Голоса стихий в Иерусалиме

0

Мнение после концерта

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

Фотографии с премьеры – Александр Аграновский, Игорь Палей, предоставлены Аркадием Лившицем

3 ноября 2022 года в Иерусалиме в Культурном центре «Гармония» (ул. Кореш, 1) состоялся концерт-шоу «Голоса стихий», в котором участвовали Василий Щербаков – российский пианист, профессор Московской консерватории, композитор и старожил Иерусалима — художник Аркадий Лившиц. Среди гостей вечера были коллеги художника по изобразительному искусству, музыканты, представители технической интеллигенции и, как это принято для концертного шоу, просто зрители. Вечер вела доктор филологических наук, искусствовед Галина Подольская.

10 лет назад Василий Щербаков уже выступал с концертом в Иерусалиме, а потом в Москве — на открытии выставок Аркадия Лившица в Доме-музее Марины Цветаевой и Муниципальной галерее «А 3» в сердце старой Москвы — Староконюшенном переулке. И вот вновь – Иерусалим – столица Земли Израилевой – с премьерой сюиты «12 колен Израилевых» к циклу одноименной станковой живописи Аркадия Лившица.

В первой части концерта прозвучало экспериментальное произведение российского композитора Эдисона Денисова и образцы классического искусства — Бах, Моцарт, Шуберт, Черепнин, Скрябин – произведения, объединенные темой первооснов бытия, воплощающих в себе стихии земли, воздуха, воды и огня. Музыка гениев — от творцов гармонии «мира сотворенного» до классиков синестезии серебряного века – в исполнении В. Щербакова сопровождалась видеорядом на экране (компьютерный дизайн Елены Ивановой), который подчеркивал визуальные эффекты, заложенные в музыке. Пейзажи, пронизанные солнцем, анимационные клипы с неожиданными эффектами. Это видео-шоу, по сути, предвосхищало «голоса стихий» в финальной части концерта. Цветомузыка была великолепной. Картины «оживали»!

Вторая часть концерта была полностью авторской. В исполнении В. Щербакова прозвучали «Вальс», «Фуга», «Элегия», миниатюра «Кощей». Композитор нашего времени, В. Щербаков виртуозно использует классические формы, наполняя их дыханием современности. Василий Щербаков с отличием окончил Московскую консерваторию в классе профессора Е. Р. Рихтер, активно занимается концертной деятельностью, преподает в Московской консерватории – профессор своей альма-матер, дает выездные лекции и мастер-классы. Вот некоторые из «рабочих площадок» мастера: Московская консерватория, Московский международный Дом музыки, государственные филармонии Томска, Алтайского края, Республики Саха (Якутия), Забайкалья, Перми, Иркутска, Ярославля, Кургана, Новосибирска, Нижегородская филармония имени Мстислава Ростроповича. Это Дворец Мирабель в Зальцбурге (Австрия), замок Донцдорфа в Германии, музей Мимара в Загребе (Хорватия). Музыкальные площадки Канады — Ричмондская музыкальная школа и Баптистская Церковь Иммануэль в Ванкувере.

В. Щербаков входит в состав жюри многих престижных музыкальных фестивалей в России, Латвии, Германии, Франции, Южной Корее, Чехии, Австрии, Хорватии, сотрудничает с множеством музыкантов, музыкальных ансамблей, среди которых «Загребский струнный квартет», скрипачка А. Баева, французский гитарист Ф. Вилла, исполнительница на терменвоксе Л. Кавина, австрийский скрипач Л. Лесковиц, ансамбль «Зальцбургские солисты», засл. артист России и Украины А. Цилинко и засл. артист России А. Тростянский,

Напомним и о родословной В. Щербакова. Мать композитора — урожденная Мария Николаевна Флоринская – племянница Дмитрия Кобалевского. В. Щербаков – один из самых пламенных популяризаторов его произведений. Он включает в свои программы произведения Д. Кобалевского, некоторые из которых сохранились лишь в рукописи. В. Щербаков защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Дмитрия Кобалевского. В настоящее время является председателем и соучредителем «Некоммерческого Фонда Д. Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства».

Все эти факты из биографии В. Щербакова помогают понять истоки исконной любви композитора к классическим жанрам и формам, которые он стремится наполнить содержанием как просветитель, воссоздать как композитор, исполнить как пианист, подарив эстетическую радость слушателю. В этой связи понятно, что мысль о создании сюиты к циклу станковой живописи Аркадия Лившица «12 колен Израилевых», подобно зерну, упало на благодатную почву.

Тема благословения Иаковом своих сыновей занимает одно из самых уважаемых мест в мировом искусстве, поскольку в ее сюжете воплощено представление об общечеловеческих ценностях, важных для каждого народа и во все времена и особенно сегодня. «12 колен Израилевых» — это история о жестоких перипетиях судьбы, бремя которой настигает каждого в момент семейного раскола. Но это – и выстраданная мечта о духовном воссоединении народа. Сюжет построен на поразительной амплитуде контраста добра и зла, любви и ненависти, мира и войны, милосердия и жестокости, плодородия и бесплодной пустыни, радости семьи и безысходности одиночества. Отношения между людьми сродни борьбе стихий – земли и воздуха, воды и огня.

«12 колен Израилевых» – послание Иакова потомкам через своих сыновей, рожденных от разных жен и их служанок, — Реувену, Шимону, Леви, Иегуде, Иссахару и Звулуну (от жены Лии), Иосифу и Биньямину (от жены Рахили), Дану и Нафтали (от Билхи, служанки Рахили), Гаду и Ашеру (от Зилпы, служанки Лии). Все они – его сыновья – сыновья Авраама из рода Ицхака и Иакова, который аллегорически изображен художником в образе сильного и солнечного древа с ветвями-сыновьями на главной картине цикла в котором не 12, как у Марка Шагала, а 13 картин.

Работы Аркадия Лившица поражают энергией «смягченного контраста» – через мягкую улыбку, добрый юмор, гротеск, самоиронию. Это окна в мир, в котором пророчества сбываются. Этот мир вечен, поскольку храним благословениями. В нем надежды не теряют силу надежд, даже если им не суждено сбыться. Многозначность, заложенная в символике темы, ставшей художественно-этическим нервом многих эпох, позволила Аркадию Лившицу – израильскому художнику нашего времени – передать свое отношение к духовным, национальным и историческим проблемам Израиля, используя стилистику и формы современного изобразительного искусства.

В одном из интервью для израильской прессы, рассказывая о своем отношении к избранной теме, художник заметил: «Я столько пережил вместе с ними… Сейчас для меня "12 колен Израилевых" – не столько сакрально-мифологическая тема, сколько драма, жизнь рода, семьи – отца и его двенадцати сыновей – с их индивидуальностью, характером, судьбой. Драма, дающая возможность видеть героев в пространстве, но, конечно же, с соблюдением символики, идеи, настроя».

Аркадий Лившиц родился в 1939 году в Киеве, учился в Москве. Трудно сказать, в какой из республик СССР не был. С 1974 года – в Иерусалиме и, наверное, уже навсегда.

Цикл «12 колен Израилевых» станковой живописи был создан Аркадием Лившицем в 2012 году – в год 50-летия со дня открытия витражей Марка Шагала «12 колен Израилевых» в Иерусалиме. Сегодня шагаловским витражам 60 лет и уже 10 лет — циклу станковой живописи Аркадия Лившица.

Живопись Аркадия Лившица имеется в Музее Природы в Иерусалиме, представлена в собраниях государственных музеев стран постсоветского пространства, находящихся в Москве, Истре, Астрахани, Чебоксарах, Ижевске, Новосибирске, Могилеве, Барановичах, Одессе, Умани, Черкассах, Чернигове, Харькове, Киеве, Николаеве, Херсоне, Мелитополе, Бердянске, Баку, Ташкенте, Тбилиси. Работы Аркадия Лившица экспонировались во Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польше, США, Канаде, имеются в частных коллекциях ценителей искусства Израиля, стран Европы и Америки.

Замечательно, что в день премьеры фортепианной сюиты «12 колен Израилевых» Василия Щербакова картины Аркадия Лившица не только воспроизводились на экране, но и просто стояли на мольбертах в зрительном зале, позволяя в полной мере ощущать синтез искусств и прелесть этого эстетического шоу как искусства 21 века.

10 лет назад в Иерусалиме вышел в свет альбом-каталог «Аркадий Лившиц «12 колен Израилевых». Живописные аллегории» (составление и вступительная статья Г. Подольской). Тогда я много размышляла о том, к чему, помимо эстетического интереса, побуждают эти работы. С музыкой Василия Щербакова они словно открылись вновь, подобно распахнутым окнам в мир, в котором картины израильского художника Аркадия Лившица и музыка российского композитора Василия Щербакова в исполнении автора эмоционально и эстетически дополнили друг друга. Потрясло, как виртуозно высокий Щербаков исполнял часть произведений, играя монетами на струнах рояля, перегнувшись через его крышку.

А еще – поступило предложение Александра Аграновского обратиться в Иерусалимской муниципалитет с ходатайством разместить цикл станковой живописи Аркадия Израилевича Лившица «12 колен Израилевых» в одной из иерусалимских синагог. И пусть в Иерусалиме будут не только Шагаловские, но и Лифшицские колена Израиля.

Автор — доктор филологических наук, искусствовед, писатель

Полёт над площадью Шагала в Иерусалиме

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий