"Конкурент" рабби Нахмана

0

Кто придумал строчку "Тот, кто верит, — не боится" и кому за нее следует заплатить?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Пинхас ЛЮК

На днях в израильском суде было принято решение, которое многим показалось не совсем логичным.

Оно было принято судьей тель-авивского мирового суда Ноамой Гроссман по иску о нарушении авторских прав поэта Йосефа Гиспана, автора текста популярной песни "Ми ше маамин — ло мефахед" ("Тот, кто верит, — не боится"), ставшей суперхитом в исполнении Эяля Голана.

Как рассказал в суде сам Гиспан, его дочь обнаружила, что в сети магазинов "Хоум-сентр" продается сувенир, представляющий собой деревянную табличку с вырезанными словами "Ми ше маамин — ло мефахед", которая, судя по всему, неплохо раскупалась. Гиспан обратился к руководству сети "Хоум-сентр" и производителям таблички с требованием выплатить ему полагающееся вознаграждение за коммерческое использование строчки из его песни, но в ответ ему было заявлено, что он — лжец, и слова песни принадлежат рабби Нахману из Браслава.

После этого Йосеф Гиспан и подал в суд иск против "Хоум-сентра" и производителя табличек с требованием выплатить ему компенсацию в 400000 шекелей. Ответчики снова заявили, что ничего платить не собираются, так как слова эти написал рабби Нахман, и они — достояние всего еврейского народа. Да и табличка эта, дескать, расходилась так себе, и потому они на ней ничего не заработали.

Тогда суд запросил экспертную оценку профессора Давида Асафа — одного из крупнейших в Израиле специалистов по истории хасидизма вообще и браславского хасидизма в частности. В своем заключении профессор отметил, что слова "Тот, кто верит — не боится" действительно лежат в русле учения рабби Нахмана и перекликаются с такими его известными строчками как "Главное, главное — вообще не бояться" и "Великая заповедь — жить в веселье", но вот дословно выражение "Тот, кто верит, — не боится" у него в сочинениях нигде не встречается, и таким образом эта строчка и в самом деле принадлежит Гиспану…

Судья Гроссман в своем судебном постановлении отметила, что "истец действительно облек учение рабби Нахмана в новую словесную оболочку и ему принадлежат авторские права на строчку "Тот, кто верит, — не боится", но…

И вот это "но" оказалось решающим: оказывается, в ходе судебных заседаний судья убедилась, что ответчики, считая эту строчку народной, допустили ошибку по неведению, без злого умысла, а потому… не должны платить никакой компенсации, а ограничиться лишь изъятием сувенира из продажи.

Если учесть, что до этого израильские суды присуждали многотысячные компенсации за куда более безобидное нарушение авторских прав (например, за использование фотографии той или иной всемирно известной достопримечательности или фрагмента классической картины, давным-давно ставшей общественным достоянием), то вердикт судьи Гроссман представляется и в самом деле странным…

[nn]

Как травили Наоми Шемер

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий