Спасение ограбляемых – дело рук самих ограбляемых

0

Прозвучавшее на прошлой неделе сообщение о том, что отныне в случае квартирной кражи полицейские будут приезжать на место преступления лишь в особых обстоятельствах, повергло граждан в недоумение, если не сказать больше. О том, означает ли новое правило, что полиция решила отказаться от ловли домушников, мы решили поговорить с майором полиции в отставке Надавом Хамо

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

— На самом деле ничего нового в этом решении нет, — сказал Надав в начале нашей беседы. — Руководство полиции просто решило закрепить практику, которая существует уже много лет. Расследование мелких краж никогда не занимало первые места в списке наших приоритетов. Поверь, у полиции хватает и других забот.

— Ты хочешь сказать, что полиция давным-давно не реагирует на квартирные кражи и не занимается поиском тех, кто их совершил?!

— Нет, это, безусловно, не так. Но следует понять, что численность нашей полиции очень невелика. Даже с учетом кадровых вливаний в последние годы полицейских катастрофически не хватает, особенно с учетом того, что жизнь постоянно подбрасывает правоохранительным органам все новые вызовы. Но давай начистоту: чем может сегодня вор поживиться в квартире среднестатистического израильтянина? В лучшем случае парой сотен шекелей и какой-то электроникой – ноутбуком, смартфоном и т.п. Промышляют такими кражами обычно местные наркоманы. Да, ущерб они наносят, но относительно невеликий. И если никто в результате кражи не пострадал, полиция исходит из той логики, что если станет гоняться за каждым наркоманом, у нее не останется времени заниматься другими, куда более серьезными преступлениями.

В дни моей молодости в случае кражи по названному адресу высылали наряд из двоих полицейских. В их задачу входило запротоколировать факт кражи, чтобы потом можно было представить протокол в страховую компанию, если имущество было застраховано. Но со временем пострадавшим стали советовать самостоятельно обращаться в полицию за получением протокола жалобы, если он понадобится. Другое дело, если речь идет о крупном ограблении на десятки и сотни тысяч шекелей. За такими кражами обычно стоят профессионалы, нередко они носят серийный характер, и вот тут надо действительно действовать оперативно. И уж тем более, если в результате ограбления есть пострадавший, к обитателям квартиры применялись пытки, нанесены серьезные телесные повреждения и т.д. Тут обычно создается специальная оперативная группа для поиска и ареста бандитов.

Впрочем, мелкие домушники рано или поздно попадаются. Это закон, который хорошо известен любому профессиональному полицейскому: ворам везет только до поры до времени, затем следует провал, нередко связанный с тем, что домушник загнал себя в ловушку или попал в курьезную ситуацию. У каждого из нас в запасе сотни таких веселых историй…

— Но в новой директиве гражданам предлагается не только подать жалобу в полицию, но и собрать улики, составить словесный портрет вора и т.д., то есть сделать за полицию ее работу. Это, по-твоему, нормально?

— А по-твоему нормально посылать на каждую кражу специальную группу криминалистов, которых в каждом городском отделении полиции раз-два, и обчелся? К тому же, повторю, речь идет о кражах, в которых никто не пострадал, а значит, хозяин квартиры, вероятнее всего, не пересекся с ворами. Что касается улик, то, думаю, не так уж трудно принести в полицию вещи преступника, если он случайно оставил их на месте преступления. Наконец, напомню, что в случае ограбления квартиры пожилых людей полицейские прибудут для снятия показаний, вне зависимости от того, пострадали ли они от насильственных действий.

— Известно немало случаев, когда пострадавшие находили вора, укравшего у них, к примеру, мобильный телефон, передавали его данные в полицию, и та абсолютно ничего не делала, чтобы задержать воришку.

— Извини, но в такие истории я не верю. Те, кто их рассказывает, явно перевирают. По любому заявлению проводится расследование. Возможно, в каком-то случае подозреваемый был назван ошибочно, в другом не удалось найти доказательств. Но это не значит, что полиция, как ты сказал, "абсолютно ничего не делала".

— Насколько я понял, ты убежден, что искоренить квартирные кражи невозможно…

— …Как и карманные кражи и уличные ограбления. Они были и будут всегда. Задача правоохранительных органов заключается в том, чтобы свести их к минимуму. С учетом ограниченности сил нашей полиции ставку следует делать на жесткость наказания, чтобы оно стало предупреждением для тех, кто подумывает пойти по такому пути. Но в том-то и дело, что решения судов сводят все наши усилия на нет. За кражу со взломом сейчас дают смехотворно малые сроки, ими никого не напугаешь. А за мелкие кражи иногда и вовсе ничего не дают, напротив, судьи делают полиции внушение за то, что она якобы раздула из мухи слона. Вот по этому поводу как раз и надо бить тревогу.

[nn]

Героическая Розанна и призрак, облитый супом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий