В списках не значатся

0

Остающаяся за спиной неделя оказалась богатой политическими сюрпризами, большинство которых парадоксальным образом было вполне ожидаемым

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Одним из значительных событий недели, вне сомнения, стали итоги праймериз в "Ликуде", спутавшие многие карты и де-факто означающие смену элиты партии.

На втором месте в списке "Ликуда" неожиданно оказался представляющийся многим невзрачным и начисто лишенным харизмы Ярив Левин, зато из тех, кто считался реальным претендентом на пост будущего председателя партии и, соответственно, премьера, в первую десятку списка попал только Нир Баркат, да и то на 8-е место. Исраэль Кац впервые за многие годы был отодвинут на 12-е место, а занимавший прежде 2-ю позицию Юлий Эдельштейн – и вовсе на 18-е: судя по всему, ликудники так и не простили ему попытки возглавить партию и сформировать альтернативное правительство. Галит Дистель-Атбариан, долгое время считавшаяся фавориткой предвыборной гонки, в итоге стала лишь 20-й, Хаим Кац – 23-м, а Цахи Анегби, депутатом с более чем 30-летним стажем вообще вытеснен за пределы четвертой десятки.

Биньямин Нетаниягу выразил удовлетворение списком, и его можно понять: в первую десятку, помимо Левина, вошли преданные ему Эли Коэн, Йоав Киш, Амир Охана, Мири Регев, Мики Зоар. Куда меньше он может положиться на Йоава Галанта, Давида Амсалема и Нира Барката, но и они вряд ли станут бунтовать, если получат престижные министерские портфели. Да и во второй и третьей десятке немало политиков, которые убеждены, что альтернативе Нетаниягу все еще нет. Среди таких Шломо Караи (13-е место), Давид Битан (17-е), та же Галит Дистель-Абатриан, Офир Акунис и другие.

Из дебютантов наиболее заметными фигурами являются бывший редактор газеты "Исраэль а-йом" Боаз Бисмут и адвокат Тали Готлиб, получившая в последнее время известность как борец с необоснованными исками по поводу сексуальных домогательств и комментатор процесса по делу Нетаниягу, подвергающая резкой критике действия прокуратуры. А ведь есть еще реальные места, на которые Нетаниягу должен кооптировать тех, кого посчитает нужным.

В целом, наверное, можно было бы сказать, что список сложился удачным – в нем немало хорошо известных широкой публике фигур, он вбирает в себя представителей практически всех слоев израильского общества, если бы не одно "но"… Единственным представителем русскоязычной общины, попавшим на реальное место, оказался Юлий Эдельштейн. Ни один из трех других кандидатов – ни Тали Плосков, ни Борис Аппличук, ни Михаил Лобовиков – шансов на избрание в Кнессет не получили, хотя каждый из них успел немало сделать для партии и мог бы стать очень даже неплохим депутатом. Впрочем, винить им надо в этом, видимо, самих себя. В частности, Лобовикову вряд ли стоило баллотироваться от Тель-авивского округа, для партийных активистов которого он, несмотря на блестящую биографию и карьеру, является совершенно чуждой фигурой. А сторонники Плосков и Аппличука вдрызг переругались вместо того, чтобы договориться и голосовать сразу за обоих – тогда хотя бы один из них прошел на место, забронированное для репатрианта. В то же время в "Ликуде" не могут не понимать, что забаллотировав "русских" кандидатов, они дали дополнительную козырную карту в руки лидеру НДИ Авигдору Либерману.

Один из самых любопытных поворотов, которые произошли в результате праймериз, заключается в том, что сначала в "Ликуде", а затем в СМИ заговорили о Яире Левине как о потенциальном преемнике Биньямина Нетаниягу. Многие вспомнили, что его речам в кнессете, возможно, не доставало блеска, но в них всегда были конкретные, реалистичные и предельно четко изложенные идеи. При этом никто не может упрекнуть Левина в каких-то политических зигзагах и интригах: будучи отличным юристом и арабистом, он всегда четко придерживался идеологии "Ликуда" нетто. В этом смысле Левин вполне может оказаться фигурой, устраивающей всех сторонников правого лагеря.

Читайте в тему:

Тали ЦИОН | Левинским курсом

Вслед за "Ликудом" праймериз прошли в арабских партиях, но без каких-либо сюрпризов: в ХАДАШ первое место занял, как и в предыдущие годы, Айман Удэ, собравший 75% голосов, на втором оказалась Аида Тума Сулейман, третье занял Офер Касиф. На праймериз в БАЛАД снова победил Салах абу-Шхадэ, третья партия — ТААЛ, во главе с Ахмадом Тиби сформирует список в ближайшие дни. Никто из вышеназванных политиков, как известно, больших симпатий к стране, в которой живет, не питает, каждый из них и не раз был уличен в поддержке террора против евреев. Но именно поэтому стоит обратить особое внимание на недавнюю речь Аймана Удэ – он не стал скрывать, что арабский сектор должен воспользоваться расколом внутри еврейского населения и извлечь из него максимальную политическую выгоду.

Показательно и то, что и Яир Лапид, похоже, решивший избавиться от упреков в недемократичности, объявил, что каждый член партии "Еш атид", состоящий в ней не менее полутора лет, может подать в партийную комиссию заявку на включение в список кандидатов в депутаты, и все они будут самым серьезным образом рассмотрены. Не прошло и недели, как в комиссию поступили 64 заявки.

Наибольшее внимание в последние дни СМИ, безусловно, уделяли новому блоку "а-Маханэ а-мамлахти", название которого можно перевести и как "Лагерь государственников", и как "Государственный лагерь", в связи с чем некоторые русскоязычные блогеры уже дали ему шутливое название "Голаг" — в дополнение к "Призраку сионизма", как они перевели для себя название блока "Руах циони". "Лагерь государственников" сложился, как уже известно читателю, из блока "Кахоль-лаван" – "Тиква хадаша" Бени Ганца и Гидеона Саара и присоединившегося к нему бывшего начальник генштаба Гади Айзенкота. Последнему в общем списке отводится 3-е место, а его протеже – 9-е, 16-е и 19-е места.

"Я решил присоединиться к действующим государственным силам, чтобы положить конец политическому кризису", – заявил Гади Айзенкот на совместной пресс-конференции, посвященной созданию нового блока. Когда он далее заговорил о том, что считает одной из главных своих задач в достижении мира и ликвидацию угрозы превращения Израиля в двунациональное государство, в зале пахнуло лозунгами старой доброй "Аводы", о которой многие уже начали забывать. Впрочем, все сказанное Айзенкотом было максимально размыто, и даже отвечая на вопросы, он не сказал ничего конкретного. К примеру, отказался говорить о готовности или неготовности войти в коалицию с Биньямином Нетаниягу. "Могу только сказать, что с моей точки зрения, политический деятель не должен баллотироваться, если является обвиняемым", – только и ответил Айзенкот на вопрос журналиста.

Глава списка Бени Ганц вещал о необходимости сплотиться вокруг государственных интересов и тоже упомянул "опасность двунационального государства". Однако политические обозреватели не преминули заметить, что Ганц делает очередную ставку на такого же отставного генерала, как и сам он, отнюдь не от хорошей жизни. Ему было просто необходимо усилить свои позиции, ведь опросы показали, что объединение с "Тиква хадаша" не принесло ему никаких политических дивидендов – он может по-прежнему претендовать на 10-11 мандатов, которые сулили ему и до союза с Гидеоном Сааром. Первые же опросы после создания "а-Маханэ а-мамлахти" пообещали ему 14 мандатов, но цена столь скороспелых опросов известна: более или менее реалистичная картина электоральных перспектив нового блока возникнет не раньше, чем через две недели.

Знаменательно, что появление "государственников" ровным счетом ничего не изменило в соотношении сил между лагерями противников и сторонников Биньямина Нетаниягу: ни один из них по-прежнему, если верить опросам, не способен создать устойчивую коалицию. Впрочем, все зависит от того, какую именно коалицию следует считать устойчивой. К примеру, глава НДИ Авигдор Либерман заявил на мероприятии по открытию предвыборной кампании, что его партия намерена продвигать законопроект, ограничивающий возможность отставки правительства в первые два года его существования – для этого потребуются голоса 90 парламентариев. "Люди хотят стабильности и покоя. Два года — это тот минимальный срок, который необходим правительству, чтобы проявить себя", – объяснил свою позицию глава НДИ. Однако многие обозреватели немедленно обратили внимание на то, что при наличии такого закона любой политик, объединивший вокруг себя более 30 депутатов, вполне может стать главой правительства и, используя раскол между остальными 75% депутатов, оставаться на этом посту в течение двух лет. Как-то не очень демократично получается, но ведь демократию можно понимать по-разному…

Авигдор Либерман представил основные пунктов предвыборной программы и девиз "Действие и опыт", под которым она будет проводиться. Среди этих пунктов:

* Ограничение полномочий премьер-министра двумя сроками.

* Запрет на выдвижение на должность премьер-министра и президента кандидатуры гражданина, в отношении которого выдвинуто обвинение.

* Национальный план по укреплению и расширению возможностей израильской полиции стоимостью 3 млрд шекелей.

* Упразднение монополий — принятие выводов комиссии Блинкова по борьбе с контролем рынка продовольствия.

* Регулирование сферы параллельного импорта — отмена статуса эксклюзивного импортера.

* Приватизация порта Ашдод и аэропорта Хайфы.

* Сохранение Закона о возвращении в изначальном виде.

* Увеличение в два раза "корзины абсорбции".

* Продвижение закона о соразмерном представительстве репатриантов на госслужбе.

* Реализация третьего этапа пенсионной реформы – доведение социального пособия до размера минимальной зарплаты для всех пенсионеров.

* Бесплатный проезд в общественном транспорте для каждого пенсионера.

* Увеличение ежегодного пособия лицам, пережившим Холокост, до 8000 вместо 6500 шекелей.

* 50% финансирования учебы на академическую степень для отслуживших в ЦАХАЛе и прошедших альтернативную службу.

* Распространение "школы длинных каникул" ("бейт-сефер хофеш а-гадоль") на весь июль и август.

* Принятие национального плана по инвестированию в искусственный интеллект стоимостью 1 млрд шекелей на 5 лет.

* Изучение базовых предметов как условие государственной поддержки учебного заведения.

* Правительственная программа по интеграции ультраортодоксального сектора в сферу занятости (поощрение трудоустройства).

* Разрешение гражданских браков и разводов.

* Передача местным властям всех полномочий по открытию предприятий и общественного транспорта в субботу.

А вот новый партийный список кандидатов в депутаты оглашен не был: как утверждают информированные источники, это произойдет, что называется, только на 90-й секунде.

И все же главной политической сенсацией недели, вне сомнения, стало заявление Итамара Бен-Гвира о том, что он и его партия "Оцма иегудит" будут баллотироваться отдельно от "Ционут а-датит" во главе с Бецалелем Смотричем. "Я сделал все, что мог, но Смотрич не захотел, чтобы мы выступили общим списком", — сказал Бен-Гвир. Как выяснилось, лидеры религиозных сионистов не могут поделить 7-е -9-е места в общем списке, которые предназначены отнюдь не для первостепенных фигур. И ради этого готовы отбросить свои партии на самую грань электорального барьера!

Чуть позже стало известно об усилении опасности раскола внутри блока "Яадут а-Тора". Представитель "литовской" партии "Дегель а-Тора" Моше Гафни, занявший после отставки Яакова Лицмана пост лидера блока, вовсе не желает с ним расставаться, но в "хасидской" "Агудат-Исраэль" прочат на его место гурского хасида рава Ицхака Гольдкопфа. И неважно, что за спиной у Гафни десятилетия работы в Кнессете, в том числе и в качестве весьма успешного главы финансовой комиссии, а у 72-летнего Гольдкопфа никакого опыта парламентской деятельности нет: в "Агудат-Исраэль" такие доводы в расчет не берут. А в "Дегель а-Тора" не собираются уступать, более того, намерены требовать нового передела мест в общем списке в свою пользу.

Речь идет, вне сомнения, о серьезном расколе внутри правого блока, который может стоить ему четырех, а то и больше мандатов и привести к поражению на выборах. Биньямин Нетаниягу это, безусловно, понимает, поэтому попытался выступить в качестве посредника между двумя ортодоксальными партиями, но ему вежливо отказали, заметив, что все вопросы будут решать авторитетные раввины — посторонним лучше не вмешиваться.

Впрочем, в левом лагере тоже все обстоит далеко не просто. Судьба МЕРЕЦа по-прежнему висит на волоске, а тут еще вспыхнул скандал вокруг намерения секретариата не допустить к участию в праймериз тысячи бедуинов, записавшихся в партию после знаменитой речи Яира Голана. Напомним, что на фоне беспорядков в Ту би-Шват тот выразил полную поддержку требованиям бедуинской общины и готовность продвигать ее интересы. Понятно, что сторонники Голана в МЕРЕЦе возмущены и называют это "грязным трюком" со стороны партийного секретариата.

И это еще не все – на горизонте замаячили конкуренты. В частности, отколовшийся от НДИ Эли Авидар сообщил о выходе из Кнессета, чтобы приступить к созданию собственной партии. Еще одну партию под названием "Еш кивун" ("Есть (верное) направление") попытался сформировать отбывающий тюремное заключение создатель знаменитой наркосети "Телеграсс" Дов Сильвер. Он даже успел опубликовать программу своего детища, основной пункт которой, как и следовало ожидать, — полная легализация каннабиса и других "легких" наркотиков. Председатель ЦИК судья Нир Гендель запретил "Еш кивун" баллотироваться в Кнессет, однако десятки тысяч ее сторонников, в основном, из числа молодежи продолжают бурлить в социальных сетях.

На "русской улице" тоже не скучно. Партии "а-Хазон" (глава — Цион Алон) и "Гражданская сила" (глава – Роман Соколов) создали предвыборный блок "Реформы". Заявленные цели: обуздать рост цен, обеспечить людям реальную безопасность, равные возможности и современный уровень жизни на основе высокотехнологичного государственного управления (smart state). Новички обещают жестко отстаивать интересы выходцев из стран бывшего СССР, их право на достойную самореализацию в Израиле. Впрочем, обещаниями и заверениями в любви избирателей одаряют все участники гонки за мандатами…

Не исключено, что таких "партий имени меня" окажется несколько, и на предвыборной площадке станет даже теснее, чем сегодня. Но ведь чем теснее, тем интереснее!

[nn]

Вера КЛИНГ | Айзенкот в мешке

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий