Семь месяцев ада

0

После разгрома изюмско-балаклейской группировки РА боевые действия приняли более спокойный оборот. Главной же новостью, имеющей отношение к войне, стало объявление Путиным в России "частичной мобилизации"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

По итогам операции ВСУ на Харьковщине линия фронта установилась по реке Оскол, как бы отсекавшей небольшую часть области, оставшуюся под контролем РФ. Касалось это и восточной части города Купянска, расположенной за рекой. Но на минувшей неделе появилась подтвержденная информация о том, что украинцы продолжили движение вперед и заняли эту часть Купянска и ряд других территорий на другом берегу. Вместе с тем по-настоящему крупные силы в бой не вводились, а успехи носят пока локальный характер.

Нечто похожее можно сказать и о ситуации в районе стыка Донецкой и Луганской областей. Там ВСУ продолжили медленное продвижение, в том числе и на своем плацдарме севернее Северского Донца, заняв ряд небольших населенных пунктов. Среди них и Белогоровка в Луганской области, в результате чего украинцы приблизились к Лисичанску. Вместе с тем на момент написания этих строк нет подтверждения тому, что ВСУ удалось добиться полного успеха в боях за ключевой населенный пункт данного района – Лиман.

После харьковского провала российская армия нанесла удар по ряду важных объектов гражданской инфраструктуры Украины, в частности по электростанциям и плотинам. Владимир Путин даже выразился в том духе, что, мы – они то есть, — мол, сделали им предупреждение. И если в Кривом Роге удар по плотине, возможно, был призван затруднить переправу ВСУ через реку Ингулец в Херсонской области, то в целом эти действия не способны повлиять на ход боевых операций, поскольку у украинской армии есть свои, практически автономные механизмы снабжения и жизнеобеспечения. А вот на кого подобные действия влияют напрямую, так это на гражданское население: терроризирующие атаки причиняют ему значительные страдания. Возможно, в Кремле надеются, что подобные шаги сделают Киев более сговорчивым или даже заставят отказаться от наступательных операций. Однако я убежден, что даже наращивание ударов по инфраструктурам к подобному эффекту не приведет. Фактически россияне просто мстят за поражения на поле боя, не более того.

Если не учитывать тактическую авиацию, которая из опасений перед украинской ПВО почти не пересекает линию фронта, то впредь воздействовать на инфраструктуру в глубине Украины РА может при помощи баллистических оперативно-тактических и крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. Их запасы за время войны в значительной степени израсходованы, а темпы производства этого дорогостоящего оружия, часто завязанного на ставшие менее доступными иностранные комплектующие, невысоки. Согласно достоверным данным, в летние месяцы темпы обстрелов такими ракетами за исключением отдельных дней были в несколько раз ниже весенних. Впрочем, Россия способна поражать стационарные инфраструктурные цели на всей глубине Украины и имеющимися ракетами, даже несмотря на действия украинской ПВО. К таковым в первую очередь могут относиться электростанции — их местонахождение известно, они уязвимы, а эффект от поражения окажется существенным для гражданского населения.

Однако, как отмечалось выше, положительного военного эффекта для России это не окажет, скорее, даже наоборот: мотивация украинских военных только возрастет, ВСУ нанесет ряд чувствительных ответных ударов по российской территории, а Запад данные шаги, несомненно, подвигнут на дополнительные поставки вооружения и, что самое важное, — на расширение его ассортимента.

На еще одном важнейшем участке фронта — херсонском правобережье — обстановка за неделю существенно не менялась. О серьезных территориальных успехах ВСУ неизвестно, однако украинцы продолжали реализовать здесь стратегию "варки на медленном огне": непрерывное огневое поражение техники и складов вооружения на плацдарме с одновременным воздействием на крайне проблематичные линии снабжения россиян через реку Днепр. Таковое же осуществляется при помощи паромов, импровизированных мостов и плавсредств.

В свою очередь РА, в целом утратив инициативу, сохраняет ее на участке южнее Бахмута, продолжая здесь постоянный наступательный нажим.

Применение Россией иранских БПЛА-камикадзе "Шахид-136" приняло массовый характер. Видимо, используются машины не только с GPS-наведением (такими можно бить лишь по статическим целям), но и с оптическим. Эту более продвинутую версию БПЛА с участием оператора, наблюдающего цель, можно применять и по подвижным объектам. Правда, дальность управления в этом случае должна быть во много раз меньше заявленной в 2000 км. Судя по источникам американского издания "Уолл-Стрит джорнэл", в ряде случаев иранские машины нанесли украинцам довольно болезненные удары, уничтожив несколько единиц бронетехники. Однако пока об эффективности их применения выводы делать рано.

Если не произойдет ничего неожиданного, то вскоре ВСУ получат первую тяжелую систему вооружений, которую в значительной степени можно назвать израильской. Правительство Словении заявило о готовности передать Украине 28 танков М-55S. Речь идет о глубочайшей модернизации танков Т-55 в основном израильской компанией "Эльбит" в конце 1990-х — начале 2000-х годов: машины вместо родной 100-мм пушки получили 105-мм английскую, а также целый ряд новых и современных систем. В частности динамическую защиту, систему управления огнем, средства наблюдения, в том числе и тепловизионные, датчики лазерного облучения и т.д. Если танки находятся в хорошем техническом состоянии, то по ряду важнейших характеристик (в первую очередь обнаружению целей и их поражению) они, несомненно, превосходят подавляющее большинство имеющихся на вооружении РФ машин и при должном применении могут принести серьезную пользу.

Пока же основным поставщиком бронетехники Украине продолжает оставаться РФ. Только по итогам харьковского наступления число исправных и исправимых трофейных тяжелых систем, включая грузовики, достигло трех сотен. Танков же хватит на пару батальонов. И это я говорю лишь о том, что засветилось на фото и видео. Всего же число подтвержденных трофейных российских танков у украинцев с начала войны вплотную приблизилось к 400 единицам. Для сравнения: зафиксированных захваченных россиянами украинских танков к этому моменту всего 107.

[nn]

Заберут тебя, Ванёк, во солдаты…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий