Носорог на мультикоптере

0

Маленькие, да удаленькие: израильский военпром все серьезнее относится к применению портативных БПЛА

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Одним из важнейших изменений в мировом военном деле последних лет стало массовое применение небольших БПЛА, особенно мультикоптеров. Доступность подобных летательных аппаратов и высокая эффективность для ряда сценариев (разведка в реальном времени, целеуказание, ударные миссии) превратили их в важнейший инструмент не только для армий, но и для террористических организаций.

Потенциал мультикоптеров и малых БПЛА еще отнюдь не реализован. По сути, мы находимся в процессе развития данного процесса, носящего — не побоюсь этого определения — революционный характер.

На протяжении истории неоднократно доказано, что войны становятся стимулом для технического прогресса и массового внедрения новых технологий. В том числе и тех, что были известны ранее, но, что называется, руки не доходили. События последних лет исключением не стали. Более того, все стало достоянием широкой публики — и непосредственно участников боевых действий, и тех, кто принимает решения в разных странах, армиях и организациях, и просто наблюдателей со стороны. Ведь современные войны носят ярко выраженный медийный характер: информация с полей сражений поступает на экраны мониторов во всем мире, зачастую, в реальном времени. Достаточно вспомнить события в Сирии, Ираке, азербайджано-армянскую войну и, разумеется, боевые действия в Украине. В последнем случае буквально ежедневно можно, например, наблюдать, какой колоссальный ущерб наносят маленькие и часто примитивные летательные аппараты российской армии. Они делают украинцев "зрячими" там, где еще совсем недавно те не могли бы даже подозревать о наличии противника. Они уничижают живую силу и технику в самых разных местах, сбрасывая противнику на голову полукустарные боеприпасы. Наконец, они действуют и в качестве камикадзе.

Если у кого-то и были сомнения, то сегодня они отпали: массовое использование и реализация потенциала, заложенного в небольшие дистанционно пилотируемые летательные аппараты — залог значительных успехов на поле боя. И, что особенно важно, защита от подробных средств противника. И это один из серьезнейших вызовов, стоящих перед самыми современными армиями мира, включая ЦАХАЛ. Долгие годы или даже десятилетия Израиль имел практически полное превосходство в воздухе. Сегодня же, с появлением коммерческих и широким производством военных мультикопетров и БПЛА, ситуация изменилась. Поэтому важнейшая составляющая успеха в будущей войне, в первую очередь с Ираном и (или) проиранскими силами на севере нашей страны, — способность противостоять массированному применению противником мультикоптеров, небольших БПЛА и барражирующих боеприпасов (то есть таких, которые автономно или при помощи удаленного оператора "ищут" цель и поражают ее).

Израиль на протяжении многих лет является одним из мировых лидеров сфере военного применения небольших БПЛА, мультикоптеров и разного рода барражирующих "камикадзе". А на минувшей неделе сайт ynet опубликовал интересный репортаж о ряде новинок в данной сфере. В нем рассказывается о плодах деятельности подразделения сухопутных войск ИФТАХ, специализирующегося на разработках систем вооружений для ЦАХАЛа, полиция, ШАБАКа и "Моссада". Подразделение было сформировано в 1958 году под эгидой инженерных войск и с тех пор четырежды становилось лауреатом Государственной премии в сфере безопасности — высшей награды нашей страны.

В армии основные "клиенты" ИФТАХа — специальные и специализированные подразделения. Например, бригада коммандос или детище Авива Кохави – так называемое многомерное подразделение, этакая боевая лаборатория по практическому внедрению новейших средств и технологий в войсках. Примечательно, что это подразделение имеет оперативный статус и призвано решать боевые задачи.

Частенько разработки ИФТАХ – штучный товар, например, создаются под определенную одноразовую спецоперацию в тылу врага. В качестве примера периода особой активности и успехов в ИФТАХе приводят операцию "Несокрушимый утес" 2014 года, когда за 51 день боевых действий по требованиям армии были созданы и внедрены около 300 различных средств. При этом военнослужащим подразделения часто приходилось находиться непосредственно на местах, дабы оптимизировать процесс.

Работа с мультикопетрами проводится в ИФТАХе уже давно, но особенно интенсивно в последние два года. Так, с началом массовых беспорядков у границы сектора Газы срочно понадобилось обеспечить возможность сбрасывания с этих летательных аппаратов гранат со слезоточивым газом. Систему создали в кратчайшие сроки, и в ходе дальнейших событий на беснующихся палестинцев было сброшено около 2000 таких гранат.

Одна из наиболее примечательных рассекреченных новинок появилась на свет благодаря сотрудничеству с командиром "многомерного подразделения", подполковником А. Он прибыл в ИФТАХ с запросом придать разведывательным мультикоптерам огневую мощь. Собственно, в этом состоит секрет успеха ИФТАХ: выскоквалицированный персонал и технологические возможности реализуются в непосредственном контакте с пользователями. Как рассказали разработчики, вначале они пытались установить на мультикоптере легкий ручной пулемет "Негев" калибра 5,56 мм израильского производства, однако из-за проблем технического характера от идеи пришлось отказаться. И тогда настал черед… подствольного гранатомета калибра 40 мм, который обычно крепят к винтовкам семейств М-16 и "Тавор", состоящим на вооружении пехотных подразделений. Так на свет появился очень успешный продукт под названием "Карнаф" ("Носорог") — смонтированный на мультикоптере специальный перезаряжаемый гранатомет на основе подствольника, способный вести высокоточную стрельбу на дистанции в сотни метров. Наиболее характерный пример, приводимый в ИФТАХе, — возможность с большой дальности уничтожить террориста, попав гранатой в окно.

Подобный аппарат очевидно эффективнее своих "коллег", применяемых сегодня в Украине: там боеприпас похожего типа просто сбрасывается над целью. В этом случае возможности поражения ограничены, иногда страдает и точность, к тому же потенциальная жертва частенько может услышать звук летательного аппарата и избежать опасности. В ЦАХАЛе "Карнаф" монтируется на разные аппараты, в том числе и прошедшие модернизацию коммерческие китайского производства. Эффективное управление и боевое применение системы может осуществляться на дальности до 11 км от оператора, что делает ее очень гибкой. По сведениям из армейских источников, "Карнаф", будучи на вооружении ряда специальных подразделений, уже применялся в оперативной обстановке. В недалеком будущем вполне вероятно его внедрение и в регулярные линейные бригады.

Если "Карнаф" уже свершившийся факт, то еще один очень интересный аппарат — "Яд хазака" ("Сильная рука") находится на продвинутой стадии внедрения в преддверии полной оперативной готовности. В отличие от 40-мм гранат, этот мультикоптер обладает гораздо более разрушительной огневой мощью — поражает цели управляемой ракетой, созданной на основе танкового 120-мм снаряда.

Двумя названными системами ударные и разведывательные возможности многомерного подразделения отнюдь не ограничены. Среди них и совсем миниатюрные мультикоптеры, способные среди прочего действовать в застроенной местности – например, незаметно для противника положить (установить) рядом с ним некие средства или датчики.

В отличие от "Карнафа" и "Яд хазака", закупаемый ЦАХАЛом с 2020 года "Маоз" производства компании "Рафаэль" в условиях ударной миссии является одноразовым. Это барражирующий боеприпас для уровня "отделение-взвод". Весь комплект, состоящий из пульта управления и нескольких машин, весит 15 кг, то есть его несет один боец. Вес самого летательного аппарата вертолетного типа (по схеме напоминает российский геликоптер Ка-52) – всего 3 кг. В застройке — и в этом важнейшее преимущество системы — она применяется на дальности 500 метров, на открытой местности — до километра, может находиться в воздухе до получаса, а вес боевой части направленного осколочного действия составляет 350 г. При пикировании "Маоз" достигает скорости в 70 км/час. Наличие подобных машин, оснащенных очень продвинутыми сенсорами, позволяет бойцам на низовом уровне выполнять как разведывательные, так и ударные задачи, ранее им недоступные. Более того, если удар не был осуществлен, то "Маоз" (коммерческое название Spike Firefly из-за наличия в нем компонентов электрооптики ракет известнейшего семейства Spike) можно вернуть назад, к "хозяину".

Все перечисленное выше — лишь небольшая толика возможностей и новинок в сфере дистанционно управляемых аппаратов, публикация подробностей о большинстве остальных запрещена. И все же в ЦАХАЛе сообщают, что в наступившем году начнется применение сразу нескольких типов засекреченных БПЛА, которые должны существенно расширить возможности армии по ряду направлений. В общих чертах упоминается проект "Грозовые облака" ("Ананей а-сеара") к которому, согласно публикации сайта ВВС, относится открытая заново в начале августа 144-я эскадрилья. На ее вооружении в частности БПЛА "Ницоц" ("Искра"), относящийся к семейству "Орбитер" производства наполовину принадлежащей "Рафаэлю" компании "Аэронаутикс".

[nn]

Наш ВПК вперед летит

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий