Миньян под открытым небом

1

Думается, многие в последнее время обращали внимание на группы людей, которые собираются на улицах для совместной молитвы. Их сегодня можно встретить во дворах между домами, в торговых центрах, промзонах, скверах и парках. Они собираются изо дня в день обычно в одни и те же часы, так что, пожалуй, уже можно говорить о новом для Израиля явлении – синагогах под открытым небом. И нам остается только гадать, к каким переменам это может привести в будущем

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Преподаватель политологии колледжа "Тель-Хай" Тамар Ариэли, заинтересовавшись новшеством, решила провести небольшое исследование и обнаружила синагоги под открытым небом в Раанане, Модиине, Мазкерет-Батье, Петах-Тикве, Рамат-Гане, Кирьят-Гате, Кирьят-Шмоне, Бейт-Шемеше, Яд-Биньямине. От себя добавим, что немало их и в Холоне, Бат-Яме, Тель-Авиве, Ришон ле-Ционе, разумеется, в Иерусалиме и наверняка во многих других городах.

— Понятно, что причиной появления импровизированных миньянов стала эпидемия коронавируса, — говорит доктор Ариэли. – В период локдаунов, когда синагоги были закрыты, верующие стали стихийно собираться сначала возле них, а затем где придется. Постепенно образовались постоянные миньяны, но вот что любопытно: хотя синагоги давно открыты и все ограничения на молитву в них сняты, эти миньяны продолжают собираться. Более того, их становится все больше и они, по сути дела, превратились в своего рода уличные синагоги, в которых ежедневно собирается несколько десятков молящихся.

По словам Тамар Ариэли, новое явление произвело ощутимые перемены в израильском обществе, а вот позитивные они или негативные, — это, смотря кто их оценивает.

Начнем с того, что уличные синагоги, как правило, не делятся на ашкеназские и сефардские, представители всех общин молятся бок о бок, каждый по своему молитвеннику, но общий нусах, то есть стиль, задает ведущий молитву — хазан. Есть уличные синагоги, в которых нусах регулярно меняется, и всех это устраивает, таким образом, на наших глазах принадлежность к той или иной общине иди течению в иудаизме перестает иметь значения, и это, безусловно, стоит приветствовать.

Второе очень ощутимое отличие уличных синагог, особенно тех, что "работают" и по субботам, заключается в отсутствии перегородки между женским и мужским отделением. В сущности, перегородка как бы сохраняется, но она невидима, просто женщины стоят отдельно от мужчин. Или сидят, так как во многих синагогах под открытым небом для молящихся выносят стулья. Но отсутствие перегородки при соблюдении разделения, по мнению д-ра Ариэли, порождает новую реальность. К примеру, во время молитвы женщине после болезни или избавления от некой опасности проще привлечь внимание габая (старосты), чтобы прочесть благословение "Биркат-гомель". Да и в целом в такой ситуации женщины чувствуют себя куда более полноценными участниками молитвы.

Наконец, нельзя обратить внимание на то, что уличные синагоги значительно изменили контингент молящихся.

— Давайте называть вещи своими именами, — говорит Тамар Ариэли. – Обычно в синагоги ежедневно ходят только те, кто определяет себя в опросах как хареди или ортодокс. Те, кто считает себя умеренно религиозным, посещают синагоги только по субботам, а соблюдающие традиции — на новомесячия или по праздникам. Многим из них лень или по тем или иным причинам тяжело ежедневно ходить в синагогу. Но когда миньян собирается рядом с домом или местом работы, они обычно к нему присоединяются. Более того, часто в такие миньяны вливаются те, кто вырос в религиозной семье, но затем отошел от исполнения заповедей. Или даже светские подростки 16-18 лет, принадлежащие к традиционалистским кругам общества. Таким образом, число людей, соблюдающих традиции, благодаря таким синагогам явно увеличилось.

Автор этих строк знаком с организаторами нескольких уличных миньянов, один из которых собирается во дворе соседнего дома.

— Да, конечно, все началось на пике эпидемии коронавируса, — рассказывает габай дворовой синагоги Ариэль Ханукаев. – Это как раз тот случай, когда проклятие обернулось благословением. Синагоги были закрыты, но хотя бы по субботам хотелось помолиться в миньяне, вот мы и стали собираться прямо во дворе. Сначала с трудом набирали необходимые десять мужчин, а сейчас ежедневно на минху (послеполуденная молитва) и маарив (вечерняя молитва) собирается больше 15 человек, а на вечернюю субботнюю молитву чуть ли не вдвое больше.

— А почему бы не вернуться в обычную синагогу?

— Да мы как-то уже привыкли молиться на улице. В субботу утром, конечно, идем в синагогу, а в остальное время зачем? Все соседи, друг друга знаем, и обстановка семейная – в пятницу вечером жены и дочери усаживаются позади, ты их видишь, и на душе теплее становится. По субботам иногда делаем во дворе утренний кидуш для всех желающих. Вообще, молитва во дворе очень сдружила соседей.

— Но все ли соседи довольны?

— Скажем так: поначалу бывали трения. Нас обвиняли в том, что в пятницу вечером мы слишком громко поем. Была парочка весьма бурных скандалов – в основном, в период локдаунов, когда мы и утреннюю субботнюю молитву проводили во дворе. Но мы договорились, что в субботу будем начинать молитву не в половине восьмого, а в половине девятого утра, и это, похоже, всех устроило. А в пятницу вечером стараемся чуть понижать тон. Хотя, когда поем гимн "Леха, доди, ликрат кала" — "Выйдем, мой друг, навстречу невесте (субботе)!" на ашкеназский мотив, это нравится даже нашим местным борцам с религией.

Еще один такой миньян возник в расположенном неподалеку торговом центре. В половине второго хозяева местных магазинчиков, парикмахерских и мастерских надевают кипы и выстраиваются на минху. И тут я могу подтвердить верность наблюдений д-ра Ариэли: некоторые присоединились к молитве совсем недавно, видимо, поддавшись общему настроению. Ну, а ведет молитву то работающий в мясном магазинчике хабадник, то владелец галантерейного магазина "парси", поэтому одни и те же слова молитвы всегда звучат чуть по-разному. И всех это вполне устраивает…

В заключение отметим, что некоторые социологи видят в появлении уличных синагог углубление процесса радикализации израильского общества: соблюдающие традиции делают это все ревностнее и переходят в категорию религиозных, а противники "религиозного диктата" все более открыто демонстрируют свой антиклерикализм. Доказательством этого стал минувший Судный день в Тель-Авиве — по городу ездило немало машин, а некоторые жители демонстративно жарили шашлыки вблизи синагог…

Тамара ГЕКТИН | Молитва матери, не умеющей молиться

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий