Богобоязненные зайчики

0

Как зайки из китайской «пещеры тысячи Будд» доскакали до иудейского кладбища в украинском Городке и какое отношение к этому имеют местные школьники

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Тарас КОВАЛЬЧУК

Мы уже писали, как в Городке (Хмельницкая обл. Украины) школьники местного лицея №1 исследуют старинное еврейское кладбище XVIII–ХХ веков. Сегодня мы расскажем об открытиях и находках, сделанных ими и, естественно, взрослыми помогающими ребятам.

Еврейский некрополь Городка интересен как исторический, художественный, ландшафтный и культурный объект. Он является настоящим музеем под открытым небом – высокохудожественная резьба по камню мало кого может оставить равнодушным. Также это еще и двойная достопримечательность – кладбище обустроили на месте более старого деревянно-земляного укрепления, валы и рвы которого отчетливо просматриваются до сих пор.

Историки до сих пор спорят о его назначении. Укрепление вполне может быть как частью фортификационных сооружений оборонительного периметра города, так и наоборот – редутом для пушечной батареи армии, пытавшейся его захватить. В частности, в прошлом году на соседней горе археологи раскопали остатки каменного замка. Можно предположить, что именно на территории будущего кладбища в 1672 г. стояли пушки войска гетмана Петра Дорошенко, когда тот безуспешно пытался захватить твердыню. Но с этим вопросом должны разбираться археологи, а не школьники.

В предыдущей публикации упоминалась мацева 1770 г. украшенная изображением двуглавого орла, держащего за шеи парочку аистов. Когда исследователи начали разбираться глубже, оказалось, что это изображение дает возможность сделать ряд интересных выводов. На нюансы обратил внимание один из кураторов проекта краевед и историк Дмитрий Полюхович.

Напомним – орел, в том числе и двуглавый, в еврейской традиции воплощает Бога, а две головы символизируют две линии Его управления миром: строгость и милосердие, прощение и наказание и проч.

Если говорить о Боге-орле с «фауной» в лапах, то чаще всего в таких случаях изображают зайцев. В частности, на этом же Городокском кладбище есть надгробие на могиле Аарона сына Авраама, умершего в 1769 г., где под лапами двуглавого орла видим парочку длинноухих.

* * *

Двуглавый орел с парой зайчиков в лапах известен еще со времен неоднократно упомянутого в ТАНАХе государства хеттов, но в еврейское сакральное искусство он попал только с 1714 года, когда художник Израэль бен Мордехай Лисницкий из Яричива нарисовал такую композицию на потолке знаменитой деревянной синагоги Ходорова на Львовщине, построенной в 1642 или 1652 г.

Общепризнано, что заяц в еврейском народном искусстве является воплощением праведной души (знаменитый заячий страх здесь превращается в богобоязненность), а заяц в когтях орла – праведник в руках (под опекой) Бога. Однако очень известная и уважаемая исследовательница культуры евреев Восточной Европы профессор Браха Янив из университета Бар-Илан, где она долгие годы была заведующей кафедрой истории искусства, имеет по этому поводу свою гипотезу.

Она обратила внимание, что зайцы в синагогах Ходорова и Смотрича изображены так, как их хватают орлы в природе, когда длинноухий является добычей. В частности, на рисунке в Ходорове Орел-Бог держит длинноухих за шею, а в Смотриче (1746 г.) без всякой жалости сжимает когтями за туловище. То есть зайцы здесь больше похожи на несчастную жертву, которую вскоре жестоко растерзают, чем на подопечных, которых защищают…

Исследовательница также обратила внимание, что в Талмуде заяц преподносится как воплощение Греции. Вместе с Вавилоном, Мидией и Римом это одно из четырех королевств / царств, являющихся вечной мистической угрозой для евреев. Главным образом это вызвано религиозными притеснениями времен эллинистического царя Антиоха Эпифана, силой насаждавшего среди иудеев культ богов-олимпийцев. В конце концов в 167 году до новой эры это привело к победному восстанию Маккавеев и переосвящению храма в Иерусалиме. Украинцы в честь тех давних событий ежегодно носят святить мак в церковь, а евреи празднуют Хануку.

Профессор Янив также обратила внимание, что во многих еврейских источниках, датированных XVII веком, казаков Богдана Хмельницкого, прославившихся довольно жестоким отношением к иудеям, часто называют «греками», «жестокими греками», «ненавистными греками» (главным образом через «греческую», то есть православную, веру).

Понятно, что после резни времен Казацких войн уцелевшие евреи стремились к суду (хотя бы Божьему) над погромщиками. Но в силу определенных обстоятельств они могли выражать свое желание только метафорически и непонятно христианам.

Поэтому, считает госпожа Янив, они изобразили, как Бог-Орел душит зайцев, олицетворяющих «греков»-казаков. То есть, в этом случае мы видим своеобразную художественную молитву к Богу как Высшему Судье, который должен наказать преступников и восстановить справедливость.

Читайте в тему:

Как укpaинские школьники eвpeйских мишек отмыли

* * *

Теперь вернемся в Городок. На надгробии 1770 года видим, как Бог-Орел довольно брутально держит за шеи аистов. Точно так повар несет на заклание гусей. Выглядит даже более жестоко и жутко, чем орел с зайцами в Ходорове.

В украинской традиции это чуть ли не «тотемная» птица украинцев – и, казалось бы, это еще одно подтверждение гипотезы уважаемой госпожи Янив. Но в действительности все не так.

В еврейской традиции аисты имеют четко определенное символическое значение и являются общепризнанным воплощением праведности. На иврите аист звучит как «хасида» и имеет один корень (х-с-д) с «хасидут» – праведность, благочестивость. В целом сюжет символизирует праведного человека, который при жизни полностью отдавал себя в руки Бога. Собственно, как и богобоязненные зайчики в Ходорове или Смотриче. То есть сюжет из Городка скорее всего опровергает вышеупомянутую гипотезу профессора Брахи Янив.

Если развивать тему зайчиков, то благодаря глазастым школьникам на некрополе Городка сделана еще одна важная находка. Юные исследователи нашли надгробие, украшенное изображением знаменитых «трех зайцев». Ранее считавшееся утраченным.

Напомним – в свое время одна из международных еврейских организаций во главе с раввином Исраэлем Меиром Габаем решила немного «поухаживать» за кладбищем. Нанятые рабочие вырезали деревья и кустарники, густо выросшие на некрополе, а затем, по указанию работодателей, все это сожгли прямо на древних могилах в гигантских кострах. Итог — десятки надгробий XVIII-XIX вв превратились в известковую пыль, десятки — в щебень. Часть просто распалась на фрагменты. До недавнего времени считалось, что «три зайца» тоже стали жертвами этого варварского аутодафе.

Чем же эти зайцы знамениты? Здесь процитируем фрагменты работы ученицы 11-а класса Городокского лицея №1 Юлии Куксы. По итогам исследования некрополя она подготовила доклад для Малой академии наук.

«Это надгробие на могиле Элимелеха Пелета, сына Ицхака, умершего в 1823 году. Надгробие было густо покрыто мхом и лишайниками, поэтому пришлось немало поработать, чтобы его отчистить

Мацеву украшают три зайца, без устали несущиеся по кругу. Это — головоломка. Если не присматриваться – все зайцы правильные и канонические: четыре лапы, короткий хвост и два длинных уха. Но оказывается, что каждый из этих зайцев одновременно совершенно безухий! Уши каждого одновременно принадлежат соседям.

Но все это мелочи по сравнению с историей их возникновения и приключениями на пути от исторического дома на берега Смотрича.

* * *

Слепившиеся ушами зайцы родились в Китае. В 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, находится храмовый раннебуддийский пещерный комплекс Цяньфодун – «Пещера тысячи Будд». Его возникновение датируется серединой IV века новой эры. Крупнейшей из его рукотворных пещер является Могао. На протяжении IV-XIV вв. буддийские монахи украшали прорезанные в песчанике подземные коридоры и залы скульптурами и фресками. Именно в «норах» Могао и родились три зайца. По крайней мере, самые древние в мире изображения этого сюжета найдены именно здесь.

Оазис Дуньхуань не просто один из многих оазисов посреди пустыни Гоби. От него начинается Великий шелковый путь. Именно этим знаменитым торговым трактом три зайца и добрались до нашего Подолья.

Найденные в пещерах Могао зайцы датируются VI-Х веками. В буддистской традиции этот сюжет символизирует бессмертие, бесконечность и течение времени, а также традиционную в буддизме реинкарнацию души. В Китае зайцы считаются символом удачи, символом мира и спокойствия.

Кроме того, образованный ушами треугольник указывает на триединство Неба, Земли и Человека.

Великим шелковым путем вместе с купеческими караванами зайцы отправились на закат. Одновременно с буддийскими монахами они попрыгали на Восток и Юг – в Японию, Тибет и Индию.

По дороге на Запад три зайца оставили после себя множество следов. Например, сюжет «три зайца в кругу» украшает монеты, чеканившиеся в 1265-1282 г.г. Абака-ханом, правившим государством Хулагидов (территория современных Ирана и Кавказа). Подобным образом свои монеты в 1281–1282 г.г. украсил и Хубилай-хан.

Когда путешественники из Китая «допрыгали» до Ближнего Востока, они стали популярны в персидском и арабском искусстве. Где-то в XIII веке китайские зайцы добрались до Западной Европы и сразу же приобрели большую популярность как христианский символ Святой Троицы. Ведь все они в отдельности и, одновременно, одно целое! Изображение «слепленных» общими ушами зайцев становится популярным украшением в декоре христианских храмов Западной Европы. Больше всего в Девоне. В графстве Девон, Англия, барельефы трех слепленных ушами зайцев, украшают три десятка средневековых храмов. Кроме английских храмов, этот сюжет украшает храмы Ирландии, Франции, Польши и Германии.

Во французском городе Люксей-ле-Бен изображения трех зайцев украшают балкон дома кардинала Жоффруа и являются одним из символов этого города. В немецком Падерборне бывшие зайцы-буддисты даже стали главным символом города.

Гордостью Падерборна является древний готический собор в честь Девы Марии и святых Либориуса и Килиана. Изюминка храма – «окно трех зайцев», датируемое началом XVI века.

Три зайца здесь украшают вывески магазинов и ресторанов, сувенирную продукцию и даже чугунные канализационные люки. А во время финансового кризиса 1920 г. магистрат этого города печатал боны в 25 пфеннигов с этим изображением.

С XVI века бывшие китайские зайцы занимают уважаемое место в еврейском сакральном искусстве.

Кроме первоначального значения бега времени, бесконечности, бессмертия души и т.п., бывший буддийский символ стал еще и воплощением трех патриархов – Авраама, Ицхака и Яакова.

Изображение зайцев в кругу становится традиционным сюжетом в росписи синагог. Такие, например, были на стенах и потолке деревянных иудейских божниц XVIII века в Ходорове и Гвоздце (Галичина) и Смотриче и Михальполе на Подолье.

Интересно, что сюжет с тремя зайцами когда-то можно было увидеть и в деревянной синагоге Городка (XVIII века). Но если в вышеупомянутых божницах это были росписи на стенах или потолке, то в Городке зайцы украшали богато декорированный пюпитр кантора – специальную подставку, на которую кантор синагоги во время проведения богослужений клал развернутый молитвенник. Вероятно, именно из местной синагоги изображение зайцев перешло на надгробие».

Заметим, что сюжет «три зайца» в еврейской некрополистике очень редкий. В Украине такие изображения, все они относятся к началу ХIX века, обнаружены только на Подолье — в Сатанове, Гродке и Смотриче. Еще одно такое изображение найдено на территории Румынии на старом еврейском кладбище в городе Роман. Оно украшает надгробие Хаи-Леи, дочери Меира, умершей в 1836 году.

* * *

Исходя из вышесказанного находка школьниками уникального надгробия с не менее уникальной историей украшающего его изображения, ранее считавшегося утерянным, не может не радовать.

Из кладбищенской «каменной фауны» школьников очень заинтересовал надгробие, украшенное хищными грифонами и грызущей орешек белочкой. В отличие от «трех зайцев» этот сюжет широко распространен.

Изображение белки намекает, что как под твердой скорлупой орешка всегда будет вкусное и сладкое ядро, так и непростое изучение Торы в итоге дарит удовольствие познания божественной мудрости. Белочек с орешком изображали, когда хотели подчеркнуть ум, мудрость и высокое образование покойника.

Но надгробие интересно не этим.

Когда по просьбе школьников специалисты сделали перевод, выяснилось, что это двойное погребение. Здесь похоронены Авраам, сын Цви, и Добрыша, дочь Эгиеля. Почему супруги умерли одновременно, хорошо понятно благодаря году смерти – 1770-й, — самый разгар страшной эпидемии чумы, охватившей Подолье в 1770-1771 гг. Отсюда становится понятным и изображение грифонов на этом надгробии. В еврейской традиции, среди прочего, они символизируют стражей-хранителей. Не исключено, что их изобразили, чтобы они охраняли погребенную здесь чуму и она не вырвалась наружу

Соседнее надгробие на могиле Якова, сына Ханоха, тоже датируется чумным 1770 г. Кстати, надгробие с аистами тоже поставлено в 1770 г. и, вероятно, также может быть связано с эпидемией.

То есть на кладбище, кроме интересных и высокохудожественных надгробий, школьники нашли свидетельства исторических событий прошлого.

Понятно, что такая специфическая отрасль знаний как иудаика для школьников и даже обычных учителей истории тайна за семью печатями. Здесь огромную и неоценимую помощь юным исследователям оказывает отдел культуры, национальностей, религий и туризма Городокского городского совета. Его сотрудники помогли школьникам консультациями, снабдили юных краеведов методическими и справочными материалами. Кроме того, отдел активно сотрудничает с израильскими учеными, которые дают консультации в особо сложных случаях.

— В этом вопросе у нас есть свой «шкурный» интерес, – говорит начальник отдела культуры Олег Федоров. – После победы наша территориальная громада планирует активно развивать туризм. В том числе и «национально ориентированный». Городок вполне способен стать одним из центров еврейского туризма. В нашу территориальную громаду, в частности, входят экс-местечки Кузьмин и Купин с многочисленными и очень интересными достопримечательностями еврейской истории. Совсем рядом – знаменитый Сатанов, Гримайлов, Гусятин и Смотрич. В центре этого туристического узла именно наш Городок. Поэтому школьники сейчас выполняют и часть работы нашего отдела. Надеемся, что в результате мы получим неплохой путеводитель по старинному еврейскому некрополю Городка, или, по крайней мере, заготовку для него.

По словам Олега Федорова также планируется проведение фотовыставки в местном краеведческом музее («G-museum»), — одном из самых технологически оснащенных музеев Украины. Его новое здание, к тому же «нафаршированное» самым современным музейным оборудованием, открыли только в прошлом году. Но это ближе к лету, когда появятся туристы.

— Факт, что наши школьники исследуют и изучают старинный еврейский некрополь, яркая характеристика современного украинского общества, — дала политическую оценку происходящему секретарь Городокской городской рады Олена Грих. – В эпоху СССР такое и представить было невозможно. Коммунисты, с одной стороны, якобы декларировали интернационализм, но на самом деле вели неприкрытую антисемитскую политику. Даже на могилах жертв Холокоста упоминались только непонятные «советские граждане». То, что мы видим – это результат Независимости Украины и продукт нового, открытого украинского общества, где нет места ксенофобии.

Надеюсь, жюри международного конкурса, объявленного Европейской инициативой по сохранению еврейских кладбищ и организацией Centropa по достоинству оценит работу наших ребят. Также верю, что исследование Юлии Куксы будет высоко отмечено Малой Академией Наук.

Как сообщила нашему корреспонденту директор Центра профессионального развития педагогических работников и учитель истории Жанна Максимова, курирующая проект, в следующем году планируется исследовать кладбища Купина и Кузьмина, — старинных экс-местечек, входящих в Городоцкую территориальную громаду. Они тоже датируются XVIII-XX столетиями.

Не хасидами едиными

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий