Как спасти eвpeйскую Палестину от крайнего отчаяния

0

Споры вокруг репатриации евреев в Эрец Исраэль

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

О чем писала берлинская газета Judische Rundschau 100 лет назад

 

После того, как мандат на Палестину был одобрен Лигой Наций, его текст стал официальным базисом для управления Палестиной и руководством к действию для политиков Британии. Однако, прежде чем принять мандат, британское правительство объяснило, как оно понимает возложенную на него миссию. Декларация о политике в Палестине, направленная сионистской организации и арабской делегации и одобренная британской Палатой общин, является своего рода внутриполитическим коррелятом мандата. В обоих документах говорится о еврейской иммиграции. Статья 6-я мандата гласит:

«Администрация Палестины, следя за тем, чтобы не пострадали права и положение других слоев населения, должна на надлежащих условиях способствовать иммиграции евреев и, по согласованию с Еврейским агентством, поощрять компактное расселение евреев на государственных и пустующих землях, не предназначенных для общественных надобностей».

В разъяснении «белой книги», в котором вновь подчеркивается необходимость еврейской иммиграции для достижения цели мандата, говорится:

«Предполагается, что в Палестине будет сформирован специальный комитет для консультаций с национальной администрацией по урегулированию вопросов, касающихся иммиграции. Он будет состоять исключительно из всенародно избранных членов нового Законодательного совета».

Еврейское агентство в этой связи не упоминается. По-видимому, существует мнение, что правительство должно обсудить вопросы, связанные с мандатом, с одной стороны, с Еврейским агентством, а с другой стороны – с упомянутым комитетом. Затем принять решение, которое должно быть рассмотрено в двух инстанциях: в британском правительстве и Лиге Наций.

Руководящий принцип регулирования иммиграции заключается в том, что не должны превышаться определенные экономические возможности страны, иначе иммигранты станут бременем для общества. Такая директива вполне может быть разумной и целесообразной. Ранее само британское правительство давало разрешение на въезд только в том случае, если сионистская организация брала на себя ответственность за размещение и содержание иммигрантов. До 1 мая 1921 г. для этой цели использовалась аттестационная система. За исключением незначительных оплошностей, которые неизбежны в таком деле, эта система зарекомендовала себя на практике столь хорошо, что само заявление британского правительства в вышеупомянутом разъяснении может указывать на то, что иммиграция до сих пор удовлетворяла основному условию. В дальнейшем, если она будет регулироваться так, чтобы это отвечало потребностям страны и духу мандата, придется прибегнуть к той или иной регуляционной системе. Восприимчивость экономики страны к новым условиям нельзя измерить столь легко, как содержимое любого сосуда. Экономика – это организм, который всегда находится в процессе развития. Его запросы не всегда очевидны, часто они пробуждаются под воздействием новых стимулов, укрепляются и умножают друг друга. Восприимчивость особенно трудно вычислить в такой стране, какой является нынешняя Палестина, где еще недостаточно развиты экономика, транспорт и культура. Приходится даже допускать, что успешное развитие экономики на этой территории невозможно осуществить без значительных дополнительных усилий и даже без принесения некоторых жертв. Но поскольку понятны опасения британского правительства, что на него свалится ответственность за наводнение страны обездоленными и безработными иммигрантами, то в этот процесс должен вмешаться другой орган, чтобы эту ответственность взять на себя. Это может быть только Еврейское агентство. Руководство колонизацией евреев – это дело не британского правительства, но самих евреев, причем правительство обязано только обеспечить необходимые определенные условия. Для этого, конечно, важно, чтобы у Еврейского агентства был не только обширный план работы, но и большие ресурсы. Однако необходимо выяснить, согласно ли британское правительство с такой точкой зрения.

Мы полагаем, что именно так должно быть, ибо только таким образом критерий экономических возможностей обретает смысл и не ставит под угрозу иммиграцию. Любая иммиграция – это риск, и если есть кто-то, кто идет на этот риск, не исключена ситуация обременения общества. Поскольку Британии необходимо точно знать, что такой ситуации не будет, мы предполагаем, что британское правительство будет соотносить экономический потенциал подмандатной территории с иммиграционным потоком и станет искать пути координации иммиграции с экономическим положением Палестины, но в то же время оставаться верным цели мандата.

В разъяснении британского правительства говорится о комитете, который будет состоять из избранных членов Законодательного совета. Этот комитет будет, конечно, состоять исключительно или преимущественно из арабов. Учитывая нынешнюю тенденцию в националистических кругах арабской интеллигенции, которая, вероятно, пока останется во главе палестинских политических кругов, приходится считаться с тем, что комитет будет враждебно относиться к любой еврейской иммиграции и приложит все усилия к тому, чтобы предотвратить ее или хотя бы помешать ей. Поэтому, наделяя этот комитет особыми полномочиями, британское правительство сделало тревожный шаг. Хотя предполагается, что комитет может влиять на иммиграцию только в пределах, которые определяются экономическими возможностями, тем не менее поскольку концепция экономических возможностей очень гибкая и свободно интерпретируемая, следует опасаться, что арабы будут отстаивать свои политические мотивы под обличьем экономической целесообразности. Предотвратить такой поворот дела можно только в том случае, если правительство согласится определять экономические возможности не приблизительно, а позволит на практике проверить возможности развития экономики, наделив ответственностью в этом вопросе Еврейское агентство. В этом случае арабский комитет не будет иметь правa вето, если посчитает, что иммиграция окажется на каком-то этапе экономически вредной для страны в целом.

Иммиграция – важнейший пункт еврейской рабочей программы. Хотя мы понимаем, что массовая иммиграция в Палестину в настоящее время невозможна и может обернуться экономической и моральной катастрофой, но мы также понимаем, что вся еврейская жизнь в Палестине зависит от непрерывного притока туда новых еврейских сил. Когда весной 1920 г. началась алия, она прямо-таки спасла еврейскую Палестину от крайнего отчаяния. Приток свежих сил привел к преодолению стагнации и началу новой жизни в стране. Кроме того, организация «Керен а-Йесод» не стала бы такой популярной без алии. Сегодня, после года невыносимых иммиграционных ограничений на выезд евреев в Палестину, ощущение застоя почти вернулось. Чувствуется диспропорция между политическими успехами и медленным развитием еврейских надежд в Палестине. Евреи снова призывают к оживлению алии. А в странах галута люди готовы отдать на строительство Палестины свою энергию, оставшуюся неисчерпанной до конца, несмотря на самые страшные испытания, которые принесла война. Но теперь эту энергию вытягивают муки праздного ожидания перед закрытой дверью для въезда на территорию, которая торжественно провозглашена еврейским национальным очагом. Иммиграция 1920 г. уже обеспечила создание прочных национальных позиций, которые уже оказывают сильное влияние на жизнь как внутри Палестины, так и за ее пределами. Вспомним только работу халуцим, которые продемонстрировали несказанно удивленному всему остальному миру, какую преобразующую силу оказывает земля Палестины на еврейский народ и какие перспективы открываются для еврейской работы в этой стране. Алия помогла повысить интерес к Палестине в еврейском мире, создавая всевозможные новые связи. Сегодня нам необходимо открытие шлюзов, чтобы пустить новый поток алии. Только новые волны иммиграции могут помочь нам раз за разом выходить из стагнации. Иммиграция – это главный вопрос, которым мы должны сейчас заниматься. Конечно, если мы просим британское правительство разрешить иммиграцию в соответствии с целью мандата, то мы и сами должны создать фактические предпосылки для этого, прежде всего укрепляя наши материальные возможности. Мы считаем, что ответственность за иммиграцию является центральной функцией будущего Еврейского агентства. В наших силах сформировать и оснастить его таким образом, чтобы оно смогло взять на себя ответственность за иммиграцию и с чистой совестью претендовать на самостоятельное определение экономического потенциала Палестины.

Р.В.

Judische Rundschau № 60, 01.08.1922

"Еврейская панорама", Берлин

Нелегальный "Тарбут" и легальная "Габима"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий