…который евреи приняли с радостью и благодарностью
Моше ВОСКОБОЙНИК, luukphi-penz.livejournal.com
Какой славный город Вена! Как удивительно сочетаются в нем уют и роскошь! Эта роскошь разнолика, тут и фасады Внутреннего города, и сырные прилавки Нашмаркта, и антикварные магазины на Зильбергассе. И, знаете ли, потребность в роскоши заразительна. В какой-то момент вам может показаться, что жить дальше, без чашки для шоколада, никакого смысла нет, и тогда вы отправитесь в сад Аугартен, где находится музей венского фарфора с роскошным магазином при нем. Но не торопитесь. Выйдя из метро «Таборштрассе», вы увидите по левую руку барочную колокольню католической церкви св. Леопольда. Ничего особенного. И все-таки подойдите к этой церкви. В ее основании лежат камни стен синагоги. Быть может, это единственное материальное свидетельство предпоследнего изгнания евреев из Вены.
Вообще-то евреев из Вены изгоняли неоднократно, а вот в этот, предпоследний раз — в 1669 году. Причин изгнания было несколько. Городские гильдии ненавидели евреев-торговцев, как конкурентов. Когда евреи ввозили какой-то товар, гильдии утверждали, что цены падают и местных ремесленников лишают куска хлеба, когда евреи вывозили что-либо из города, гильдии кричали, что в городе растут цены и дети голодают. Гильдии взывали к архиепископу, архиепископ к императору Леопольду.
Но это не все. В 1666 году Леопольд женился на испанской принцессе Маргарите Марии Терезе (именно ее написал Веласкес в своих знаменитых Менинах). Этой испанке было совершенно нестерпимо жить в одном городе с евреями. Первенец венценосной семьи скончался 1668 году, в этом же году во дворце вспыхнул пожар. Все эти события молва и церковь и, конечно, императрица приписали злобе и коварству евреев. Император Леопольд I был человеком просвещенным, но глубоко религиозным, депрессивным, подверженным влияниям. Он не выдержал давления и, хотя в еврейских деньгах постоянно нуждался, в 1669 году все 1600 евреев Вены были из города изгнаны.
Изгнание 17-го века было много цивилизованнее, чем в 20-м. Никого не убили и ничего не разрушили. Бедным евреям дали срок в две недели, чтобы из города убрались. Богатым дали возможность разобраться с делами и имуществом. Большую «Новую синагогу» аккуратно перестроили в католическую церковь, которую, естественно, назвали именем св. Леопольда и освятили уже в 1671 году. Еврейские дома реквизировали в пользу города, а скарб разрешили хоть продавать, хоть увозить с собой.
Но куда же эти евреи подевались? Кто-то уехал в Польшу, которая в те времена принимала всех. Кто-то в Турцию. А кому-то повезло больше. Фридрих Вильгельм, маркграф Бранденбурга, согласился принять у себя 50 семей. До нас дошел соответствующий эдикт маркграфа. Среди множества условий проживания евреев под его покровительством были следующие:
«… должно быть ясно, что купленная ими недвижимость может быть выкуплена, а построенное ими должно вернуться к христианам через некоторое количество лет»;
«каждая семья должна платить ежегодно 8 рейхсталлеров в качестве «налога на защиту», а в случае женитьбы члена семьи дополнительно золотой гульден».
Другими словами, маркграф предоставляет евреям «крышу» за 8 рейхсталлеров в год. Совсем недорого. А чтобы все оценили серьезность его намерений, пишет:
«Этим евреям разрешено заниматься торговлей и ремеслом по всей нашей земле.
Если кто-то хочет пожаловаться на еврея, он должен подать петицию в письменной форме. Дело будет рассматриваться нами напрямую».
Далее: «Хоть им и запрещено иметь синагогу, они могут собираться в своих домах, молиться и совершать свои обряды при условии, что это не будет оскорблять христиан».
А вот завершение эдикта, внимание!
«Мы обещаем им наше покровительство и нашу защиту на наших территориях на 20 лет, а по истечении этого срока, мы или наши наследники можем продлить действие этого эдикта, если сочтем это необходимым. Однако, мы оставляем за собой право отменить свое покровительство и до истечения двадцатилетнего срока».
И евреи с радостью и благодарностью на эти условия согласились.
https://www.isrageo.com/2017/11/17/materiyjudo/