия и понимание скромного бюджета — заслуга  Людмилы Фалевич). И точный, качественный поток акцентов светопартитуры (художник Инна Малкин).  Облик, настроение, актуальный посыл создают и подчеркивают декорации, придуманные художником Александром Авраамом. Эти покачнувшиеся колонны, надписи на ступеньках к храму, перевёрнутая  пушка в интерьере – всё работает на смысл, на результат.

…«Идёт война». Страшно, кромешно и до боли обыденно звучат два этих слова. Афины воюют со Спартой —  хотя на место этих двух враждующих сторон можно поставить любые другие. Идёт комедия. И смех в зале звучит часто. Смешная ситуация: женщины решили лишить мужчин своей любви, близости, секса. Чтобы прекратить войну, которую развязывают мужчины.

Образ страшноватого и смехотворного командира, который каждый раз, в каждом новом эпизоде возникает всё более израненный, искалеченный, словно символ военной мясорубки – это уже серьезно. Реплики про то, что Афины – оплот демократии, тоже весьма символичны.

Печаль и комизм ситуации для женщин заключается в том, что они – наказывая мужчин – и сами теряют вкус к жизни и её радости. Парадокс, кошмар в том, что войну, — эту гидру, эту машину смерти, — не остановить такими методами. Теми, о которых написали-рассказали Аристофан и его последователи. Но намеки, шутки, человечные аргументы так важны, так хороши, что мы смеемся, сбрасываем  с души груз, мы киваем: всё верно, хорошо бы перестать решать конфликты путем смертоубийства…

Актёры-любители играют радостно, щедро, взволнованно. Очень стараются. Творят и от всего сердца передают свои эмоции зрителям. Не теряют темпоритма. Они так решительно серьёзны, так по-детски простодушны, что им даже завидуешь. Ими восхищаешься. И восхищения, без сомнения,  достоин режиссёр Евгений Фалевич, талантливый педагог, строитель особого театра, советчик. Партнер и стратег в Игре.

В финале спектакля счастливо примирившиеся герои застывают с мобильными  телефонами. Все они уже поговорили с близкими —  с детьми, с друзьями. И застыли. В вечном  ожидании новостей. Знакомо, правда?

Хобби – это когда никаких разочарований. Хобби – это чистое золото удачно потраченного времени. Театр – игра чистая и разумная. Когда она оказывается хобби – её свет и разум бесценны. Удачи всем, кого поразил и благословил «хайдак бама». Поистине чудесный микроб.

Инна ШЕЙХАТОВИЧ | Каждому – по двери его

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий