Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Шпионка покруче Маты Хари

0

Алла Пугачева, Марлен Дитрих и Марика Рёкк: возможны ли сравнения?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Ну что, ребята, словесная драчка по поводу музея Михаила Булгакова в Киеве закончилась. Зато подоспела новая тема – Алла Пугачева. Уже просмотрел целую вереницу постов и блогов. Автор одного из них написал, что Пугачева могла стать Марлен Дитрих, но стала Марикой Рёкк. Намек как бы понятен: звезда немецкого кино и эстрады Марлен Дитрих оказалась убежденной антифашисткой и, образно говоря, плюнув в морду благоволившим к ней поначалу главарям нацистов, уехала в США. И выступала там и в Европе перед солдатами армий союзников.

А вот Марика Рёкк в годы правления Гитлера охотно снималась в немецком кино. Правда, исключительно в развлекательных фильмах.

Казалось бы, противопоставление антифашистки Марлен Дитрих и разудалой аполитичной шансонетки Марики Рёкк вполне уместно. Но дело в том, что…

В 1994 году вышла в свет книга мемуаров Павла Судоплатова. Он был одной из самых примечательных фигур в советской внешней разведке. Так вот в упомянутых мемуарах, рассказывая о деятельности разведки во время Второй мировой войны, генерал Судоплатов похвастался, что им удалось завербовать в агенты двух популярнейших в Германии актрис – Марику Рёкк и Ольгу Чехову. Эти сведения вызвали большой ажиотаж у читателей, но очень не понравились руководству Главного разведывательного управления Генштаба Советской Армии – ведь гэбэшники и грушники остро конкурировали между собой еще со времен гражданской войны и всегда очень ревниво относились к успехам друг друга.

А тут – такое! Что именно «такое»? А то, что товарищ Судоплатов ввел общественность в заблуждение. На самом деле обе кинозвезды работали на ГРУ (хотя факт этот до сих пор стопроцентно не подтвержден) и входили в разведывательную группу «Крона». Правда, сами актрисы после войны утверждали, что ни с советской, ни с немецкой разведкой они никогда не сотрудничали. Но ведь и сам создатель «Кроны», резидент Ян Черняк, в анкетах никогда не упоминал о своей судьбе разведчика. И давайте поговорим о том, что аргументы в пользу версии о сотрудничестве кинозвезды рейха с советской разведкой, все же имеются.

… Марика была талантлива. Уже в одиннадцать лет она с успехом танцевала в знаменитом парижском варьете «Мулен Руж», в двенадцать – блистала на Бродвее, а вскоре стала любимицей Будапешта. И неудивительно: здесь артистку считали своей, ведь по национальности она была мадьяркой, хотя родилась в Каире. Упоминаю об этом, потому что хоть венгры, согласно бредовым расистским теориям нацистов, и не входили в число «истинных арийцев», Марике Рёкк несмотря на это удалось стать, как я уже говорил, главной секс-бомбой немецкого кино. Ее популярность была огромна, а пиком успеха стала главная роль в фильме «Женщина моих грез» – именно такое название имела кинолента, в советском прокате известная как «Девушка моей мечты».

Читайте в тему:

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ | Вэлкам ту зе клаб, дорогой Максим!

Однако рассказ о большой артистической карьере Рёкк может быть слишком долгим, а у этих заметок совсем иная тема, поэтому перехожу к другой ипостаси очаровательной Марики.

Вот что писал в своей книге «Мой отец – Лаврентий Берия» Серго Гегечкори:

«Работала на Советский Союз и другая известная актриса, венгерка по национальности, Марика Рёкк. Если Ольга Чехова была человеком, близким к семье Гитлера, то Марика Рёкк была своим человеком в доме Геббельса, рейхсминистра пропаганды. Магда Геббельс была в быту довольно суровой женщиной, но знаменитой актрисе симпатизировала. С такой же симпатией относился к подруге жены и сам Геббельс. Впрочем, Марика не была особым исключением — рейхсминистр вообще увлекался женщинами. Но как бы там ни было, Марика Рёкк имела доступ, без преувеличения, к ценнейшей разведывательной информации, которая и шла по линии советской стратегической разведки в Москву. Когда наши части вошли в Германию, она перебралась в Австрию, где ей помогли создать кинофирму. Позднее, насколько знаю, Марика Рёкк уехала в Венгрию».

Обратим здесь внимание на то, что Серго, человек серьезный и талантливый конструктор, пишет о работе Рёкк на советскую разведку не предположительно, а утвердительно – он абсолютно не сомневается в этой информации. Не сомневается, очевидно, потому что получил ее скорее всего от самого Лаврентия Павловича, а уж тот был, что называется, весьма в курсе дел советской разведки.

В феврале 2017 года были опубликованы рассекреченные документы, из которых следует: организация Гелена, предтеча Федеральной разведывательной службы Германии, исходила из того, что Марика Рёкк и её муж Георг Якоби были агентами МГБ СССР. В документах, датированных 1951 годом, говорится, что супруги поддерживали «контакты с советскими учреждениями», которые «позволяют сделать вывод о шпионской деятельности». Например, магазин шерстяных изделий, который Рёкк собиралась открыть, по мнению разведки, мог бы служить «отличным прикрытием». Однако конкретных доказательств шпионажа в пользу СССР в документах не приводится.

В своей автобиографической книге «Сердце с перцем» Марика Рёкк писала, что ни с немецкой, ни с советской разведкой никогда не сотрудничала. Однако тот факт, что в отличие от Лени Рифеншталь и некоторых других кинодеятелей рейха у нее не было никаких осложнений с советскими властями, говорит о многом.

Мой давний приятель, профессор математики Георгий Финин, как-то поведал мне интересный факт. Его отец Семен Павлович был артистом Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. В годы войны он служил рядовым пехоты, но после тяжелой контузии в боях под Сталинградом был направлен во фронтовую артистическую бригаду. В конце мая сорок пятого в Праге Семен участвовал в концерте, гвоздем которого было выступление Марики Рёкк. Зал был переполнен, в креслах первого ряда разместился генералитет. Марика выступала с блеском. Но как заметил находившийся за кулисами Семен, единственное, что ее раздражало – конферансье коверкал фамилию, называя артистку Рок. Улучив момент, Семен Финин подошел к конферансье и попытался объяснить тому его ошибку. Услышав это, стоявшая неподалеку Марика на немецком, который Финин немного знал, попросила его вести концерт. Желание звезды – закон. Семен начал объявлять номера, как тогда было принято. Зал восторженно принимал выступления Марики, иногда даже слишком. Вскоре в зале началось и вовсе нечто невообразимое – генералы были явно подшофе, и ближе к завершению концерта, войдя в раж, повскакивали с мест, ломая кресла. Как говорится, хорошо, что на сцену никто не полез.

Марику, вращавшуюся в компании высших нацистских бонз, советские войска не обижали – значит знали «там, где надо» о ней что-то важное и секретное. Иначе было бы по-другому, совсем по-другому. А она, если действительно была шпионкой, несомненно, заткнула за пояс Мату Хари…

Что же касается Пугачевой, то как для звезды российского шоу-бизнеса она сделала громкое заявление. Да вот только об Украине, ставшей жертвой российской агрессии, в нем не было ни слова. И о том, что Россия стараниями Путина и его команды стала страной-изгоем, тоже. Весь "пугачевский бунт" оказался на уровне шоу. И сравнивать ее ни с Марлен Дитрих, ни с Марикой Рёкк я бы не стал.

Автор — собственный корреспондент журнала "ИсраГео" в Киеве

Ангел во плоти

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий