Ушел «туркестанский змей»

0

Скончался советский олимпийский чемпион по баскетболу, ставший одним из свидетелей теракта на Мюнхенской олимпиаде

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Бывший баскетболист сборной СССР и московского ЦСКА Алжан Жармухамедов умер в возрасте 78 лет, сообщает Лента.ру.

В клубе рассказали, что бывший спортсмен скончался после продолжительной болезни. ЦСКА выразил соболезнования родным и близким Жармухамедова.

Родился он 2 октября 1944 г. в посёлке Таваксай Бостанлыкского района Ташкентской области недалеко от города Газалкента Узбекской ССР. Его отец Мусурбек — казах из рода жаппас, мать Прасковья Жеронкина — запорожская казачка, бежавшая от голода из Украины.

После окончания школы № 7 имени А. С. Макаренко в течение двух лет работал шлифовальщиком на заводе в соседнем Чирчике, где получил производственную травму и сильно повредил два пальца на правой руке, что, тем не менее, не помешало ему впоследствии стать знаменитым баскетболистом и олимпийским чемпионом.

С 1963 по 1967 год учился в Узбекском государственном институте физической культуры в Ташкенте, играл за СКА (Ташкент), был привлечён в сборную СССР, стал чемпионом Европы 1967 г.. Старший тренер ЦСКА и сборной СССР Александр Гомельский уговаривал Жармухамедова перейти в его клуб. Получив отказ, не взял спортсмена на Олимпиаду в Мехико в 1968 году, а потом на чемпионат мира в 1969 году.

Дважды Жармухамедов пытался перейти в алма-атинский «Буревестник», но его возвращали в Ташкент. Спор между двумя республиками за талантливого баскетболиста решила Москва. В октябре 1969 года на квартиру Жармухамедова пожаловали второй тренер московского ЦСКА Астахов, офицер из военкомата и два солдата:

«Собирайся, мы за тобой приехали. Вот письмо за подписью заместителя министра обороны СССР маршала Соколовского».

В ноябре 1969 года, когда у него родился сын, Алжан Жармухамедов стал играть за московский ЦСКА, где его и стали считать узбеком. Но в журнале «Физкультура и спорт», 1972, № 10 в официальном списке чемпионов мюнхенской Олимпиады 1972 года Алжан Жармухамедов обозначен, как казах. Таким образом, Жармухамедов является первым казахом — олимпийским чемпионом.

Весной 1973 года, когда сборная СССР возвращалась из турне по США и Латинской Америке, на таможне аэропорта Шереметьево был уличен в «нарушении правил ввоза материальных ценностей в СССР». Вместе с А. Беловым, М. Коркия и И. Дворным получил «пожизненную дисквалификацию» и был отчислен из сборной. Также был лишён звания «заслуженный мастер спорта СССР». Через два года дисквалификация была отменена, а спортивное звание «ЗМС СССР» было возвращено только в 1979 году, после победы в составе сборной СССР на ЧЕ-1979.

После окончания спортивной карьеры пять лет работал тренером в Группе советских войск в Германии, затем был направлен в алма-атинский СКА на должность тренера спортивного клуба по пулевой стрельбе (1987 год).

Уйдя из большого спорта в 2002 году, остался в Москве, тренировал мужскую и женскую команды Московского гуманитарного университета. Вместе с сыном Владиславом создал детско-юношеский баскетбольный клуб «Лаурус».

Жармухамедов был свидетелем теракта на Мюнхенской олимпиаде, унесшего жизни одиннадцати израильских спортсменов. Попытка нашего коллеги поговорить с ним на эту тему лет двадцать назад завершилась почти безрезультатно.

— Мы тогда ничего не знали, хотя какие-то слухи до нас доносились, — ответил Алжан. – Подробности об этом происшествии я узнал намного позже.

Был он немногословен и отвечая на вопрос о сенсационном поражении ЦСКА от "Маккаби" в 1977 году (счет 91:79 говорит сам за себя). Тогда советские функционеры запретили баскетболистам отправляться в Израиль, но вместо технического поражения ФИБА перенесла игру в Бельгию. Армейцам было запрещено общаться с сионистами, а тренер Александр Гомельский демонстративно отворачивался при встрече с соплеменниками.

— Да, мы тогда проиграли, — пожал плечами Жармухамедов. — Наверное, недооценили соперника. Бывает.

В интервью Алжана изданию "Реальное время" журналист спросил:

"Если уж мы заговорили о столкновениях на баскетбольной площадке, то нужно вспомнить и драку с израильским «Маккаби» в рамках Межконтинентального кубка. Тут и без политики никак не обойтись, отношения между СССР и Израилем в те годы были хуже некуда".

— Мне кажется, что драки там не было, — ответил баскетболист. — А произошла она на Мировом фестивале, соревновании, которое состоялось только один раз в истории. Сам фестиваль проходил в Пуэрто-Рико, и вот тогдашняя драка мне запомнилась — когда наш центровой Ваня Дворный гонял полкоманды наших братьев по социалистическому лагерю, баскетболистов сборной Кубы. Кстати, бронзовых призеров Олимпиады в Мюнхене. Причем мы играли на стадионе, предназначенном для корриды, вот и Ваня, сам по себе здоровый парень, уж не знаю, как бык или тореадор, прилично погонял кубинцев.

Ну и еще один факт. В 1971 году писатель Василий Аксенов в одном из своих репортажей назвал Алжана «туркестанским змеем». Это прозвище осталось с Жармухамедовым на всю жизнь.

У-а, ма кара, ЦээСКА ахла ота!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий