Кино семидесятых
Денис ДРАГУНСКИЙ
В советском кино было много разной цензуры. В том числе загадочной.
Один советский критик недоумевал:
"Почему, если пьяный бандит вскочит на накрытый стол и начнет сапогами бить всех по зубам – это можно? А если будущая мама обнимет и поцелует будущего папу – это нельзя?"
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
В самом деле, почему?
Была на одной студии редактриса, Софья Николаевна ее звали. Она ужасно не любила эротические сцены. Даже самые невинные. Вроде вышеуказанных поцелуев. Ее прямо-таки воротило от всего этого.
С эротикой она расправлялась еще на стадии литературного сценария.
Понятное дело. Если уж отснимут – выкинуть эпизод не так просто. А из сценария вымарать две-три строчки – милое дело.
Поэтому, чуть где поцелуи или объятия (на большее советский сценарист взойти не мог, потому что не мог взойти никогда), тут же Софья Николаевна вскидывалась и говорила – дескать, автору изменил вкус.
Но бывало, что автор упирался и просил объяснить – в чем, собственно, дело? Ну, стали обниматься-целоваться, ну, свет погасили, так ведь они же потом по ходу фильма создают крепкую советскую семью!
И другие члены худсовета тоже начинали роптать.
Тогда Софья Николаевна вставала во весь свой хрупкий рост и говорила:
— Эти фильмы смотрят наши дети. У меня есть дочка. Таня. Тюнечка. Ей двенадцать лет. И я как мать не хочу, чтобы моя Тюнечка видела на экране такое! – голос Софьи Николаевны звенел и дрожал.
И весь худсовет разводил руками. И вычеркивал поцелуи и объятия.
Софья Николаевна постоянно призывала Тюнечку на помощь. Как мать и как редактор.
Тюнечка меж тем росла.
Она окончила школу, потом ВГИК, вышла раза три замуж, и в итоге пришла работать на ту же самую студию. Заседать в том же самом худсовете. Такая грузноватая дама под сорок.
А Софья Николаевна все вскакивала со стула и говорила:
— Нет, я скажу уже не как редактор, а как мать! Я, как мать, не хотела бы, чтобы моя Тюнечка видела…
Тюнечка громко вздыхала и говорила:
— Мама, не смешите! Я уж такого навидалась…
— Но не в наших фильмах! – отвечала Софья Николаевна.
И весь худсовет согласно кивал.