Кто споет песню о старом пирате на идише?

0

Огласите весь список, пожалуйста!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Итак, Центризбирком завершил прием партийных списков, баллотирующихся в Кнессет 25-го созыва, и выяснилось, что их представили в общей сложности 40 партий и блоков. Это на один больше, чем на предыдущих выборах, но меньше рекордных 47, представленных в 2019 году. Понятно, что некоторые участники предыдущей гонки решили сойти с дистанции, но их место заняли новые.

Большинство лидеров списков, у которых нет ни малейшего шанса попасть в Кнессет, — вполне вменяемы и прекрасно это понимают. Как понимают и то, что даже минимальное участие в выборах требует средств, и немалых: это и плата адвокату за подготовку документов к подаче так, чтобы они соответствовали всем требованиям Центризбиркома; и печать обязательных рекламных плакатов и листовок, и… Словом, партии, даже если она создается целиком на энтузиазме, требуются деньги. Именно поэтому, кстати, решила отказаться участия в предстоящих выборах партия "Нура де либа", созданная Ларисой Амир-Трембовлер с целью добиться повторного суда над Игалем Амиром и защиты прав заключенных.

Основные участники предвыборного забега известны, что до остальных, то мы, разумеется, не в состоянии познакомить читателей с лидерами и программными целями всех малых партий. Но некоторые из них заслуживают внимания.

Начнем, пожалуй, с "Израильской партии пиратов". Впервые такая партия появилась в Швеции в 2002 году, и ее основным требованием было прекратить борьбу с распространением пиратских записей фильмов, музыки и т.д., поскольку с появлением интернета понятие авторского права устарело и должно быть отменено. Позже аналогичные движения были созданы в Австрии, Испании, Чехии и сегодня существуют в 64 странах. Разумеется, за двадцать лет их программа изменилась, и ныне "партии пиратов" требуют не отмены, а реформы авторского права, ратуют за полную свободу слова в интернете и одновременно за неприкосновенность личной жизни. И — обратите внимание — ядро таких партий составляют не какие-то там гопники, а видные журналисты, блогеры, художники. Словом, те, кого принято относить к богеме.

"Израильская партия пиратов" возникла довольно поздно, в 2012 году, но с тех пор является участницей всех парламентских выборов, стабильно получала чуть более 2000 голосов и сходить с политической арены не собирается. На что ее лидер Ноам Козер обратил внимание председателя Центризбиркома — судьи Ицхака Амита, воспользовавшись правом каждого подателя списка произнести перед регистрацией несколько слов перед ним, его коллегами и собравшимися в его офисе журналистам.

"Как видишь, мы продолжаем баллотироваться, а ведь сколько партий за это время ушло в небытие!" — сказал Козер, призвав судью Амита отменить электоральный барьер и выразив уверенность в том, что тогда хоть один "пират" обязательно окажется в Кнессете.

Ицхак Амит решил подхватить шутку.

"Сделаю для тебя, что угодно, если ты мне сейчас споешь песню о старом пирате на идише, которую я когда-то слышал от своей бабушки!" — ответил он.

Козер также поведал, что основными требованиями израильских пиратов на этих выборах, помимо абсолютной свободы слова в интернете, является уже упомянутое им требование об отмене электорального барьера и о том, чтобы кандидатура каждого министра утверждалась только после того, как будет одобрена участниками всеизраильского интернет-референдума. "Интернет открывает огромные возможности для принятия подлинно демократических решений во всех областях, и не только в период выборов", — подчеркнул Козер.

Одним из самых активных участников ноябрьских выборов станет, похоже, партия "Исраэль хофшит у-демократит" во главе с бывшим депутатом Эли Авидаром. Пару недель назад Авидар обещал изменить название партии, чтобы оно не напоминало название известного движения, а то передумало подавать в суд на плагиат. Но, видимо, впопыхах позабыл выполнить обещание.

В свой предвыборный список Авидар включил целый ряд известных борцов с коррупцией и организаторов протестных движений по самым разным поводам: блогера Рафи Ротема, журналистку Лири Шавит-Бурак, адвоката Хаима Чупака, активиста движения "Только не Биби" Ави Эсайаса, д-ра Амихая Тамира и др. У каждого из них немалый личный опыт организации демонстраций и митингов, который они активно используют: почти все попавшие в поле зрения СМИ демонстрации последних недель против Нетаниягу были организованы партией Авидара.

Основной целью "Исраэль хофшит у-демократит" провозгласила борьбу с коррупцией и утверждение либеральных ценностей, и поддерживающий партию экс-премьер Эхуд Барак выразил уверенность, что с таким лидером и списком она вполне может добиться желаемого. Если пройдет в Кнессет, разумеется.

"Русская партия", которая, как опасался Авигдор Либерман, была бы создана специально, чтобы составить конкуренцию НДИ, так и не появилась. Зато возникли сразу три партии, во главе которых стоят выходцы из бывшего СССР. Одна из них – "Решимат-шлошим-арбаим" ("Список 30-40") — создана бывшим гендиректором партии "Ямина" Стеллой Вайнштейн. Она представительница "полуторного" поколения и успешная бизнес-вумен, но программа ее партии обращена, в первую очередь, к 30-40-летним израильтянам и нацелена на решение проблем жилья и школьного образования, защиту интересов малых и средних бизнесов, всемерное поощрение конкуренции, сокращение разрыва между центром и периферией, высшими и низшими экономическими стратами. Цели более чем благородные.

"Название нашей партии говорит о том, кто мы и для кого пришли работать. Те, кому сегодня 30-40 лет, молодые семьи, несут основную часть бремени в стране. Вместо того, чтобы дать ответы на наши вопросы, от нас требуют заявить о верности какому-то блоку. Это не демократия! Это замыливание глаз и обвинение жертвы. Не наша вина, что политики в пятый раз за последние три года заняты борьбой за то, кто будет управлять страной, а наши проблемы и нужды для них — не более чем фоновый шум", — заявила Стелла Вайнштейн.

Намек на то, что новая партия намерена работать и на "русской" улице, все же прозвучал: "Мы приходим не только бороться за будущее наших детей, мы хотим еще и рассчитаться за своих родителей. Нас пытались назвать очередной партией репатриантов. Я приехала в Израиль в шесть лет и говорю по-русски. Если судить по этому признаку, то все мы — "олимовские партии". Большинство из нас репатрианты, дети репатриантов или внуки репатриантов. Наша любимая страна основана репатриантами. Такими же людьми, как моя мама, как родители многих из нас, которые приехали сюда и заплатили за нас такую высокую цену. Теперь в наших силах потребовать то, что они заслужили и не получили, потому что многие политики сделали блестящую карьеру за счет наших родителей, в то время как они, самоотверженно работая, не накопили достаточного стажа для достойной пенсии, а некоторые по сей день не имеют крыши над головой. Тридцать лет — достаточный срок, чтобы ясно сказать: репатриантские партии, вы потерпели фиаско!"

В ходе избирательной кампании Вайнштейн, разумеется, надеется использовать свои связи и авторитет среди активной части общества, которые наработала за время пребывания на посту гендиректора партии "Ямина". Но следует признать: если "Решимат-шлошим-арбаим" сможет набрать голосов хотя бы на 1 мандат, это будет успех.

Что ж, идея "возрастной" партии достаточно интересна и вполне может оправдать себя в будущем. Многие наверняка еще помнят успешный прорыв в Кнессет в 2006 году партии пенсионеров "Гиль" ("Возраст"), созданной Рафи Эйтаном. На нынешних выборах место "Гиль" пытается занять партия "Седер хадаш ле маан эзрахим а-ватиким" ("Новый порядок для пожилых граждан") во главе с Авиталь Офек, но повторить успех Эйтана ей вряд ли удастся. Среди баллотирующихся в Кнессет 25-го созыва значится, кстати, и молодежная партия "Цеирим боэрим" ("Молодые и горячие") во главе с Адар Мухтар. И это еще одна дань идее возрастной партии.

Явный знак времени — появление сразу нескольких партий, призывающих не просто к мирному сосуществованию, а к содружеству евреев с арабами. В основу призыва к единству положена все старинная идея о том, что евреи и арабы – потомки Авраама и должны все вопросы решать по-родственному. Одну из таких партий – "Мифлегет гуш а-Танахи" ("Библейский блок") возглавляет выходец из СССР Денис Липкин, другую – "Ихуд бней-Брит" ("Союз детей Завета") – араб-христианин Бшара Шилиан. Есть еще несколько партий сходного направления, но нам не удалось раздобыть их программу.

Третьим нашим дважды соотечественником, решившим попробовать прорваться в Кнессет, стал адвокат Аркадий Пугач, создавший партию "Квод а-адам" ("Человеческое достоинство"). Впрочем, для него это уже не дебют: в 2018 году Пугач, позиционирующий себя в рекламных объявлениях как "президент русскоязычной еврейской общины Израиля", боролся за пост мэра Нетании, и его замах на Кнессет понимающим людям говорит о многом.

Изучая список баллотирующихся партий, легко заметить, что очень многие из них продвигают социально-экономическую повестку дня. Это и "Ацмаим а-хадашим" ("Новые независимые предприниматели") во главе с Йорамом Муалеми, и "Калькала а-хадаша" под председательством проф. Ярона Залихи, и "Манхигут хевратит" ("Социальное лидерство") Илана Машиаха, и "Хофеш а-калькали" ("Экономическая свобода") Абира Кары, да и те же "Квод а-адам" и "Решимат-шлошим-арбаим". В их программах много схожих моментов: требования об ослаблении регуляции, реформе налогообложения и т.д. В результате невольно возникает вопрос: почему бы всем этим явно неглупым людям не объединиться, тогда, возможно, они смогли бы преодолеть электоральный барьер. Но в том-то и дело, что каждого лидера захлестывают амбиции, каждый уверен, что именно он может убедить в своей правоте массы, и в результате от выборов к выборам "экономические" партии даже не приближаются к этому самому барьеру.

Что касается уже знакомой всем партии "Але ярок" ("Зеленый лист"), борющейся за легализацию канабиса, то на этих выборах ее заменила партия "Еш кивун" ("Есть направление") во главе с Амосом Довом Сильвером, находящимся сейчас за решеткой создателем социальной сети по продаже наркотиков "Телеграсс". Думается, значительная часть израильских зеков будут голосовать именно за эту партию, а избирательного права их, напомним, никто не лишал.

Думается, лидеры не менее половины представленных на ноябрьских выборах партий, как говорится, широко известны в узких кругах их родственников и друзей, по совместительству единомышленников, поэтому понять их мотивы поистине непросто. Впрочем, Александр Сергеевич был прав, когда мимоходом обронил: "Мы все глядим в Наполеоны…"

[nn]

И возляжет волк с ягненком…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий