Нынешняя экспозиция скульптур, представленная на бульваре Альров Мамила, объединена темой «Юмор и сатира». 210 произведений 63 скульпторов из Израиля и других стран будут выставлены здесь до конца 2013 года.
Элеонора ХРИЗМАН
Фото автора
Поход в эту художественную галерею можно запланировать на любое время суток. Не нужно заранее узнавать часы работы, сверяться с расписанием общественного транспорта, сверять свой график с быстро меняющимися обстоятельствами.
Нужно лишь приехать в Иерусалим и оказаться у входа в пешеходную зону, торговый променад, заново отстроенный исторический район Мамила со стороны пересечения улиц Нового города.
Сюда стекаются улицы Шломцион а-малька и Гершон Агрон, Ицхак Карив и Давид а-Мелех, неподалеку расположен скверик, разбитый в честь приезда американского президента Джорджа Буша-младшего, посетившего Иерусалим в 2008 году.
Ближайшую скамейку от входа в Мамилу оккупировали «неведомы зверушки» неустановленной породы, но в человеческом платье. Наряды — сплошной винтаж с аллюзиями на середину прошлого века. Этакий люмпенский шик: ботинки «Прощай, молодость!», кургузый пиджачишко на босу грудь, мини-юбка, кепарик на лысине и замусоленная папироска в углу рта.
Не обращая внимания еще на одного подгулявшего персонажа в шляпе канотье, склонившегося под тяжестью сложной огуречной конструкции, двигаемся вперед, различая первые экспонаты галереи под открытым небом.
Интеллигентно-желтоватый иерусалимскй песчаник зданий очень оживляют китчеватые Бен-Гурион, Энди Уорхол, Эйнштейн и Мао Цзе-дун из фибергласа. Какой-то пузатый шутник из литья стоит на голове, рискуя упасть и обрушиться всем своим весом на прохожих. Рядом сводный хор кудрявых керамических мальчиков старательно выдерживает высокую ноту.
А дальше – пары, в большинстве своем бронзовые. Тяжеловатые на подъем господин и дама топчутся в старомодном танце, молодая мамаша закружилась в танце со своим малышом, коротко стриженные мужчина с подругой в желтых одеждах мирно греются на солнышке. «Ииэх, Мамила, куда ты заманила? Ииэх, Мамила меня ты погубила!» — тянут нестройными голосами подвыпившие муж и жена. Одна пустая бутылка валяется разбитой у ног разбитной молодки, другую, недопитую сжимает в руке развеселый молодец.
Вообще, ощущение такое, что все – скульптуры – здесь немного навеселе. Одни танцуют, другие на стенку лезут по лестнице. Два жирафа уселись на деревянном ящике, болтают ногами и хлопают в.. копыта. На лестнице, восходящей к французской католической церкви, вальяжно расположились ленивые рыжие керамические коты. Заблудившийся по пути в Мекку дервиш задумчиво разглядывает пойманую им крысу, размышляя над ее дальнейшей судьбой.
Показательно, что ни одна из 210 скульптур, большинство из которых сделаны специально для этой выставки, не имеет названия: только имя скульптора и призывная надпись «На продажу». Художники готовились к выставке полтора года, оттачивая свои произведения, доводя до совершенства самые мелкие детали. Из сотен, представленных на суд жюри работ, было отобрано чуть больше двухсот.
Экспозиция объединена общей темой «Юмор и сатира», видимо, этого авторам показалось достаточно. Варианты толкования они оставили на волю зрителей, полностью доверившись фантазии случайных прохожих. Жаль, что никому из них не пришло в голову установить рядом со своим произведением записывающее устройство и постепенно собрать коллекцию особо ценных толкований и интерпретаций.
Практически с момента открытия обновленная Мамила превратилась в художественную галерею под открытым небом, по-настоящему народный выставочный зал, доступный для всех поклонников современного искусства. За последние четыре года на бульваре Альров Мамила были представлены четыре различных выставки – «Дорогой иерусалимских скульптур», «Сказочные истории», «Рассказы из ТАНАХа» и «Муза», которая имела беспрецедентный успех. «Юмор и сатира» — пятая по счету, но, конечно, не последняя. Ожидается, что на нынешней выставке до конца года побывает не меньше миллиона посетителей как жителей самого Иерусалима, так и многочисленных туристов.