Недельная глава Торы «МАТОТ» (מַּטּוֹת)
Очередную главу Торы комментирует Лев КАЦИН — раввин, наставник в одной из иешив Нью-Йорка, издатель газеты «Еврейский мир»
Бемидбар 30:
(2) И говорил Моше главам колен сынов Исраэйля, говоря: вот что повелел Г-сподь: (3) Если кто даст обет Г-споду, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать. (4) И если женщина даст обет Г-споду и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, (5) И услышит отец ее обет ее и зарок ее, который она наложила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то состоятся все обеты ее, и всякий зарок, который она положила на душу свою, должен состояться. (6) Если же воспретил ей отец ее в день, в который услышал, то все обеты ее и зароки ее, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Г-сподь простит ей, потому что отец ее воспретил ей.
ВОЙНА!
(Примечание: Комментарий был написан несколько лет назад)
— Евреи, молитесь, в Хайфе убитые и раненые! — услышал я чей-то крик во время утренней молитвы у Стены Плача.
Это произошло в тот год, когда все мы стали свидетелями удивительного совпадения: военные действия на севере страны начались в то время, когда евреи читали в Торе о войне Израиля с Мидьяном. После молитвы я зашел в книжный магазин "Мория", расположенный в еврейском квартале Старого города. "Я ищу комментарии о войне с Мидьяном", — сказал я хозяину магазина. "В субботу я прочитал интересный комментарий, правда, не помню, кому он принадлежит, — ответил он. — Имя пытающегося уничтожить нас народа, Мидьян, происходит от корня дин — суд и может быть переведено как — судящийся. Отсюда вывод: когда евреи судятся и ссорятся друг с другом, на них нападает враг — Мидьян. Победить Мидьян — значит прекратить судить, осуждать друг друга, преодолеть внутреннюю духовную слабость и обрести единство!"
Тогда же я прочитал статью Шломо Ангела "Мы предупреждали вас!", которая перекликалась с этой идеей. "Именно сейчас, когда гремят взрывы и половина страны прячется в бомбоубежищах, мы обязаны кричать: "Мы же предупреждали вас!" Вновь и вновь мы повторяем: "Мы же предупреждали вас, не дай Б-г, не от радости, а в надежде на то, что, когда ошибочность политики правительства очевидна всем, мы сможем вернуть страну к ответственной стратегии, — писал автор в "Едиот Ахронот". — Мы предупреждали вас, что сдерживание — это слабость, а отсутствие реакции на удар "приглашает" следующий, еще более мощный удар… И главное, мы предупреждали вас, что невозможно победить врага одной силой, без веры в справедливость нашего пути. Воспитание национальной гордости и знание истории являются стратегическим приоритетом любого народа, сражающегося за свою жизнь. Осознание морального права еврейского народа на землю Израиля и умение отличить его от претензии тех, кто хочет эту землю у нас отнять, ценнее многих эскадрилий самолетов и танковых дивизий, руководимых офицерами и солдатами, не уверенными в правоте своего дела…"
На войну против евреев объединились два народа — Моав и Мидьян. Почему же Всевышний приказал Моисею уничтожить Мидьян? "Моавитяне были движимы страхом, они боялись, как бы (евреи) не разорили их, — отвечает Раши. — Мидьяне же вступили в не касавшийся их спор". Мудрецы Талмуда подчеркивают еще один нюанс: моавитяне хотели физически уничтожить евреев, мидьяне же стремились сломить дух народа, привести евреев к разврату и поклонению идолам, в результате чего среди них начался мор. Отсюда вывод: враг, который хочет сокрушить твой дух, опаснее врага, который угрожает тебе физическим уничтожением!
"И говорил Моисей народу: Пусть снарядятся из вас мужи в войско!" Раши комментирует: "Мужи — праведные люди" (Бамидбар, 3).
"И говорил Моисей народу" — "Народу, а не лидерам, — замечает рав Гирш. — Поскольку защита духовной и нравственной чистоты Израиля должна исходить от самих людей. Эта война должна была вестись против Мидьяна, а не против Моава (который стремился ослабить Израиль физически, а не к нравственному и духовному уничтожению), должна была помочь людям осознать нравственный и духовный мотив кампании. Подлинным врагом Израиля является не тот, кто стремится к его физическому уничтожению, а тот, кто помышляет о его нравственной и духовной гибели".
"Моисей послал их… и Пинхаса" (Бамидбар, 3). Ни в одном из описаний предшествующих войн (кроме войны с Амалеком) не подчеркивается необходимость присутствия коэна наряду с Ковчегом Завета и трубами Святилища. Другие войны велись по материальным соображениям. Эта война велась ради высочайших нравственных и духовных целей (Санчино).
Сокрушив врага, все евреи, воевавшие и находящиеся в тылу, вознесли "дань Всевышнему" (Бамидбар, 54).
"Понятно, что возвращавшиеся с битвы воины должны были выразить благодарность Всевышнему за одержанную победу и благополучное возвращение домой, поясняет раввин иешивы "а-Котель" Авигдор Небензаль, — но в чем смысл выражения благодарности людей тыла? Воины видели опасности войны и чудеса спасения, они действительно могли оценить победу. Однако и людям тыла было необходимо осознать чудо победы. Более того, хотя в столкновении с врагом физически участвуют только солдаты, в духовном смысле в войне принимает участие весь народ. Каждый еврей, где бы он ни находился в эту трудную минуту, может укрепить дух народа изучением Торы, молитвой и добрыми делами и, вознося дань Всевышнему, вознести себя и весь народ!"
Бемидбар 32 (Мафтир Матот):
(40) И отдал Моше Гилад Махиру, сыну Мынаше, и тот поселился в нем. (41) И Яир, сын Мынаше, пошел и завоевал селения его, и назвал их селениями Яира. (42) И пошел Новах, и завоевал Кынат и пригороды его, и назвал его Новахом по имени своему.
Полный текст Недельной главы "Матот" читайте тут: русский | иврит פרשת השבוע