Опасный Тартус

0

Удар по иранским складам в Сирии, вызвавший российскую истерику

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

14 августа в 20:50 официальный источник в Ливане сообщил, что израильская авиация из района Бейрута атаковала несколько целей вблизи Дамаска. Как выяснилось в дальнейшем, этим дело не ограничилось: удары были нанесены и по целям в окрестностях порта Тартус, на самом западе Сирии, севернее Ливана.

Заметим, что в ходе приписываемых Израилю в последние годы сотен атак Тартус — в отличие, например, от сирийской столицы — целью становился очень редко. Принято считать, что причина этому – традиционно слабая активность иранских и проиранских сил в этом районе и значительное присутствие там россиян. Собственно, первое, в заметной степени вытекало из второго, к тому же Израилю не хочется лишний раз идти на обострение с Россией — за исключением случаев, когда нейтрализация неких целей становится насущной необходимостью.

Однако в последнее время стало что-то меняться. Так, согласно сирийским СМИ и данным оппозиции Асаду, подтвержденным видео с места, другой удар в районе Тартуса, причем, в неурочное для таких операций время — примерно в 06:30 утра, был нанесен еще 2 июля. Тогда южнее города, где находится российская база, именуемая 720-м пунктом материально-технического обеспечения ВМФ, были уничтожены сельскохозяйственные строения, в которых, как предполагается, хранились грузы (вооружения) для "Хизбаллы". Если в район Тартуса доставили что-то для упомянутой организации, например, через порт, то дальнейшая переправка этого "чего-то" в Ливан — дело совсем небольших усилий. Шиитской организации удобно использовать эти места и как своего рода логистический тыл: с одной стороны, близость Ливана, а с другой — наличие российских сил в качестве своего рода "живого щита".

Удар 2 июля вызвал публичное осуждение российского МИДа, что говорило о явном недовольстве Москвы. И это знаменательно, ведь большинство приписываемых Израилю в Сирии атак не сопровождается такого рода реакцией. Там либо делают вид, что их не замечают, либо ограничиваются забавными комментариями офицеров так называемого "Центра по примирению сторон в Сирии", которые сообщают, сколько израильских истребителей было в небе, и сколько ракет сбили сирийские ЗРК российского производства. Как правило, МИД в лице своего представителя Марии Захаровой публично включается в дело (или "на ковер" вызывают израильского посла), когда в Москве считают, что Иерусалим нарушил оговоренные сторонами правила игры. То есть подверг опасности российских военных или нанес удары по объектам режима Асада.

Между тем, если речь идет о системах ПВО, угрожающих израильским летательным аппаратам, то таковые (а также некоторые другие объекты) в Иерусалиме считают более чем легитимными целями. В данном контексте следует вспомнить о неординарном инциденте, происшедшем в мае этого года. Тогда после очередного израильского удара по важному объекту на северо-западе Сирии впервые против наших самолетов были задействованы ЗРК С-300. Речь идет о батарее, формально переданной Сирии давно, еще после инцидента со сбитым сирийской же ПВО российским самолетом ИЛ-20, однако по факту остававшейся под контролем России и до мая бездействующей. Правда, по словам прокомментировавшего данный инцидент министра обороны Бени Ганца, стреляли ЗРК, когда самолеты уже давно были в безопасности. При этом израильские источники в своих объяснениях склонялись к тому, что произошла случайность, а не попытка российской стороны изменить правила игры.

От себя отмечу: действуя в тех местах, ВВС всегда должны исходить из предпосылки, что от С-300 исходит опасность. Если же ЗРК уже переданы сирийцам, которые намерены использовать их по назначению, то полеты в зоне эффективного поражения С-300 однозначно представляют опасность, следовательно, ЗРК должны быть нейтрализованы. Способов сделать это у ЦАХАЛа более чем достаточно. Собственно, уничтожение иных зенитных систем в Сирии происходит с относительной регулярностью, о чем свидетельствуют довольно часто появляющиеся в социальных сетях после ударов "НЛО" некрологи по поводу гибели военнослужащих сирийской системы ПВО.

Но вернемся к последнему по времени удару в районе Тартуса. Согласно сирийским официальным данным и высказыванию заместителя руководителя упомянутого выше "Центра по примирению" генерал-майора Олега Егорова, в результате атаки погибли трое сирийских военных, еще столько же получили ранения. Не исключено, что они как раз и были операторами ЗРК. По словам Егорова, израильских истребителей было четыре, по целям в районе Дамаска и Тартуса они использовали восемь управляемых крылатых ракет. ПВО, сбила две, что в процентном отношении значительно меньше стандартных сирийских и российских заявок в подобных случаях. И если 14 августа информацию о происшедшем, помимо официальных сирийских СМИ, дала базирующаяся в Лондоне оппозиционная Асаду мониторинговая группа "The Syrian Observatory for Human Rights" (SOHR) — источник далеко не лучший, поскольку его данные часто базируются на слухах с мест, — то назавтра ситуация нашла освещение и у агентства "Рейтер".

Согласно вырисовывающейся картине, которая, заметим, без спутниковых снимков остается неполной, в районе Тартуса параллельно были атакованы две цели. Одну из них собеседник "Рейтер" из числа отставных сирийских военных охарактеризовал как склад проиранских сил. Вторая, по всей видимости, — база ВВС, где и погибли военные. Что касается целей в окрестностях Дамаска, то это, по сведениям арабских источников, некие опорные пункты, контролируемые "Хизбаллой". Напомню, что приоритетными целями для ЦАХАЛа в Сирии являются компоненты для высокоточных ракет и средства их производства, предназначенные для "Хизбаллы" и проиранских сил, а также доставляемые в страну иранские системы ПВО. Так что вторая за последнее время, приписываемая Израилю атака в районе Тартуса свидетельствует, во-первых, о том, что атакованная цель имела большую значимость. Ну, а второй вывод, не настолько однозначный, состоит в том, что иранцы, видимо, стали активнее действовать в зоне, до сих пор считавшейся почти исключительно российской. Возможно, на фоне наблюдающегося в последнее время сближения с Москвой Тегерану стало позволяться в этих местах гораздо больше. Подобная ситуация несет дополнительный потенциал эскалации в отношениях Израиля и России, включая происходящее в сирийском небе и на земле.

* * *

Между тем события военного характера в Сирии сказанным выше не ограничиваются. Резко обострилась ситуация на севере, в частности вблизи курдского города Кобани, который в свое время привлек внимание всего мира, став эпицентром наступления ИГ, в конечном счете отбитого с помощью американцев. Уже не один месяц президент Турции Реджеп Эрдоган анонсирует крупномасштабную операцию своей армии и марионеточных сил из числа повстанческих группировок с целью создания к востоку от Евфрата так называемой "зоны безопасности" глубиной в 30 км от границы. Под предлогом предотвращения нападений на Турцию Эрдоган, не произнося этого вслух, желает изгнать оттуда курдское население и насытить захваченную территорию протурецкими боевиками и беженцами из Сирии.

В свое время Дональд Трамп совершил огромную ошибку, частично "кинув" воевавших совместно с американцами против ИГ курдов из Сирийских демократических сил (СДС). Благодаря этому турецкому лидеру тогда частично удалось реализовать план по захвату территории к востоку от Евфрата. Именно частично, — во-первых, потому, что окружение Трампа убедило его в ошибочности данного подхода, а во-вторых, из-за того, что СДС оказались вынужденными идти на поклон к России и режиму Асада. С последним у курдов отношения далеко не простые, но в сравнении с "турецким игом" уступка части территорий Дамаску для СДС — наименьшее зло. В итоге сирийские военные под патронажем России заняли позиции вдоль линии соприкосновения, став для курдов своего рода заслоном. И это оправданно во всех смыслах: с точки зрения режима Асада, одно дело, когда сирийская территория находится под контролем СДС, с которым Дамаск худо-бедно контактирует, а в дальнейшем надеется окончательно разобраться, и совершенно другое, если ее приберет к рукам Турция.

В ходе развивающегося прямо в последние дни обострения турецкая армия нанесла ряд авиационных ударов не только по объектам СДС, но и по опорным пунктам сил Асада, которые понесли потери в живой силе. На недавнем саммите в Тегеране, где Эрдоган встречался с Путиным и иранским руководством, согласно ряду источников, поползновения турецкого президента по поводу сухопутной "антитеррористической операции" встретили полное неприятие. Несколько парадоксальным образом, но уже по своим причинам, негативно воспринимают подобные планы в Вашингтоне и Иерусалиме. Наши СМИ даже сообщали, ссылаясь на правительственные источники, что израильское руководство специально обращалось к Белому дому с просьбой предотвратить масштабную сухопутную операцию турок против курдов. Надеюсь, что в Вашингтоне и сами понимают, что допущенную прежним президентом ошибку с СДС  повторять нельзя. Даже без связи с позицией Москвы, Тегерана и Дамаска у Вашингтона, по идее, достаточно аргументов, чтобы убедить Анкару воздержаться от сухопутного наступления. Остается лишь дождаться дальнейшего развития событий.

Осерчавший генерал

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий